от Ammar Khdhir
Вопрос: С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.
Один из братьев смутил меня своим вопросом, я попытался ему объяснить положение, в котором мы живём, но он не согласился, и мне кажется, что он прав.
Вопрос заключается в том, что работа в государственных учреждениях при власти капитализма в большинстве случаев будет пересекаться с ростовщичеством. Ведь все мы знаем, что государство, выплачивающее заработную плату за государственную службу, платит её полностью или частично из средств, полученных от ростовщичества. Например, из ростовщических займов у других стран или из займов от МВФ.
Отсюда возникает два вопроса: будет ли заработная плата государственных служащих считаться ростовщическим имуществом? Если ответ будет положительным, то что нам делать в такой ситуации, как жить без работы, как поступить дальше, ведь на неё мы потратили часть своей жизни в виде учёбы и занятости в этой сфере?
Заранее благодарим Вас за понимание, и пусть Аллах воздаст Вам благом!
Ваш брат Ammar из Туниса.
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Что касается заработной платы, которую получает государственный служащий, то её хукм будет зависеть от самой работы:
— Если человек выполняет мухаррам (запрещённую) работу, то его зарплата будет запретной для него, т.к. он получил её за работу категории харам. Например, тот, кто работает в спецслужбах, чтобы следить за мусульманами, чтобы пытать людей, носителей призыва и т.п.;
— Если работа будет из числа дозволенных (мубах), как, например, работа учителем, инженером, врачом в государственной больнице, то и заработная плата будет дозволенной (мубах). Подобной зарплате нисколько не навредит тот факт, что работодатель полностью или частично выплачивает её из средств, полученных от ростовщичества или иных запрещённых сделок. Следовательно, получать заработную плату, часть которой составляют запретные деньги, а часть — дозволенные, будет мубах. Но запретной будет та заработная плата, которая выплачивается из украденных, отобранных денег, или будет из мухаррам имущества в виде спиртного, свинины.
Запретное имущество делится на следующие виды:
1) Запретное по своей природе. Например, вино. Подобные вещи запрещено дарить, выплачивать в качестве заработной платы, продавать, покупать … Данный вид будет харамом как для его владельца, так и для того, кто берёт его себе в качестве платы, подарка и т.д., ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал:
حُرِّمَتِ الْخَمْرُ بِعَيْنِهَا
«Вино запрещено, потому что оно хамр (опьяняющее)» (ан-Насаи).
2) Запретное, т.к. было посягательство на права человека. Например, имущество было украдено или отобрано. Такое имущество является запретным для вора, грабителя. Его запрещено дарить, выплачивать в качестве заработной платы, оно запретно как для того, кто его приобрёл, так и того, кому его передают. Причина этого заключается в том, что по праву такое имущество является имуществом первого владельца, и где бы оно ни находилось, его необходимо вернуть владельцу. Доказательством этому служит следующее:
Передаётся от Самура, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
إِذَا سُرِقَ مِنَ الرَّجُلِ مَتَاعٌ أَوْ ضَاعَ لَهُ مَتَاعٌ فَوَجَدَهُ بِيَدِ رَجُلٍ بِعَيْنِهِ فَهُوَ أَحَقُّ بِهِ وَيَرْجِعُ الْمُشْتَرِي عَلَى الْبَائِعِ بِالثَّمَ
«Если у человека украдут какую-нибудь вещь, или он потеряет какую-то вещь, а затем обнаружит её у другого человека, то первый (у кого украли или кто потерял) имеет на неё больше прав, чем последний, а купивший эту вещь вправе потребовать у продавца обратно свои деньги» (Ахмад).
Текст говорит о том, что ворованное имущества должно быть возвращено своему владельцу.
Отобранное силой имущество продолжает принадлежать тому, у кого его отобрали, и отнявший обязан вернуть отнятое её владельцу. Сообщается от Самура, что Пророк ﷺ сказал:
عَلَى اليَدِ مَا أَخَذَتْ حَتَّى تُؤَدِّي
«Рука (находится) в долгу за то, что взяла, пока не вернёт» (ат-Тирмизи, сказав: «Хасан хадис»).
3) Запретное, поскольку получено от недействительных (батыль) сделок. Например, имущество, которое было получено от ростовщичества (риба), азартных игр (кимар). Если человек владеет имуществом, которое получено как от доходов ростовщичества, так и дозволенного имущества, то та часть, которая получена запретным путём, и будет харамной, но только для него. Запрет не будет касаться того, кто получил подобное имущество законным шариатским путём от работодателя, хотя работодатель может являться ростовщиком или игроком в азартные игры.
Например, не запрещено продать ростовщику какой-то товар, не запрещено женщине получать своё обеспечение от мужа-ростовщика или получать от родственника-ростовщика подарки и т.д., ведь подобные взаимоотношения не запрещены Шариатом. Грех за имущество, полученное запретным путём, ложится на ростовщика, а не на того, кто получил его в качестве оплаты за работу, или в качестве содержания, или подарка. В данном случае ответственность за харам не может ложиться на двух лиц. Доказательством тому служат:
а) Слова Всевышнего:
وَلَا تَكْسِبُ كُلُّ نَفْسٍ إِلَّا عَلَيْهَا وَلَا تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ أُخْرَىٰ
«Каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени» (6:164).
б) Достоверно передаётся о том, что Пророк ﷺ имел разного рода отношения с евреями в Медине, зная, что большинство своего имущества они заработали путём ростовщичества. Именно поэтому Всевышний Аллах сказал:
فَبِظُلْمٍ مِّنَ الَّذِينَ هَادُوا حَرَّمْنَا عَلَيْهِمْ طَيِّبَاتٍ أُحِلَّتْ لَهُمْ وَبِصَدِّهِمْ عَن سَبِيلِ اللَّهِ كَثِيرًا ١٦٠ وَأَخْذِهِمُ الرِّبَا وَقَدْ نُهُوا عَنْهُ وَأَكْلِهِمْ أَمْوَالَ النَّاسِ بِالْبَاطِلِ
«За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали (или часто сбивали людей) с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. А также за то, что они брали прирост от (ростовщичества), хотя он был запрещён им, и незаконно пожирали имущество людей …» (4:160,161).
Также сообщается, что Пророк ﷺ принимал подарки от евреев Медины. Передаёт Ахмад от Ибн Аббаса:
أَنَّ امْرَأَةً مِنَ الْيَهُودِ أَهْدَتْ لِرَسُولِ اللهِ صَلَى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ شَاةً مَسْمُومَةً فَأَرْسَلَ إِلَيْهَا فَقَالَ مَا حَمَلَكِ عَلَى مَا صَنَعْتِ قَالَتْ أَحْبَبْتُ أَوْ أرَدْتُ إِنْ كُنْتَ نَبِيًّا فَإِنَّ اللَّهَ سَيُطْلِعُكَ عَلَيْهِ وَإِنْ لَمْ تَكُنْ نَبِيًّا أُرِيحُ النَّاسَ مِنْكَ
«Одна еврейка подарила Посланнику Аллаха ﷺ отравленную баранину. После чего он послал за ней и спросил: «Что побудило тебя к тому, что ты сделала?», — на что еврейка сказала: «Я хотела удостовериться: если ты — Пророк, то Аллах непременно осведомит тебя об этом, а если это не так, то я бы избавила людей от тебя».
в) Достоверно передаётся о том, что некоторые сподвижники и табиины разрешали принимать подарки от ростовщиков:
— Однажды некий человек пришёл к Ибн Масъуду и спросил его:
إِنَّ لِي جَارًا يَأْكُلُ الرِّبَا وَإِنَّهُ لَا يَزَالُ يَدْعُونِي فَقَالَ مَهْنَؤُهُ لَكَ وَإِثْمُهُ عَلَيْهِ
«У меня есть сосед, который поедает прирост от ростовщичества, и он не перестаёт звать меня к себе в гости», — на что Ибн Масъуд сказал: «Его заработок дозволен тебе, а грех — на нём» (Абд ар-Раззак ас-Санани в «Мусаннафе»).
— Однажды аль-Хасана спросили:
أَيُؤْكَلُ طَعَامُ الصَّيَارِفَةِ فَقَالَ قَدْ أَخْبَرَكُمُ اللَّهُ عَنِ الْيَهُودِ وَالنَّصَارَى إِنَّهُمْ يَأْكُلُونَ الرِّبَا وَأَحَلَّ لَكُمْ طَعَامَهُمْ
«Можно ли есть пищу тех, кто занимается обменом валют?», — на что он сказал: «Аллах известил вас о евреях и христианах, что они поедали прирост от ростовщичества, но при этом разрешил вам есть их пищу» (Абд ар-Раззак ас-Санани в «Мусаннафе» от Муаммара).
— Передаётся от Мансура:
قُلْتُ لِإِبْرَاهِيمَ نَزَلْتُ بِعَامِلٍ فَنَزَلَنِي وَأَجَازَنِي قَالَ اقْبَلْ قُلْتُ فَصَاحِبُ رِبًا قَالَ اقْبَلْ مَا لَمْ تَأْمُرْهُ أَوْ تُعِنْهُ
«Однажды я спросил Ибрахима ан-Нахаи: «Как-то я оказался в доме у сборщика налогов. Он принял меня как гостя, и более того, дал подарок», — на что Ибрахим сказал: «Прими подарок!». Я спросил: «Но ведь он получает прирост от ростовщичества», — на что он сказал: «Принимай, если он не приказывает тебе заниматься ростовщичеством или пока ты не оказываешь ему помощь в этом» (Абдурразак ас-Санъани в «Мусаннаф» от Муаммар).
4) Тем не менее, лучше не иметь отношений с владельцами имущества, получаемого частично или полностью от ростовщичества, лучше не продавать им и не принимать от них подарки из-за благочестия. Говоря по-другому, торговцу лучше воздержаться от получения прибыли за товар из средств, полученных путём ростовщичества, человеку лучше воздержаться от принятия подарков из имущества, полученного от ростовщичества. Ведь мусульманин избегает всего, что не является чистым. Сподвижники Посланника Аллаха ﷺ воздерживались даже от ряда дозволенных (мубах) вещей, опасаясь приблизиться к хараму. Достоверно передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
لَا يَبْلُغُ العَبْدُ أَنْ يَكُونَ مِنَ المُتَّقِينَ حَتَّى يَدَعَ مَا لَا بَأْسَ بِهِ حَذَرًا لِمَا بِهِ البَأْسُ
«Раб не достигнет степени богобоязненных, пока не воздержится от того, в чём нет ничего зазорного, опасаясь того, в чём есть что-то зазорное» (ат-Тирмизи, сказав: «Хасан хадис»).
Подводя итоги: разрешается продавать товар тому, чьё имущество частично получено из дозволенных сделок и частично от ростовщичества. Также дозволяется принимать от таких людей подарки, брать у них плату за свою работу. Таким образом, тот, кто работает в государственном учреждении и получает оттуда заработную плату, не получит греха за то, что его зарплата является смесью запретных и дозволенных денег. Другими словами, для него получить оттуда заработную плату будет мубах, и в этом нет проблем или какого-то проступка. Греховность за ростовщичество ложится не на плечи госслужащего, а на плечи той стороны, которая его нанимает.
Надеюсь, этого ответа будет достаточно для Вас. Но Аллах знает лучше!
9 Зуль-каъда 1441 г.х.
30.06.2020 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»