22
Пт, нояб

Закят с домашнего скота

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от Али ас-Саиди

Вопрос: Наш дорогой амир, ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! Пусть Аллах поведёт Вас по правильному пути и дарует через Вас победу и власть Исламу.

В книге «Имущество в Государстве Халифат» в разделе «Закят за домашний скот» в главе «Крупный рогатый скот» говорится: «Закят налагается на тот крупный рогатый скот, который свободно пасётся большую часть года». В главе «Мелкий рогатый скот» говорится: «Закят налагается на тот скот, который свободно пасётся большую часть года и достигает количества, которое не становится меньше нисаба в течение года».

Отсюда вопрос: выплачивается ли закят с крупного и мелкого рогатого скота, который не пасся на пастбищах, а кормился большую часть года у хозяина? Если с такого скота выплачивается закят, то каким образом?

Другой вопрос (если Вы пожелаете ответить): почему упоминается закят с крупного и мелкого рогатого скота, верблюдов, но не упоминается закят с птиц, в частности — с птицеводства, где птицы выращиваются тысячами, или же здесь они рассматривается как закят с торговых товаров?

Да благословит Вас Аллах за Ваше терпение.

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

1) Да, действительно, с крупного и мелко рогатого скота, который специально откармливают без выпаса, закят не выплачивается. Причина в том, что слово «ас-саум» (пастись на пастбище) является разъяснительным описанием (муфхим васф) для причинности (иллиййя). Понятие качества (мафхум ас-сыфа) — это связывание хукма с одним из качеств объекта. Это указывает на то, что хукм не применяется к объекту, если исчезло необходимое для этого качество. Также условием является, чтобы такое качество было разъяснительным описанием (васф муфхим), т.е. тем, что указывает на причинность (иллиййя). Если такое качество не будет разъяснительным описанием (васф муфхим), то и не будет у неё понятия (мафхум). Повторюсь ещё раз, что условием понятия качества (мафхум ас-сыфа) является наличие в нём разъяснительного описания (васф муфхим). Об этом упоминается в словах Посланника ﷺ:

وَفِي صَدَقَةِ الْغَنَمِ فِي سَائِمَتِهَا

«Закят выплачивается с тех овец, что свободно пасутся» (Бухари).

Здесь слово «овцы» является названием существа, которое имеет два качества: пасущееся на пастбище (т.е. на воле) и специально откармливаемое.

Таким образом, обязательность по выплате закята привязана к пасущимся на воле, что естественным образом указывает на отсутствие обязательности по выплате со специально откармливаемых без выпаса животных.

2) Что касается вопроса о том, почему закят выплачивается с крупного, мелкого рогатого скота и верблюдов, но не выплачивается с птиц и домашних птиц и т.п., то причина здесь в том, что про первых приходят тексты, поэтому мы на этом и ограничивается. Приведём некоторые из этих текстов:

— Передаётся от Абу Зарра, что Пророк ﷺ сказал:

مَا مِنْ صَاحِبِ إِبِلٍ، وَلَا بَقَرٍ، وَلَا غَنَمٍ، لَا يُؤَدِّي زَكَاتَهَا، إِلَّا جَاءَتْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، أَعْظَمَ مَا كَانَتْ، وَأَسْمَنَهُ، تَنْطَحُهُ بِقُرُونِهَا، وَتَطَؤُهُ بِأَخْفَافِهَا

«Если хозяин верблюдов, коров или овец не выплатит с них закят, то в День Воскресения самые крупные и тучные из них будут бодать его рогами и топтать копытами...» (Бухари, Муслим).

— Передаётся от Абу Бакра, что Пророк ﷺ сказал:

وَفِي سَائِمَةِ الغَنَمِ إِذَا كَانَتْ أَرْبَعِينَ، فَفِيهَا شَاةُ

«...со свободно пасущегося стада (овец и коз), если их численность достигла сорока голов, следует выплачивать одну овцу...» (Абу Дауд).

— Передаётся от Али, что Пророк ﷺ сказал:

لَيْسَ فِي الْبَقَرِ الْعَوَامِلِ صَدَقَةٌ

«Скот, который используются в работе, не облагается закятом» (передали Абу Убайд и Байхакы).

— Передаётся от Амра ибн Динара, что ему сообщили о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَيْسَ فِي الثَّوْرِ الْمُثِيرَةِ صَدَقَةٌ

«Закят не берётся с быка, используемого для вспашки земли».

Передаётся от Джабира ибн Абдуллаха, который сказал:

لَا صَدَقَةَ عَلَى مُثِيرَةٍ

«Нет закята со скота, используемого для вспашки земли».

В хадисах использует слово «мусира», что означает «животное, которое вспахивает землю».

— Передаётся от Бахзы ибн Хакима, что его отец рассказывал со слов его деда: «Я слышал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

فِي كُلِّ سَائِمَةِ إِبِلٍ فِي أَرْبَعِينَ بِنْتُ لَبُونٍ

«С сорока пастбищных верблюдов взимается одна двухгодовалая верблюдица» (Байхакы, хадис соответствует условиям Бухари и Муслима. Также Байхакы сказал: «Хадис с достоверным иснадом»).

«Словом «ас-саима» называют животных, пасущихся на равнинах и пастбищах, т.е. те животные, которые пасутся на воле».

3) Таким образом, с этих трёх видов животных (крупного, мелкого рогатого скота и верблюдов) взимать закят обязательно. Однако, закят взимается с них, только если они паслись свободно на пастбищах большую часть года. Что касается других видов животных, то относительно них нет текстов Шариата, говорящих о взимании с них закята, будь то птицы или водные животные. Поэтому закят ограничиваются теми видами животных, которые упомянуты в текстах Шариата. Однако если животные используются для торговых сделок, то в таком случае они будут считаться торговым товаром, и с них взимается закят. О том, как взимается закят с торговых товаров, разъяснено в книге «Имущество в Государстве Халифат», глава «Закят за торговые товары».

4) Подводя итоги, скажем следующее, что закят взимается только с крупного, мелкого рогатого скота и верблюдов, с остальных же животных он не взимается. Если животные относятся к торговым товарам, т.е. для купли-продажи, то с них выплачивается закят, потому что на выплату закята с торговых товаров приходят отдельные шариатские тексты. При этом в торговых товарах не учитывается сущность самого товара: им могут быть животные, злаковые, ткань, и т.д. Ниже мы приведём на это некоторые тексты:

— Передаётся от Самуры ибн Джундуба:

فَإِنَّ رَسُولَ اللهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، كَانَ يَأْمُرُنَا أَنْ نُخْرِجَ الصَّدَقَةَ مِنَ الَّذِي نُعِدُّ لِلْبَيْعِ

«Посланник Аллаха ﷺ приказывал, чтобы мы отдавали закят из того, что мы подготовили к продаже» (Абу Дауд).

— Передаётся от Абу Зарра, что Пророк ﷺ сказал:

وَفِي الْبُزِّ صَدَقَتُهُ

«Имеется закят за «аль-Базз» (Дарукъутни и Байхакы). «Аль-Базз» — это одежда и ткани, которыми торгуют.

— Передал Абу Убайд от Абу Амра ибн Хамаса, а тот — от своего отца: «Умар ибн аль-Хаттаб проходил мимо меня и сказал: «Хамас, выплати закят за свою собственность». Я сказал: «Я не имею ничего, кроме дрожжей и кожи». Он сказал: «Оцени это и выплати из этого закят».


Надеюсь, что в этом Вы найдёте исчерпывающий ответ. Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта.
«Имущество в Государстве Халифат»
29.09.2018 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в Фейсбуке «Фикх»