02
Чт, мая

Как нужно понимать хадис «Ничто не может отвести Божественный када (судьбу), кроме дуа (мольбы)»

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: В книге «Исламское мышление» (одна из принятых наших книг) приводится, что дуа не может отвести Божественный кадар (предопределение), не может изменить Божественный када (судьбу), и не может повлиять на знания Аллаха.

Но в то же время имеются тексты в Коране и Сунне, которые, как мне кажется, идут вразрез с упомянутым в книге. Например, имеются слова Посланника ﷺ:

لَا يَرُدُّ الْقَضَاءَ إِلَّا الدُّعَاءُ

«Ничто не может отвести Божественный када, кроме дуа» (ат-Тирмизи).

Имеются и другие тексты с таким же смыслом.

Все подобные тексты подтверждают, что дуа меняет Божественный кадар (предопределение). Отсюда вопрос: как поступить с противоречием между книгой и шариатскими текстами?

Пусть Аллах воздаст Вам благом за ответ!

Ответ:

По-видимому, Вы имели в виду книгу «Исламская мысль», а не «Исламское мышление». Это одна ошибка. Вторая ошибка заключается в том, что книга «Исламская мысль» не относится к принятым книгам. В административных правилах Хизб ут-Тахрир она упоминается в списке непринятых книг. В правилах говорится: «Непринятые книги — это книги, выпущенные Хизбом, которые не проходятся на халакатах по некоторым соображениям. И здесь не важно, в качестве автора был упомянут амир Хизба или кто-то из шабабов». По-видимому, Вы имели в виду то, что упомянуто в книге «Исламская мысль»: «Однако должен быть ясен тот факт, что дуа не меняет то, о чём известно Аллаху, не предотвращает Божественный када и не отводит Божественный кадар. Не бывает, чтобы что-то произошло без своей причины! Знания Аллаха неминуемо становятся реальностью, а Божественное када неизбежно происходит. Божественный кадар так же исходит от Аллаха, поэтому дуа не может отвести его».

Но Вы говорите, что это противоречит следующему хадису:

لَا يَرُدُّ الْقَضَاءَ إِلَّا الدُّعَاءُ

«Ничто не может отвести Божественный када, кроме дуа» (ат-Тирмизи).

И спрашиваете, как поступить с этим противоречием.

Прежде чем ответить на Ваш вопрос, хочу напомнить Вам ряд вещей, которые связаны с этой темой. Это послужит введением к ответу:

1) Положение дуа в Исламе и ответ на него.

Имеется ряд аятов и хадисов на эту тему:

— Всевышний сказал:

وَقَالَ رَبُّكُمُ ٱدۡعُونِيٓ أَسۡتَجِبۡ لَكُمۡۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَسۡتَكۡبِرُونَ عَنۡ عِبَادَتِي سَيَدۡخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (40:60).

— Передаётся от Абу Хурайры (р.а.): «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَيْسَ شَيْءٌ أَكْرَمَ عَلَى اللَّهِ مِنَ الدُّعَاءِ

«Нет ничего достойнее перед Аллахом, чем дуа» (аль-Хаким).

— Передаётся от Абу Саида (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:

مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَدْعُو بِدَعْوَةٍ لَيْسَ فِيهَا إِثْمٌ وَلَا قَطِيعَةُ رَحِمٍ إِلَّا أَعْطَاهُ اللَّهُ بِهَا إِحْدَى ثَلَاثٍ إِمَّا أَنْ تُعَجَّل لَهُ دَعْوَتُهُ وَإِمَّا أَنْ يَدَّخِرَهَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ وَإِمَّا أَنْ يَصْرِفَ عَنْهُ مِنْ السُّوءِ مِثْلَهَا قَالُوا إِذًا نُكْثِرُ قَالَ اللَّهُ أَكْثَرُ

«Если мусульманин обратится к Аллаху через дуа, в котором нет греха и разрыва родственных связей, то Аллах даст ему одно из трёх:

— либо скорый ответ на его дуа,

— либо воздаст за дуа в Последующей жизни,

— либо же оградит от него зло размером, подобным тому, о чём он просил».

Его спросили: «А если мы увеличим (количество дуа)?», — на что он ﷺ сказал: «(Тогда и) Аллах увеличит (свою награду)» (Ахмад, аль-Хаким от Абу Саида (р.а.)).

Эти доказательства разъясняют, что Аллах любит, когда Его рабы взывают к Нему многократно. Также в хадисе упоминается, что ответ на дуа будет выражаться в трёх вещах. Сам ответ на дуа уже записан в Хранимой Скрижали (аль-лявх аль-махфуз). Также стоит отметить, что то или иное случается только после того, как оно было записано в Хранимых Скрижалях. Об этом будет разъяснено ниже в доказательствах касательно Божественного кадара.

2) Когда имеется категоричное (катъый) доказательство, указывающее на определённый хукм, и имеется некатегоричное (занний) доказательство с достоверным иснадом (цепочкой передатчиков), которое указывает на другой хукм. Вследствие этого между категоричным и некатегоричным возникает похожее на противоречие обстоятельство. В таком случае необходимо предпринять попытку по согласованию доказательств друг с другом, ведь использование обоих доказательств лучше, чем оставление одного из них. Если согласование невозможно, то следует руководствоваться категоричным доказательством, а некатегоричное отвергнуть по причине его смыслового противоречия (дираятан), несмотря на то, что его иснад — достоверный. Если же некатегоричное доказательство имеет слабый иснад, тогда его отвергают по причине слабости иснада.

3) Доказательства Божественного кадара.

Аллах сказал:

وَكَانَ أَمۡرُ ٱللَّهِ قَدَرٗا مَّقۡدُورًا

«Веление Аллаха является решением предопределённым» (33:38).

Слово قَدَرٗا означает решение, которое записано изначально. Слово же مَّقۡدُورًا означает то, что неминуемо произойдёт. Таким образом, выражение قَدَرٗا مَّقۡدُورًا означает «предопределённое решение».

وَمَا يَعۡزُبُ عَن رَّبِّكَ مِن مِّثۡقَالِ ذَرَّةٖ فِي ٱلۡأَرۡضِ وَلَا فِي ٱلسَّمَآءِ وَلَآ أَصۡغَرَ مِن ذَٰلِكَ وَلَآ أَكۡبَرَ إِلَّا فِي كِتَٰبٖ مُّبِينٍ

«Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Всё это — в ясном Писании» (10:61),

مَآ أَصَابَ مِن مُّصِيبَةٖ فِي ٱلۡأَرۡضِ وَلَا فِيٓ أَنفُسِكُمۡ إِلَّا فِي كِتَٰبٖ مِّن قَبۡلِ أَن نَّبۡرَأَهَآۚ إِنَّ ذَٰلِكَ عَلَى ٱللَّهِ يَسِيرٞ

«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании ещё до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко» (57:22).

Также имеется ряд хадисов, где упоминается Божественный кадар и Хранимые Скрижали. Приведём некоторые из них:

— Передаётся от Абу Хурайры (р.а.): «Пророк ﷺ сказал мне:

جَفَّ الْقَلَمُ بِمَا أَنْتَ لَاقٍ

«Высохло перо (записавшее) то, с чем тебе предстоит столкнуться» (Бухари).

Имеется в виду, что уже изначально записано всё, с чем столкнётся человек.

— Передаётся от Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.) хадис, в котором повествуется о приходе ангела Джибриля и его вопросах об Исламе и имане:

أَنْ تُؤْمِنَ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَتُؤْمِنَ بِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ

«… (Суть имана заключается в том) чтобы ты уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Последний день, а также в Божественный кадар, как хороший, так и плохой …» (Муслим).

Т.е. нужно уверовать в то, что Аллах предопределил хорошее и плохое до начала сотворения.

— Передаётся от Джабира: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا يُؤْمِنُ عَبْدٌ حَتَّى يُؤْمِنَ بِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ حَتَّى يَعْلَمَ أَنَّ مَا أَصَابَهُ لَمْ يَكُنْ لِيُخْطِئَهُ وَأَنَّ مَا أَخْطَأَهُ لَمْ يَكُنْ لِيُصِيبَهُ

«Иман раба не будет правильным до тех пор, пока он не уверует в Божественный кадар, как хороший, так и плохой, пока не будет знать, что то, что постигло его, не могло миновать его, а что миновало его, не могло постичь его» (ат-Тирмизи).

— Передаётся от Абу аль-Аббаса Абдуллаха ибн Аббаса: «Однажды, когда мы ехали верхом, а я сидел позади Пророка ﷺ, он сказал мне:

يَا غُلاَمُ إِنِّي أُعَلِّمُكَ كَلِمَاتٍ احْفَظِ اللَّهَ يَحْفَظْكَ احْفَظِ اللَّهَ تَجِدْهُ تُجَاهَكَ إِذَا سَأَلْتَ فَاسْأَلِ اللَّهَ وَإِذَا اسْتَعَنْتَ فَاسْتَعِنْ بِاللَّهِ وَاعْلَمْ أَنَّ الْأُمَّةَ لَوِ اجْتَمَعَتْ عَلَى أَنْ يَنْفَعُوكَ بِشَيْءٍ لَمْ يَنْفَعُوكَ إِلَّا بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ لَكَ وَلَوِ اجْتَمَعُوا عَلَى أَنْ يَضُرُّوكَ بِشَيْءٍ لَمْ يَضُرُّوكَ إِلَّا بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَيْكَ رُفِعَتِ الْأَقْلَامُ وَجَفَّتِ الصُّحُفُ

«О мальчик! Я разъясню тебе некоторые вещи: соблюдай (приказы) Аллаха, и Аллах позаботится о тебе; соблюдай (приказы) Аллаха, и ты найдёшь Его перед собой; если просишь, то проси у Аллаха; если ищешь помощи, то ищи её у Аллаха; знай, что если народ соберётся, дабы сделать для тебя что-нибудь полезное, он сможет дать тебе лишь то, что предписано Аллахом, а если народ соберётся, чтобы причинить тебе вред, они навредят лишь настолько, насколько предписал Аллах. Ибо перо уже поднято, а чернила высохли» (ат-Тирмизи).

4) Сейчас мы коснёмся двух хадисов, где говорится, что дуа может отвести Божественное када, а в другой версии — Божественный кадар.

Передаётся от Ибн Аббаса, а он — от Савбана, что Пророк ﷺ сказал:

إِنَّ الدُّعَاءَ يَرُدُّ الْقَضَاءَ

«Дуа отводит Божественный када» (аль-Хаким).

В другой версии аль-Хакима от Абдуллаха ибн Абу аль-Джаада, а он — от Савбана: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا يَرُدُّ الْقَضَاءَ إِلَّا الدُّعَاءُ

«Ничто не может отвести Божественный када, кроме дуа».

Аль-Хаким сказал, что этот хадис — с достоверным иснадом и что он соответствует условиям Бухари и Муслима.

5) При изучении текстов, где упоминается Божественный кадар, в частности — аяты, которые категоричны по своему указанию (катъыят уд-диляля), становится понятным: всё, что существует и происходит на небесах и на Земле, было предписано и записано у Всевышнего Аллаха. Поэтому всё происходит лишь в рамках того, что было ранее предопределено и записано. Следовательно, всё предписанное и записанное должно произойти, иного исхода быть не может. Другими словами, нет ничего, что могло бы отвести Божественный кадар и препятствовать его осуществлению.

Из двух упомянутых выше хадисов понимается, что дуа может отвести Божественные кадар и када. В данном случае оба слова имеют одно значение. На первый взгляд здесь присутствует некое противоречие с категоричными доказательствами, где упоминается кадар. Ранее мы говорили, что вначале нужно попытаться согласовать между доказательствами, если же этого невозможно сделать, то некатегоричные доказательства отвергаются по причине их смыслового противоречия (дираятан).

6) Таким образом, при осмыслении данного вопроса, с помощью Аллаха, я хочу сказать следующее:

а) Хадис:

لَا يَرُدُّ الْقَدَرَ إِلَّا الدُّعَاءُ

«Ничто не может отвести Божественный кадар, кроме дуа».

Выражение «отвести Божественный кадар» означает стереть его из Хранимых Скрижалей. Такое значение противоречит категоричным доказательствам, т.е. несёт в себе смысловое противоречие (дираятан). Причина этого заключается в том, что предписанное и записанное в Хранимых Скрижалях должно произойти однозначно, иного исходы быть не может. Другими словами, Божественный кадар не может быть стёрт из Хранимых Скрижалей. Таким образом, этот хадис отвергается из-за смыслового противоречия (дираятан), но это при условии, когда невозможно согласовать между доказательствами.

Учитывая это, необходимо руководствоваться категоричными доказательствами, где упоминается Божественный кадар, т.е. где говорится, что кадар неизбежен, что он произойдёт, а также говорится, что Божественный кадар не может быть изменён. Но прежде чем отвергнут хадис из-за его смыслового противоречия (дираятан), необходимо приложить все усилия для согласования между категоричными и некатегоричными доказательствами. Причина этого заключается в том, что использование обоих доказательств лучше, чем оставление одного из них.

б) В науке усуль аль-фикх упоминается, что в случае невозможности использовать прямой смысл (хакыка) слов из-за наличия къарины (посыла), которая препятствует этому, необходимо прибегнуть к иносказательному значению (маджаз). Таким образом, если с точки зрения арабского языка имеется возможность понять хадис иносказательно, то это нужно сделать, т.е. необходимо применить маджаз. В данном случае это возможно! Ведь слова кадар или када в маджазе понимаются в значении «последствие». Другими словами, это то, что вытекает из Божественного кадара и када на основе причинно-следственной связи. Ведь в одной из форм маджаза может упоминаться причина (сабаб), но подразумеваться последствие (мусаббаб).

Например, говорится أَنْبَتَتِ الْأَرْضُ مَطَرًا (земля прорастила дождь). Здесь упоминается сама причина (дождь), но подразумевается следствие (растения). То же самое обстоит с кадаром, упоминается кадар, но подразумевается последствие, результат. Поэтому отмена или отведение касается не самих кадара или када, а их последствий. Например, мусульманина постигли кадар или када в виде болезни или смерти ребёнка, утраты денег, потерь в торговле и т.п., то дуа способно отвернуть негативные последствия всего этого. Передаётся от Хасана ибн Али: «Посланник Аллаха ﷺ научил меня словам, которые я произношу в кунуте во время витр намаза:

اللَّهُمَّ اهْدِنِي فِيمَنْ هَدَيْتَ... وَقِنِي شَرَّ مَا قَضَيْتَ...

«О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты указал его … и защити меня от зла того, что Ты предрешил …» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и другие).

Когда мусульманин призывает к Аллаху, когда увеличивает свой дуа, дабы избавиться от зла Божественного када, тогда Аллах облегчает для него последствия када, помогает перенести его и проявить терпение. После чего жизнь мусульманина наладится, несмотря на случившееся када, т.е. для него када станет легче, а последствия ослабнут, словно дуа мусульманина повлияло на сам Божественный када. Выражение «повлияло на сам Божественный када» несёт в себе иносказательный смысл (маджаз), под которым подразумевается, что Аллах помог мусульманину перенести тяжесть случившегося, проявить терпение и т.д.

Ведь сколько раз было, что человека ранила маленькая колючка, и он ослабевал телом и был потрясён. А сколько раз люди терпели бедствия, но при этом их язык не перестаёт быть влажным от поминания Аллаха, они просили Аллаха защитить их от зла постигшего бедствия, от его воздействия, но при этом они проявляли терпение. Затем их положение исправлялось. Словно дуа повлияло на Божественный када. Но это нужно понимать в иносказательном значении (маджазе).

Именно таким образом нужно понимать хадис. Нужно понимать, что Божественный кадар неминуемо произойдёт, однако дуа мусульманина, сделанное искренне и добросовестно, может ослабить последствия кадара, поможет перенести его, проявить терпение, облегчить тяжесть случившегося. После чего жизнь мусульманина наладится, словно несчастья не было и вовсе. Всё это уже записано в Хранимых Скрижалях, ведь именно Аллах предопределил это и знал о том, что произойдёт изначально. Другими словами, всё, что записано в Хранимых Скрижалях, предопределено в отношении раба, и оно непременно произойдёт. Однако раб посредством дуа просит Аллаха защитить его от зла того, что постигает. И Аллах отвечает ему, облегчает ношу, даёт терпение, словно произошедшее и не случалось.

Именно к этому пониманию я склоняюсь, но Аллах знает лучше!

7) В качестве дополнительной информации я хочу сказать следующее:

а) В моей книге «Ат-Тайсир фи усуль ат-тафсир» («Облегчение в основах тафсира») упоминается: «Ответ на дуа не означает изменение Божественного кадара в Хранимых Скрижалях или изменение знаний Аллаха. То есть, это не означает, что Аллах не знал, что Его раб будет взывать к Нему, и Он ответит, и якобы это не записано в Хранимых Скрижалях. Напротив, Аллах знал и приказал записать это в Хранимых Скрижалях изначально. Кадар — это знание Аллаха, т.е. это всё то, что записано в Хранимых Скрижалях изначально. И Аллах изначально знал, что такой-то будет взывать к Нему, и поэтому Он предопределил для него Свой ответ. Он приказал записать, что такой-то будет взывать о том-то и том-то. А также Он приказал записать, что посредством дуа будет то-то и то-то.

Дуа не является чем-то новым, неизвестным для знаний Аллаха, чтобы его не было в Хранимых Скрижалях. То же самое обстоит и с ответом на дуа, оно тоже не является чем-то новым. Всё это (дуа и ответ на дуа) было записано в Хранимых Скрижалях, ведь Аллах знает о сокровенном, знает, что будут говорить и совершать Его рабы. Другими словами, абсолютно всё записано в Хранимых Скрижалях изначально. Дуа, с которым обращается раб, так же записано в Хранимых Скрижалях изначально, и ответ на дуа так же записан в Хранимых Скрижалях. Дуа и ответ на него не находятся за пределами знаний Аллаха, они записаны в Хранимых Скрижалях, ведь Аллах знает о невидимом и видимом:

لَا يَعۡزُبُ عَنۡهُ مِثۡقَالُ ذَرَّةٖ فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَلَا فِي ٱلۡأَرۡضِ

«Ни на небесах, ни на земле не ускользнёт от Него даже то, что весом с мельчайшую частицу» (34:3)».

б) В книге «Шарх ус-Сунна», автор которой — Абу Мухаммад аль-Багави (умер в 516 г.х.), приводится: «Нам сообщил Абдуль-Вахид ибн Ахмад аль-Малихи … от Абдуллаха ибн Абу аль-Джаада, а он — от Савбана: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا يَرُدُّ الْقَدَرَ إِلَّا الدُّعَاءُ

«Ничто не может повлиять на Божественный кадар, кроме дуа».

… Я сказал: «Абу Хатим ас-Сиджистани упомянул, что постоянство в дуа благополучно сказывается на Божественном када, словно оно было предотвращено …».

в) В книге «Миркат аль-мафатих шарх мишкат аль-масабих», автором которой является Шейх Мулла Али аль-Кари (1014 г.х.), упоминается:

لَا يَرُدُّ الْقَضَاءَ إِلَّا الدُّعَاءُ

«Ничто не может отвести Божественный када, кроме дуа».

Када — это решённое дело … Либо под выражением «отвести Божественный када» имелось в виду облегчение положения, словно произошедшего и не было».

Я надеюсь, что в этом Вы найдёте исчерпывающий ответ. И в конце хочу воздать хвалу Аллаху — Господу миров.

 

16 Рабиъ уль-авваль 1441 г.х
13.11.2019 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» «Фикх»

Главное меню