от Yuce Ulfa, Hafid Munasir, Faraz Muhammad Fateh
Вопрос Yuce Ulfa:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Наш дорогой шейх, пусть Аллах сохранит Вас и окажет Вам Свою помощь!
У меня возник вопрос относительно дозволенности купли-продажи дома посредством договора на основе «аль-Истисна» (заказные работы). Например, один человек владеет участком земли и хочет построить на нём дом под заказ с целью продажи. Данный дом имеет точное описание: площадь, количество комнат, стройматериалы и т.д. Передача дома в руки заказчика произойдёт через определённый срок, о котором договорятся застройщик и заказчик. Что касается денег, то они будут переданы во время договора либо сразу, либо частично с последующей доплатой. Дозволено ли подобное по Шариату?
Заранее выражаю Вам благодарность и прошу Аллаха воздать Вам благом.
Вопрос Hafid Munasir:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Наш уважаемый шейх! Прошу Вас разъяснить относительно раздела «аль-Истисна» (заказные работы). «Аль-Истисна» — это один из видов торговли? Дозволено ли нам заказать постройку дома на земле, которой владеет сам застройщик, но оговаривается, что мы также купим саму землю?
Пусть Аллах воздаст Вам благом!
Вопрос Faraz Muhammad Fateh:
Ассаляму алейкум, дорогой амир!
Надеюсь, что Вы находитесь в здравии. Я бы хотел задать Вам вопрос, который связан с Вашим ответом «Покупка станка без его взятия». Вот ссылка на него:
https://hizb.org.ua/ru/directing/4781-amir/qa-amir/111435-pokupka-stanka-bez-ego-vzyatiya.html
Мой вопрос заключается в следующем: если кто-то заключит договор о покупке автомобиля или земли в рассрочку, то в какое время происходит передача этих вещей в собственность покупателя? Они переходят к нему в собственность после подписания договора о рассрочке, или после всей выплаты суммы рассрочки?
Учитывая вышесказанное, можно ли перепродать автомобиль или землю, когда оплачена лишь некоторая часть рассрочки, при условии, что третье лицо (второй покупатель) погасит долг первому продавцу (первому лицу)?
Пусть Аллах воздаст Вам благом!
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!
Ваши вопросы схожи друг с другом. В одних вопросах покупку домов до их возведения отнесли к «ас-Салям», в других — к «аль-Истисна».
Мы уже отвечали на эту тему и писали, что покупка домов до их возведения, даже если будут обговорены все характеристики и детали, не относятся ни к разделу «ас-Салям», ни к разделу «аль-Истисна». Вот разъяснение этому:
Передаётся от Хакима ибн Хазима: «Как-то я пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «Ко мне приходит человек и просит меня продать ему то, чего у меня нет в наличии. Далее я покупаю это для него с рынка, и продаю ему», — на что он ﷺ сказал:
لَا تَبِعْ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ
«Не продавай то, чего у тебя нет в наличии» (ат-Тирмизи).
Передаётся от Абдуллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَحِلُّ سَلَفٌ وَبَيْعٌ وَلَا شَرْطَانِ فِي بَيْعٍ وَلَا رِبْحُ مَا لَمْ يُضْمَنْ وَلَا بَيْعُ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ
«Нельзя выдавать заём и продавать в одно и то же время. Не дозволяется два условия в одной сделке и прибыль от того, за что человек не несёт ответственности. Не дозволено продавать то, чего нет у тебя» (ат-Тирмизи).
Следовательно, нельзя продавать непостроенные дом или квартиру, т.к. они не являются чьим-либо имуществом, более того, они не существуют вообще. Продажа непостроенных квартир запрещена, ведь товар в лице квартиры не существует. Поэтому, для начала, квартира должна появиться в виде строения из фундамента, опор, стен, потолков и т.д., т.е. должны быть те вещи, что в норме указывает на пригодность квартиры для сдачи.
Однако имеется исключение, упомянутое в шариатских текстах. Исключение касается продажи того, чем не владеешь, но это только в двух случаях:
1) во время заключения сделки «ас-Салям»,
2) во время заключения сделки «аль-Истисна».
Торговая сделка «ас-Салям»:
1) Сделка «ас-Салям» — «это оплата цены товара заранее. Товара, который будет доставлен через некоторое время в течение оговорённого срока. «Ас-Салям» — это один из видов торговой сделки, которая заключается, и для него необходимо наличие тех же условий, что и для обычной торговой сделки». Подобная сделка является дозволенной по Шариату, однако она применяется в отношении вещей, которые измеряются мерой (сосудом, кипой и т.п.), весом и поштучно (исчисляемые вещи). Это разъясняется в книге «Исламская личность», II том: «Дозволенность «ас-Салям» подтверждается Сунной. Передаётся от Ибн Аббаса:
قَدِمَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللّه عَلَيْهِ وسَلَّمَ، الْمَدِينَةَ وَهُمْ يُسْلِفُونَ فِي الثِّمَارِ السَّنَةَ وَالسَّنَتَيْنِ، فَقَالَ: مَنْ أسلَفَ في تَمْرٍ فَلْيُسْلِفْ فِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ، وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ، إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ
«Когда Посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, среди людей было принято за плоды расплачиваться за год или за два вперёд, и он сказал: «Пусть тот, кто станет платить за финики заранее, платит за известную меру, известный вес и определит заранее срок» (Муслим).
Передаётся от Абдуррахмана ибн Абза и Абдуллаха ибн Убай Авфи:
كُنَّا نُصِيبُ الْمَغَانِمَ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَكَانَ يَأْتِينَا أَنْبَاطٌ مِنْ أَنْبَاطِ الشَّامِ فَنُسْلِفُهُمْ فِي الْحِنْطَةِ وَالشَّعِيرِ وَالزَّبِيبِ إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى، قَالَ: قُلْتُ أَكَانَ لَهُمْ زَرْعٌ أَوْ لَمْ يَكُنْ لَهُمْ زَرْعٌ؟ قَالَا : مَا كُنَّا نَسْأَلُهُمْ عَنْ ذَلِكَ
«Мы приобретали трофеи вместе с Посланником Аллаха ﷺ, и к нам приходили набатеи Шама, и мы платили им за пшеницу и за изюм заранее и до заранее оговорённого срока. Я спросил о том, был ли у них урожай. Они ответили: «Мы не спрашивали их об этом» (Бухари).
В другом риваяте:
إِنَّا كُنَّا نُسْلِفُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَأَبِي بَكْرٍ، وَعُمَرَ فِي الْحِنْطَةِ وَالشَّعِيرِ وَالتَّمْرِ وَالزَّبِيبِ إِلَى قَوْمٍ مَا هُوَ عِنْدَهُمْ
«В эпоху Посланника Аллаха ﷺ, Абу Бакра и Умара мы давали оплату за пшеницу, финики и изюм людям, у которых их не было в наличии» (Абу Давуд).
Все эти хадисы служат явным доводом дозволенности «ас-Салям». Однако в каких вещах дозволено платить заранее, а в каких не дозволено — на это ясно указывается в хадисах и Иджма (единодушии сподвижников), потому что «ас-Салям» — это продажа того, чего нет в наличии, и того, что не считается собственностью, а в основе это запретно. Текстом исключается вопрос «ас-Салям», и запрет касается других вещей помимо него. Поэтому необходимо для разрешения оплаты за какую-либо вещь заранее, чтобы на неё было отдельное указание. Возвращаясь к текстам, мы видим, что «ас-Салям» дозволена во всех отмеряемых (макиль), взвешиваемых (маузун) и исчисляемых (маъдуд) вещах. Что касается дозволенности в отмеряемых и взвешиваемых вещах, то это подтверждается хадисом Ибн Аббаса, что Пророк ﷺ сказал:
مَنْ أسلَفَ في تَمْرٍ فَلْيُسْلِفْ فِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ، وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ، إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ
«Пусть тот, кто станет платить за финики заранее, платит известную цену за известный вес и определит заранее срок».
В другой версии этого хадиса от Ибн Аббаса говорится, что Пророк ﷺ сказал:
مَنْ أَسْلَفَ فِي شَيْءٍ فَفِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ
«Пусть тот, кто станет платить за что-либо заранее, платит за известную меру, известный вес и определит заранее срок» (Бухари).
Это указывает на то, что деньги, которые платятся заранее, должны касаться того, что отмеривается и взвешивается. Что касается всего исчисляемого, то существует Иджма (единодушие сподвижников) на дозволенность сделки «ас-Салям» за продукты питания. Эта Иджма исходит от Ибн аль-Мунзира. Передаёт Бухари: «Нам рассказал Шуъба: «Мне передал Мухаммад или Абдуллах ибн Аби аль-Маджалид, сказав:
اِخْتَلَفَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ شَدَّادِ بْنِ الْهَادِ وَأَبُو بُرْدَةَ فِي السَّلَفِ، فَبَعَثُونِي إِلَى ابْنِ أَبِي أَوْفَى، رَضِىَ اللهُ عَنْهُ، فَسَأَلْتُهُ فَقَالَ: إِنَّا كُنَّا نُسْلِفُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَأَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ، فِي الْحِنْطَةِ، وَالشَّعِيرِ وَالزَّبِيبِ، وَالتَّمْرِ
«Между Абдуллахом ибн Шаддадом ибн аль-Хадом и Абу Бурда возникло разногласие касательно «ас-Салаф» (то же самое, что и «ас-Салям»), и они отправили меня к Ибн Абу Авфи (р.а.); я спросил его, и он ответил: «Мы платили заранее за пшеницу, изюм и финики во время Пророка ﷺ, Абу Бакра и Умара».
Это указывает на дозволенность сделки «ас-Салям» за продукты питания. Неотъемлемой стороной продуктов питания является то, что они либо находятся в определённом количестве, либо в определённом весе, либо в определённом размере, потому закон о продуктах питания связан именно с этими критериями. Точно так же, как риба аль-Фадль (вид ростовщичества, при котором производится обмен одним и тем же товаром разного качества, но с надбавкой) запрещена в любых мерах, будь то вес, размер или количество, так же и дозволенность сделки «ас-Салям» с продуктами питания касается любых мер, будь то вес, размер или количество. В хадисе приводится указание на дозволенность «ас-Салям» касательно отмериваемых и взвешиваемых вещей, но не упоминается исчисляемое. А Иджма относительно дозволенности «ас-Салям» в продуктах питания вводит и исчисляемое в сделку «ас-Салям».
Является обязательным, чтобы товары, за которые происходит оплата заранее, были точного описания, например, «сирийская пшеница», «иракские финики», «египетский хлопок», «индийский шёлк» и «турецкий инжир». Также надо, чтобы они были точного веса и меры, как саъ Шама, иракский ратль (429 гр.), килограмм и литр. То есть необходимо, чтобы мера и вес были известными и определёнными» (конец цитаты).
Таким образом, сделка «ас-Салям» дозволена только в отмеряемых, взвешиваемых и исчисляемых вещах.
2) Что касается того, как определить отмеряемые, взвешиваемые и исчисляемые вещи, то здесь необходимо понять, к какой категории они относятся: вещи мисалий (те, что имеют аналог со схожими качествами), вещи кыямий (те, что не имеют аналогов со схожими качествами).
Вещи мисалий — это вещи, которые покупаются и продаются как мадуд (товар, продающийся поштучно), маузун (товар, измеряемый весом) и макиль (товар, измеряемый сосудами, кипами, метрами, локтями и т.д.). Именно в подобных вещах дозволяется заключить сделку «ас-Салям». Помимо цитаты из книги «Исламская личность», II том, мы бы хотели привести цитату из книги «Равдат ут-Талибин», автор — имам ан-Навави: «Более правильным будет второй пункт, но более красиво будет сказать: «Мисалий — это вещи, измеряемые мерой и весом». Касательно них дозволяется заключать сделку «ас-Салям».
Вещи кыямий — которые не покупаются и не продаются как мадуд, маузун и макиль. Например, дома. Ведь каждый дом продаётся с учётом почвы, качества постройки, расположения близости и дальности от рынков, магазинов и т.д. С учётом сказанного продажу непостроенных домов невозможно отнести к сделке «ас-Салям», т.к. дом не является тем, что продаётся в качестве мадуда, маузуна и макиля, и не относится к вещам мисалий.
Следовательно, продажа непостроенных домов не относится к «ас-Салям», и к ней (продаже) неприменимы доказательства раздела «ас-Салям». Поэтому доказательства о запрете продажи вещей, которыми не владеешь, продолжают применяться к продаже непостроенных домов.
Сделка «аль-Истисна»:
Слово «аль-Истисна» в языке означает «попросить изготовить что-либо», также говорится: «Такой-то приказал изготовить для него дверь». Смотрите толковые арабские словари «Лисан аль-Араб», «Ас-Сахах», «Тадж уль-Арус». Таким образом, слово «аль-Истисна» означает «попросить изготовить что-либо». Следовательно, заказчик приходит к изготовителю и просит изготовить ему определённую вещь, при этом они договариваются о цене и о том, каким образом будут переданы деньги. Всё это делается ещё до того, как изготовитель приступит к заказу. На подобный вид торговли не распространяется запрет о продажи вещей, которыми не владеешь.
Доказательством этого служит то, что упомянуто в книге «Экономическая система»: «Это производство человеком какой-либо промышленной вещи, например, контейнера или автомобиля, по заказу другому человеку. Данное изготовление является дозволенным согласно Сунне. Посланник Аллаха ﷺ попросил изготовить ему печать. Приводится, что Анас (р.а.) сказал: «Пророк заказал для себя печать». Приводит Бухари от Абдуллаха ибн Умара (р.а.), что Пророк ﷺ попросил изготовить ему печать из золота. Также он ﷺ заказал изготовить ему минбар. Приводит Бухари от Сахля, что Посланник Аллаха ﷺ отправил к некой женщине посланца передать такие слова:
أَنْ مُرِي غُلَامَكِ النَّجَّارَ يَعْمَلُ لِي أَعْوَاداً أَجْلِسُ عَلَيْهِنَّ
«Прикажи своему сыну плотнику, чтобы он сделал для меня стул, на котором я буду сидеть».
Также во время Посланника Аллаха ﷺ сами люди заказывали изготовление различных изделий, на что он ﷺ не говорил ни слова, что указывает на его согласие с заказными работами. Молчаливое согласие Посланника Аллаха ﷺ, подобно его высказыванию, является шариатским доказательством. Предметом договора является изготовляемая под заказ вещь, то есть печать, минбар, шкаф, автомобиль и т.д. Во всех случаях изготовление входит в категорию купли-продажи, а не в категорию найма. Однако если кто-то принесёт рабочему необработанное сырьё и закажет изготовить ему определённую вещь, то это уже будет считаться наймом.
В любом обществе для любого народа и уммы промышленность составляет одну из самых важных основ экономической жизни. Раньше промышленность была ограничена лишь ручной работой. Со временем человек начал использовать пар для приведения в действие машин, и потихоньку производственные станки стали занимать место ручной промышленности. С появлением новых изобретений и открытий в промышленности произошла очень большая революция. Естественным результатом этого было то, что на арене производства так же произошли большие продвижения. Таким образом, промышленность стала одной из основ экономической жизни.
Законы относительно заводов и фабрик, занимающихся ручными работами или работающих на станках, входят либо в законы о компаниях, либо в законы относительно найма, либо в законы относительно купли-продажи, а также в законы относительно внешней торговли. Можно построить завод одним человеком, однако это маловероятно. В основном завод строится за счёт нескольких людей, объединившихся для его строительства.
В таком случае на них распространяются законы касательно исламских компаний. Что касается работ на заводе, как, например, административные и производственные работы, то к ним применяются законы найма касательно наёмного работника, а на сбыт продукции завода претворяются законы касательно купли-продажи и внешней торговли, запрещающие все проявления подделки, обмана, монополии и котировки, а также другие законы торговых сделок. Что же касается заказов заводам на производство продукции в малом или большом количестве, то на них претворяются законы Шариата относительно заказных работ в плане обязанности и ответственности» (конец цитаты).
Относительно самой сделки «аль-Истисна» среди факихов есть разногласие. Одни из них фокусируют своё внимание на материалах, из которых производится та или иная вещь, чтобы они применялись в производстве в соответствии с требованиями специалистов. При этом они не акцентируют своё внимание на изготавливаемом продукте производства. То есть для них не важно, является продукт производства из вещей мисалий или киямий, как, например, бронежилет, танк, шкаф, автомобиль.
Следовательно, шариатский хукм уделяет особое внимание материалам, из которых будет изготовлена под заказ та или иная вещь; материалы должны быть известны специалистам производства. Другими словами, материалы должны относиться к материалам производства. Учитывая перечисленное, становится очевидным, что «аль-Истисна» не относится к разделу «ас-Салям», более того, «аль-Истисна» является отдельным видом торговли. Заключается этот вид торгового договора до того, как появится сам продукт производства.
Так ханбалиты и ханафиты (с некоторыми между ними отличиями) говорят, что «аль-Истисна» не относится к «ас-Салям». «Из слов ханбалитов становится понятным, что «аль-Истисна» — это продажа товара, которого нет в наличии у продавца, но не по принципу сделки «ас-Салям». Поэтому необходимо обратиться к торговле и её условиям, когда заходит речь о покупке и производстве» (книга «Кашшаф аль-кина ан мутун аль-икна»).
Однако, среди ханафитов есть некоторое разногласие. Так некоторые из них не относят «аль-Истисна» к разделу «ас-Салям», считая его отдельным видом торговли. «Если кто-то скажет кому-то из числа производителей: «Сделай мне такую-то вещь за столько-то динаров». И если производитель согласится с этим, то сделка о заказных работах считается заключённой. Таково мнение ханафитов» (книга «Аль-Мабсут», автор — Сарахси).
Другие же отнесли «аль-Истисна» к разделу «ас-Салям», но с отличием по времени: «Аль-Истисна» имеет сильное сходство с «ас-Салям». Отсрочка в сделке «ас-Салям» является тем, что описывается в самом долге, что в очередной раз подтверждает позицию ханафитов, которые рассматривают «аль-Истисна» в рамках «ас-Салям». То же самое сделали маликиты и шафииты (т.е. отнесли «аль-Истисна» к «ас-Салям»). Однако, «ас-Салям» — более обширное явление, поэтому оно охватывает «аль-Истисна» и другие виды сделок, тогда как «аль-Истисна» ограничено лишь тем, что обусловлено в производстве. В сделке «ас-Салям» в качестве условия оговаривается немедленная оплата, в то время как в сделке «аль-Истисна» немедленная оплата не является условием (этого придерживается большая часть ханафитов)» (в книгах «Фатх аль-Кадир», «Бадаи ас-санаи фи тартиб аш-Шараи», «Аль-Мабсут»).
«Маликиты и шафииты отнесли «аль-Истисна» к «ас-Салям». Поэтому, когда заходит речь о приобретении вещей, не относящихся к производству, то определение «аль-Истисна» и его хукмы берутся от «ас-Салям» (книга «Равдат ут-Талибин», «Аль-Мухаззаб»).
Из всего приведённого становится понятным, что сделка «аль-Истисна» (не важно, сфокусировано внимание на материале производства или на самом продукте производства) неприменима к строительству. Причина этого заключается в том, что лексическая единица значения (хакыка люгавия) и обусловленная единица значения (хакъыка урфия) слова «производство» не распространяются на сооружения.
В связи с чем к сооружениям, у которых отсутствует основание, стены, потолок (т.е. отсутствуют признаки строения), применяется запрет на продажу того, чем не владеешь. Следовательно, запрещено по Шариату заключать сделку о покупке непостроенного дома.
Это то, чему я больше отдаю предпочтение, но Аллаху ведомо лучше!
5 Рабиъ ус-сани 1441 г.х.
02.12.2019 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» «Фикх»