Дорогой брат. Приветствую вас.
Ниже следуют ответы на ваши вопросы:
1. Запретным является, если женщина пребывает в сафаре (один день и одна ночь) без махрама. Но если она, пребывая в сафаре меньше этого времени, приехала в нужное ей место и осталась там на какое-то время у своего брата или других своих махрамов, то это незапрещенно. Запретным является пребывание женщины в пути сафара один день и одну ночь.
2. Если мусульманин отправляется в сафар, в котором разрешается сокращение намаза, т.е. отправляется в путь на расстояние не менее 4 бурудов, как об этом сообщается от Ибн Аббаса, который сказал: «О жители Мекки, не сокращайте намаз в пути, который короче 4 бурудов из Мекки в Асафан» (Ибн Умар сокращал намаз лишь в сафаре с расстоянием не менее 4 бурудов, что в наше время равняется примерно 89 километрам), то он может сокращать и совмещать намазы, сколько бы времени он ни находился в сафаре, за исключением положения, если он намеревается проживать в месте своего сафара. В последнем случае он не может сокращать и совмещать намазы.
Если он отправился в больницу, которая находится от его места проживания на расстоянии 89 километров, то он может сокращать и совмещать намазы до того времени пока не выйдет из больницы и не вернется до места своего проживания. Человек считается мусафиром, если отдалился от места своего проживания на шариатское расстояние, т.е. приблизительно на 89 километров, за исключением случая, если решает остаться в том месте для проживания. Если он намерился проживать в том месте, в которое отправился, вместо своего прежнего места проживания, то в таком случае он уже не может сокращать и совмещать намазы.
Доказательством совмещения намазов является:
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ в сафаре в Табук совместил зухр намаз с аср намазом (передал Малик). От Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ совместил два намаза в сафаре (передали аль-Баззар, Абу Яъля и ат-Табарани). Передается, что Муаз ибн Джабал (да будет доволен им Аллах) сказал: «В походе Табук Посланник Аллаха ﷺ совместил зухр намаз с аср намазом, а также магриб намаз с иша намазом. Я спросил его о том, что побудило его к этому и он ответил, что не захотел делать затруднения для своей уммы» (передали Муслим и Ахмад).
Передается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Находясь в сафаре, Пророк ﷺ совершал зухр и аср намазы вместе, когда солнце отклонялось от зенита прежде чем продолжать свой путь дальше, а если он отправлялся, прежде чем солнце отклонялось от зенита, то совмещал эти два намаза в начале времени аср. То же самое он делал в совершении магриб и иша намазов» (передал ат-Табарани).
Следовательно, тот, кто помещен в больницу, находящуюся от места его проживания на шариатском расстоянии (примерно 89 километров), может совершать намазы полными без сокращения и совмещения, как и может сокращать и совмещать их до выхода из больницы и возвращения в место своего проживания (за исключением, если принимает больницу местом своего проживания, чего естественно не может быть в реальности). Если же больница не расположена от места его проживания на таком расстоянии (т.е. находится на расстоянии менее 89 километров), то он не может сокращать и совмещать намазы.
Это мнение я считаю более сильным.
Что касается Абу Ханифы, мазхаб которого преобладает у вас, то он не считает совмещение намазов в сафаре допустимым. Он допускает это лишь в хадже (на Арафате зухр с асром во время первого намаза, и в Муздалифе магриб с иша во время второго намаза). Поэтому кто следует мазхабу Абу Ханифы не совмещает намазы в сафаре и значит не совмещает их в больнице. Абу Ханифа имеет иное мнение о хадисах, касающихся этого вопроса, и дает им иное разъяснение.
Большинство тех ученых, которым вы задавали вопросы, следуют мазхабу Абу Ханифы, и поэтому они, как мы сказали, считают совмещение намазов позволительным только лишь в хадже. Таким образом, тот, кто следует мазхабу Абу Ханифы, не совмещает намазы.
3. Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Не дозволяется женщине, верующей в Аллаха и Судный день, отправляться в путь на расстояние одного дня и одной ночи без своего махрама» (вывел Муслим).
Этот хадис не определяет возраст махрама, с присутствием которого женщине дозволяется отправляться в сафар. Однако поскольку в хадисе содержится слово «ночь», то из хадиса можно понять о безопасности женщины в сафаре. Исходя из этого, махрам должен быть в возрасте, в котором он может оберегать ее. Если дорога безопасна, то с ней может быть махрам в возрасте, в котором уже человек побивается родителями за то, что не совершает намаз, т.е. в возрасте десяти лет. Если же дорога небезопасна, то махрам должен быть совершеннолетним. Отправляться в сафар женщине с махрамом в возрасте менее десяти лет я считаю нежелательным.
Примите мое приветствие!
Ваш брат
20/12/2004