06
Пн, мая

Шариатское одеяние, в которое Ислам обязал облачаться женщин в общественной жизни

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Я уважаю Хизб ут-Тахрир, в частности — за то, что в том или ином вопросе есть единое, принятое мнение, которому обязаны придерживаться все его шабабы. То, чему обязаны придерживаться шабабы, опубликовано в книгах и других изданиях Хизба.

Подобное редко встретишь у других исламских движений. Однако на просторах интернета мне пришлось столкнуться с обсуждением между шабабами Хизба вопроса относительно джильбаба (верхней одежды в виде покрывала или цельного платья). Некоторые из них сказали, что джильбаб — это один цельный кусок материи, другие сказали, что джильбаб состоит из двух кусков материи.

Я думаю, что Хизб имеет своё мнение в этом вопросе, а шабабы должны придерживаться его. Стоит отметить, что Хизб — одно из тех исламских движений, которые сильно повлияли на распространение джильбаба среди мусульманок. Поэтому у меня возникает вопрос: изменил ли Хизб свою политику обязательного соблюдения шабабами мнения Хизба? Заранее благодарен за ответ!

Ответ:

В самом начале хотел бы сказать, что шабабы, находящиеся в Хизбе, по-прежнему обязаны придерживаться мнения Хизба, и в этом плане не происходило каких-либо изменений. Также хочу отметить, что шабабы не разногласят относительно шариатского джильбаба женщин. Шариатский джильбаб — это свободная форма одежды, состоящая из одного цельного куска материи, одеваемая поверх обычной одежды и спускающаяся вниз вплоть до сокрытия ступней.

Да, действительно Хизб сильно повлиял на распространение джильбаба среди мусульманок, и это произошло благодаря Аллаху. Хизб продолжает соблюдать верность теме женского джильбаба, отдавая ему его права. Эта тема подробно изложена в книге Хизба под названием «Социальная система» в разделе «Смотреть на женщину».

В самом шариатском одеянии обусловлено наличие джильбаба и химара (материя, которая покрывает голову, скрывает волосы, шею и разрез платья на груди). Задачей джильбаба и химара является скрыть аурат (постыдные места), при этом не должно быть проявлений табарруджа (привлечение внимания посторонних мужчин со стороны женщины выставлением на показ своих прикрас и мест украшений). Другими словами, не всякая одежда, скрывающая аурат, пригодна для выхода в ней на улицу; для этого есть специальная одежда, обговорённая Шариатом. Теперь давайте перейдём к подробному разбору того, что мы упомянули:

1) В книге «Социальная система» пишется, что женским шариатским одеянием в общественной жизни является джильбаб и химар, которые скрывают постыдные места тела без проявления табарруджа. Вот некоторые выдержки из этой книги касательно данной темы:

«Доказательством того, что Шариат обязал скрывать кожу так, чтобы невозможно было распознать её цвет, служат слова Пророка Аллаха ﷺ:

لَمْ يَصْلُحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا

«Нельзя, чтобы у неё было видно».

Этот хадис является явным доказательством того, что Шариат установил относительно одежды, закрывающей аурат, то условие, чтобы она скрывала кожу и чтобы не было видно то, что под одеждой. Поэтому женщина должна закрывать свой аурат именно такой одеждой, а не тонкой, которая показывает то, что находится под её одеждой.

Эта тема касается скрытия аурата, и её нельзя путать с одеждой женщины в общественной жизни и с табарруджем женщины, который может иметь место в некоторых одеяниях. Если имеется какая-то одежда, которая закрывает аурат, то это ещё не означает, что женщина может одеть её, выходя в общественное место.

Относительно одеяния женщины для общественной жизни следует сказать, что Шариат обязал женщине одежду, которую она должна надевать сверх своих обычных одежд, когда выходит в какое-либо общественное место. Эту одежду (верхняя женская одежда, покрывало, подобное платью) она должна опускать донизу, закрывая свои ступни. Если у неё нет такой одежды, то она одалживает её у своей соседки, подруги или родственницы. Если она сама не одолжит или если никто ей не одолжил эту одежду, то ей нельзя выходить без неё. Если же она выйдет без этой одежды, которую должна надевать сверх своей обычной одежды, то совершит грех, т. к. оставит обязанность, предписанную ей Аллахом.

Это относительно нижней одежды для женщин. Что касается верхней одежды, то у женщины должен быть платок или тому подобное, что полностью закрывает голову и шею и закрывает разрез платья на груди. Когда у неё имеются эти две одежды, она может выходить из своего дома в общественные места. В ином случае она никоим образом не имеет права выходить в общество, т. к. приказ одевать эти две одежды сообщён в общей форме и остаётся общим во всех положениях, потому что для этого приказа абсолютно не имеется исключения.

Доказательством обязательности этих двух одежд для общественной жизни являются слова Аллаха (относительно верхней одежды):

وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ وَلۡيَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّ

«И пусть не показывают украшений своих, кроме тех, которые видны снаружи. И пусть накрывают они платками грудь свою» (24:31).

И слова Аллаха (относительно нижней одежды):

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِيُّ قُل لِّأَزۡوَٰجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَآءِ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ يُدۡنِينَ عَلَيۡهِنَّ مِن جَلَٰبِيبِهِنَّ

«О Пророк, скажи жёнам твоим и дочерям, и жёнам верующих надевать на себя покрывала» (33:59), —

а также то, что передано от Умму Атыйи, которая сказала:

عَنْ أُمِّ عَطِيَّةَ قَالَتْ: أَمَرَنَا رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَنْ نُخْرِجَهُنَّ فِي الْفِطْرِ وَالْأَضْحَى، الْعَوَاتِقَ وَالْحُيَّضَ وَذَوَاتِ الْخُدُورِ، فَأَمَّا الْحُيَّضُ فَيَعْتَزِلْنَ الصَّلَاةَ وَيَشْهَدْنَ الْخَيْرَ، وَدَعْوَةَ الْمُسْلِمِينَ. قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِحْدَانَا لَا يَكُونُ لَهَا جِلْبَابٌ، قَالَ: لِتُلْبِسْهَا أُخْتُهَا مِنْ جِلْبَابِهَا

«Посланник Аллаха ﷺ велел нам на два праздника (розговенья и жертвоприношения) выводить молодых девушек и тех девушек, которых скрывают от посторонних взоров, а также тех женщин, которые в это время имеют месячные. Эти женщины, имеющие месячные, не совершают намаз, присутствуют на празднике и слушают призыв мусульман. Я сказала Посланнику ﷺ, что у одной из нас нет покрывала, и он сказал: «Пусть её сестра даст ей из своих покрывал» (Муслим).

Эти доказательства явно указывают на одежду женщины в общественной жизни. В вышеприведённых двух аятах Аллах полностью и подробно описал ту одежду, которую обязал для женщины носить в общественной жизни. Относительно верхней одежды Аллах сказал:

وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ وَلۡيَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّ

«И пусть не показывают украшений своих, кроме тех, которые видны снаружи. И пусть накрывают они платками грудь свою» (24:31), —

т. е. пусть они оборачивают свои головы, закрывая волосы, шею и груди. А относительно нижней одежды Он сказал:

يُدۡنِينَ عَلَيۡهِنَّ مِن جَلَٰبِيبِهِنَّ

«Пусть накрывают на себя покрывала» (33:59), —

т. е. пусть они спускают на себя свои покрывала донизу перед тем, как выйти из дома. Об общем виде этой одежды женщины для общественной жизни Аллах сказал:

وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَا

«И пусть не показывают своих украшений, кроме тех, которые видны снаружи» (24:31), —

т. е. пусть не показывают свои части тела, являющиеся местами украшения, как уши, руки, голени и т. д., кроме того, что было видно у них в общественной жизни, когда был ниспослан этот аят, т. е. во время Посланника ﷺ, а это лицо и кисти рук. Посредством этого подробного описания становится совершенно понятным то, как должна выглядеть одежда женщины в общественной жизни. Хадис Умму Атыйи ясно объяснил обязательность наличия у женщины той одежды, которую она должна одевать поверх своих одежд при выходе из дома. Когда Умму Атыйя сказала Посланнику ﷺ:

إِحْدَانَا لَا يَكُونُ لَهَا جِلْبَابٌ

«У одной из нас нет покрывала», — он ответил ей:

لِتُلْبِسْهَا أُخْتُهَا مِنْ جِلْبَابِهَا

«Пусть её сестра даст ей из своих покрывал», —

т. е. когда она сказала Посланнику ﷺ, что у одной из них нет покрывала, которое следует надеть поверх обычных одежд, чтобы выйти из дома, он велел, чтобы её сестра одолжила ей. Смысл этого заключается в том, что если ей не одолжили эту одежду, то ей нельзя выходить, и это является къариной на то, что приказ в этом хадисе указывает на обязательность, т. е. женщине необходимо надевать покрывало поверх своих других одежд, когда она хочет выйти из дома, а если она не надела это покрывало, то ей нельзя выходить.

Относительно джильбаба (верхнего одеяния) имеется то условие, чтобы оно было опущено донизу и закрывало ступни ног, т. к. в аяте Всевышний Аллах говорит:

يُدۡنِينَ عَلَيۡهِنَّ مِن جَلَٰبِيبِهِنَّ

«Пусть накрывают на себя покрывала» (33:59), —

т. е. отпускают свои покрывала донизу. В этом аяте частица «мин» служит для пояснения, а не для выделения из общего какой-то его части. От Ибн Умара передано, что он сказал следующее:

قَالَ رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ جَرَّ ثَوْبَهُ خَيْلاَء لَمْ يَنْظُرِ اللهُ إِلَيْهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، فَقَالَتْ أُمُّ سَلَمَة: فَكَيْفَ يَصْنَعن النِّسَاء بِذُيُولِهِنَّ؟ قَالَ يرخين شِبْرًا، فَقَالَتْ: إِذا تَنْكَشِفُ أَقْدَامهُنَّ. قَالَ: فَيرخِينه ذِرَاعًا لاَ يَزِدْنَ عَلَيْهِ

«Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто горделиво волочит свою одежду по земле, не будет в Судный день удостоен взгляда Аллаха». В это время Умму Саляма спросила: «Что делать женщинам со своими подолами?». Посланник ﷺ ответил: «Пусть опускают на пядь». Тогда Умму Саляма сказала: «В таком случае их ступни будут открыты», — и Посланник ﷺ сказал: «Пускай опускают на локоть и ни больше» (ат-Тирмизи).

Это ясно говорит о том, что покрывало, которое женщина надевает поверх других своих одежд, должно быть опущено донизу и закрывать ступни. Если ступни закрыты чулками, носками или обувью, то это не заменяет обязательности опускать покрывало до низу и не может указывать на то, что покрывало опущено до обязательной длины. В подобном случае, т. е. когда ступни закрыты носками и так далее, нет необходимости закрывать их, т. к. они закрыты, а то, что является необходимым — это опускать покрывало донизу в явном виде, который показывает, что это обязательная одежда женщины для общественной жизни, и в нём исполняются вышеприведённые слова Аллаха:

يُدۡنِينَ

«Пусть надевают на себя свои покрывала», —

т. е. опускают их донизу.

Из этого становится понятным, что у женщины должна быть свободная одежда, которую ей необходимо надевать поверх других своих одежд для выхода в ней из дома. Если же у неё нет этой одежды, и она желает выйти из дома, то её сестра, т. е. любая мусульманка, должна одолжить ей из своих подобных одежд. В случае, если она не находит того, кто бы одолжил ей такую одежду, то она не может выходить из дома до тех пор, пока не найдёт эту одежду. А если она выходит в других одеждах, не надев свободную, опущенную до низу одежду, то совершает грех — даже если у неё будет закрыт весь аурат, — т. к. свободная, опущенная до ступней ног одежда является обязательной. В таком положении она нарушает обязанность, грешит перед Аллахом и наказывается со стороны государства».

2) Из вышеприведённого текста становится понятно, что шариатское одеяние:

— должно покрывать аурат и быть без проявлений табарруджа,

— должен быть химар, покрывающий волосы, обвёртывающий шею и закрывающий разрез платья на груди,

— должно спускаться на стопы, покрывая их.

Повторюсь ещё раз, что джильбаб — это свободная форма одежды, состоящая из одного цельного куска материи, одеваемая поверх обычной одежды и спускающаяся вниз вплоть до сокрытия ступней. Это в принципе понятно каждому зрячему. Каждый, кто имеет зрение и разум, понимает, всё упомянутое. В книге пишется:

— «Шариат обязал женщине одежду, которую она должна надевать сверх своих обычных одежд»,

— «эту одежду (верхняя женская одежда, покрывало, подобное платью) она должна опускать донизу»,

— «если же она выйдет без этой одежды, которую должна надевать сверх своей обычной одежды, то совершит грех»,

— «ясно объяснил обязательность наличия у женщины той одежды, которую она должна одевать поверх своих одежд при выходе из дома»,

— «из этого становится понятным, что у женщины должна быть свободная одежда, которую ей необходимо надевать поверх других своих одежд для выхода в ней из дома».

Как мы видим, раз за разом говорится о шариатском одеянии как об отдельном предмете, плюс само название «верхняя женская одежда» является тому подтверждением. Взгляните: «Шариат обязал женщине одежду, которую она должна надевать сверх своих обычных одежд», «эту одежду (верхняя женская одежда, покрывало, подобное платью) она должна опускать донизу», «если же она выйдет без этой одежды, которую должна надевать сверх своей обычной одежды, то совершит грех», «ясно объяснил обязательность наличия у женщины той одежды, которую она должна одевать поверх своих одежд при выходе из дома», «из этого становится понятным, что у женщины должна быть свободная одежда, которую ей необходимо надевать поверх других своих одежд для выхода в ней из дома», — такое неоднократное повторение лишний раз подтверждает, что джильбаб состоит из одного цельного куска материи, который одевают поверх обычной одежды. Поэтому здесь не должно быть какой-то неясности.

Также на этот момент указывает следующий аят:

يُدۡنِينَ عَلَيۡهِنَّ مِن جَلَٰبِيبِهِنَّ

«Пусть накрывают на себя покрывала» (33:59).

Видно, что аят указывает на джильбаб как на неделимое целое. А частица «мин» здесь служит для пояснения, а не для выделения из общего какой-то его часть. Процесс опускания касался джильбаба, а это означает, что джильбаб состоит из одного цельного куска материи, опускающейся донизу. Невозможно, чтобы джильбаб был из двух кусков материи, если учитывать аят, потому что процесс «опускания» привязан к джильбабу, ведь если бы джильбаб был из нескольких отдельных кусков материи, то необходимо, чтобы каждый кусок такни опускался до ступней.

В результате получится одна ткань поверх другой. Таким образом, джильбабом будет называться тот кусок материи, который спущен поверху другого куска, начиная от шеи и до ступней. Значит, языковая формулировка подтверждает, что джильбаб состоит из одного цельного куска материи, потому что опускание касается джильбаба. Не говоря уже о повторении слова «одежда» (упомянуто выше). Мы разъяснили до этого, что джильбаб — это свободная форма одежды, которая одевается поверх обычной одежды и спускается до ступней.

— Ислам строго требует носить такое шариатское одеяние, поэтому женщине даже не разрешается выходить из дома, если у неё нет джильбаба. Более того, ей необходимо позаимствовать его у своей сестры, чтобы иметь возможность выходить на улицу. При этом недостаточно скрыть один лишь аурат каким-либо другим одеянием, необходимо одеть джильбаб и химар без проявлений признаков табарруджа.

3) Именно это мнение принято Хизбом, и его должны придерживаться все шабабы, не противореча этому. Однако спрашивающий прочитал на просторах интернета противоречивые мнения шабабов, посчитав, что они дозволяют быть джильбабу из двух кусков материи (юбка и блуза; штаны и блуза; штаны и что-то в виде плаща с рукавами, доходящее до колен и т.п.). В результате он смутился и подумал, что шабабы разногласят о реальности джальбаба: из одной ли он материи или из двух. По-видимому, спрашивающий прочитал мнение либо тарика (оставившего Хизб), либо наказанного, либо одного из накисинов или смутьянов, подумав, что они находятся в рядах Хизба. Обычно мы не упоминаем о таких людях, кроме исключительных случаев.

Мы подтверждаем спрашивающему, что мнение, которое принято в Хизбе, распространяемо и придерживаемо всеми шабабами Хизба, не разноглася в этом. Таким образом, джильбаб — это свободная форма одежды, состоящая из одного цельного куска материи, одеваемая поверх обычной одежды и спускающаяся вниз вплоть до сокрытия ступней. Что касается тех, кто говорит иначе, то они, скорее всего, либо тарики, либо наказанные, либо накисины, либо смутьяны.
Такие люди не представляют ни сам Хизб, ни его шабабов.

И закончу тем, с чего начал: «В самом начале хотел бы сказать, что шабабы, находящиеся в Хизбе, по-прежнему обязаны придерживаться мнения Хизба, и в этом плане не происходило каких-либо изменений. Также хочу отметить, что шабабы не разногласят относительно шариатского джильбаба женщин. Шариатский джильбаб — это свободная форма одежды, состоящая из одного цельного куска материи, одеваемая поверх обычной одежды и спускающаяся вниз вплоть до сокрытия ступней. Да, действительно, Хизб сильно повлиял на распространение джильбаба среди мусульманок, и это произошло благодаря Аллаху. Хизб продолжает соблюдать верность теме женского джильбаба, отдавая ему его права. Эта тема подробно изложена в книге Хизба под названием «Социальная система» в разделе «Смотреть на женщину». В самом шариатском одеянии обусловлено наличие джильбаба и химара (материя, которая покрывает голову, скрывает волосы, шею и разрез платья на груди). Задачей джильбаба и химара является сокрытие аурата (постыдные места), при этом не должно быть проявлений табарруджа (привлечение внимания посторонних мужчин со стороны женщины выставлением на показ своих прикрас и мест украшений). Другими словами, не всякая одежда, скрывающая аурат, пригодна для выхода в ней на улицу; для этого есть специальная одежда, обговорённая Шариатом».

Я надеюсь, что моего ответа оказалось достаточно в понимании того, что Хизб имеет одно мнение по поводу верхнего женского одеяния для общественной жизни (джильбаба), как об этом мы разъяснили выше.

 

9 Мухаррама 1440 г.х.
19.09.2018 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в Фейсбуке «Фикх»

Главное меню