Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, наш дорогой шейх! Да защитит Вас Аллах.
Мои вопросы касаются людей Писания (ахлю ль-китаб):
1. Кто входит в категорию «людей Писания»?
2. Коран говорит, что нам дозволено жениться на их женщинах и есть мясо животного, заколотого ими. Существует ли эта категория людей сегодня?
3. Есть ли разница между прошлыми и настоящими иудеями и христианами?
Я буду очень рад, если Вы ответите на мои вопросы.
(Kasozi Ramadhan, Уганда).
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Как я понимаю, Ваш вопрос касается следующих слов Всевышнего Аллаха:
ٱلۡيَوۡمَ أُحِلَّ لَكُمُ ٱلطَّيِّبَٰتُۖ وَطَعَامُ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ حِلّٞ لَّكُمۡ وَطَعَامُكُمۡ حِلّٞ لَّهُمۡۖ وَٱلۡمُحۡصَنَٰتُ مِنَ ٱلۡمُؤۡمِنَٰتِ وَٱلۡمُحۡصَنَٰتُ مِنَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ مِن قَبۡلِكُمۡ إِذَآ ءَاتَيۡتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ مُحۡصِنِينَ غَيۡرَ مُسَٰفِحِينَ وَلَا مُتَّخِذِيٓ أَخۡدَانٖۗ وَمَن يَكۡفُرۡ بِٱلۡإِيمَٰنِ فَقَدۡ حَبِطَ عَمَلُهُۥ وَهُوَ فِي ٱلۡأٓخِرَةِ مِنَ ٱلۡخَٰسِرِينَ
«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги» (5:5).
Этот аят дозволяет мясо животных, заколотых людьми Писания, и дозволяет жениться на их женщинах.
Люди Писания, как говорится в этом аяте, — это иудеи и христиане. Такого мнения придерживались все факихи, как об этом пишется в Кувейтской энциклопедии исламской юриспруденции. Таким образом, дозволено есть мясо животного, заколотого иудеями и христианами, и жениться на их женщинах, как на это указывают шариатские тексты. На этот закон (хукм) не влияет то, что, находясь в своей религии, они живут в неверии и приобщают к Аллаху сотоварищей (ширк).
В эпоху Посланника Аллаха ﷺ иудеи и христиане так же были неверными, заблудшими и приобщали к Аллаху сотоварищей, но, несмотря на это, они считались людьми Писания. Это было подтверждено самим Посланником Аллаха ﷺ. В те времена, как и сегодня, христиане совершали ширк, возвеличивая Ису (а.с.) до статуса Бога, а иудеи — Узейра (а.с.). В Коране говорится:
وَقَالَتِ ٱلۡيَهُودُ عُزَيۡرٌ ٱبۡنُ ٱللَّهِ وَقَالَتِ ٱلنَّصَٰرَى ٱلۡمَسِيحُ ٱبۡنُ ٱللَّهِۖ
«Иудеи сказали: «Узейр — сын Аллаха». Христиане сказали: «Мессия — сын Аллаха» (9:30).
Несмотря на это, Посланник Аллаха ﷺ обходился с ними, как с людьми Писания, дозволяя их мясо и женщин.
Что касается других верований, как огнепоклонничество (маджус), то Пророк ﷺ не дозволял их мясо и женщин:
Приводит Ибн Абу Шайба в книге «Мусаннаф» от аль-Хасана ибн Мухаммада:
كَتَبَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى مَجُوسِ أَهْلِ هَجَرَ يُعَرِّضُ عَلَيْهِمُ الْإِسْلَامَ، فَمَنْ أَسْلَمَ قُبِلَ مِنْهُ، وَمَنْ لَمْ يُسْلِمْ ضُرِبَ عَلَيْهِ الْجِزْيَةُ غَيْرَ نَاكِحِي نِسَائِهِمْ وَلَا آكِلِي ذَبَائِحِهِمْ
«Посланник Аллаха ﷺ, предлагая Ислам маджусам местности Хаджар, написал им, что от вошедших в Ислам будет принято, а с остальных будет взиматься джизья, не будут брать замуж их женщин и не будет употребляться в пищу мясо животных, заколотых ими».
Подобный хадис записал аль-Хайсами в своей книге «Бугьят уль-бахис ан заваид муснад аль-Харис», передав рассказ Абдульазиза ибн Абана от Суфьяна, от Кайса ибн Муслима, от аль-Хасана ибн Мухаммада ибн Али ибн Абу Талиба:
كَتَبَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى مَجُوسِ هَجَرَ يَسْأَلُهُمْ الْإِسْلَامَ فَمَنْ أَسْلَمَ قُبِلَ مِنْهُ إِسْلَامُهُ وَمَنْ أَبَى أُخِذَتْ مِنْهُ الْجِزْيَةُ غَيْرَ نَاكِحِي نِسَائِهِمْ وَلَا آكِلِي ذَبَائِحِهِمْ
«Посланник Аллаха ﷺ написал маджусам Хаджара, предложив им Ислам (и сказав), что от вошедших в Ислам будет принято, а кто откажется, с тех будет взиматься джизья, не будут жениться на их женщинах и не будет употребляться мясо заколотых ими животных».
Исходя из этого, в аяте речь идёт об иудеях и христианах, которые существуют и сегодня. Эти аяты не касаются кого-либо помимо этих двух категорий людей, на женщинах которых можно жениться и мясо которых можно употреблять в пищу.
Однако необходимо указать некоторые тонкости в отношении мяса людей Писания и женитьбы на их женщинах:
1 — Мясо животных, заколотых людьми Писания, можно употреблять в пищу, только если само животное согласно нормам Шариата не запрещено к употреблению и заколото дозволенным способом:
а) Не дозволено употреблять мясо людей Писания, если животные входят в число запрещённых по Исламу, как свинья. Мясо такого животного запрещено употреблять, кто бы ни заколол его, мусульманин, или христианин, или иудей. Таким образом, дозволенность есть их мясо ограничивается животными и птицами, изначально дозволенными по Шариату.
б) Также запрещено употреблять мясо животного, заколотого неправильным способом. Другими словами, запрещено употреблять мясо животных, которых люди Писания закололи недозволенным по Шариату способом. Например, если животное или птица были задушены, или убиты ударом по голове, или убиты током, как это делают в некоторых западных странах. Такое мясо не дозволено употреблять потому, что это считается мертвечиной. И здесь нет разницы, животное было убито мусульманином или людьми Писания.
2 — В аяте содержится условие для женитьбы с женщиной Писания, а именно — чтобы она была целомудренной.
ٱلۡيَوۡمَ أُحِلَّ لَكُمُ ٱلطَّيِّبَٰتُۖ وَطَعَامُ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ حِلّٞ لَّكُمۡ وَطَعَامُكُمۡ حِلّٞ لَّهُمۡۖ وَٱلۡمُحۡصَنَٰتُ مِنَ ٱلۡمُؤۡمِنَٰتِ وَٱلۡمُحۡصَنَٰتُ مِنَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ مِن قَبۡلِكُمۡ
«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас» (5:5).
Слово «мухсанат», которое упоминается в аяте, означает «целомудренные женщины», которые не занимаются прелюбодеянием. Целомудренность мусульманок известна, но среди современных иудеев и христиан, особенно на Западе, прелюбодеяние (зина) распространено в качестве обычного дозволенного явления, как со стороны мужчин, так и женщин. Очень мало девушек из их числа, достигая совершеннолетия, остаются целомудренными. Поэтому прежде чем жениться на женщинах людей Писания, необходимо удостовериться в их целомудренности и узнать, не известно ли о ней случаев прелюбодеяния.
Следовательно, жениться на женщинах людей Писания дозволено, если она целомудренная и о ней не известно, что она занимается прелюбодеянием. Наряду с дозволенностью жениться на женщинах людей Писания, всё же жениться на мусульманке предпочтительнее. Достоверно известно, что Умар (р.а.) призывал сподвижников жениться не на женщинах Писания, а на мусульманках, чтобы они не оставались в одиночестве.
Надеюсь, моего ответа будет достаточно.
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
21 Шавваля 1440 г.х.
24.06.2019 г.