02
Чт, мая

Может ли немусульманка быть судьёй?

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от Хуссамы Дауда

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Дорогой шейх, я надеюсь, что Аллах Вашими руками доведёт до конца Своё дело и почтит нас скорейшим установлением Халифата. Это для Аллаха не составит труда! Я бы хотел знать, в случае установления государства может ли женщина-немусульманка быть судьёй?

В книге «Социальная система» в теме «Дела женщины» говорится, что женщина может быть судьёй, поскольку хадис, в котором говорится, что не преуспеет тот народ, который назначил своим правителем женщину, приходит в общей форме, а значит, указывает на то, что женщина может быть судьёй. Мне также помнится, что женщинам из числа неверующих дозволяется быть судьями. Но при этом я не нашёл текста, повествующего о том, что в прошлом немусульманки были судьями. Отсюда возникли вопросы: допустимо ли немусульманкам быть судьями?

Под этим я подразумеваю быть судьёй в вопросах брака, талака и т.п. Ведь мы определили, что судейство — это осведомление о законе в обязательной для исполнения форме. Следовательно, будет ли отсутствие имана влиять на обязательность исполнения закона? И в конце я желаю, чтобы Аллах раскрыл Ваше сердце и чтобы Вы смогли дать мне развёрнутый ответ. Также я желаю Вам много добра и прошу Аллаха — Всевышнего, Всемогущего, чтобы Он сохранил Вас от всякого зла!

Ваш брат Хуссам Дауд из Палестины.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

По-видимому, Вы ссылаетесь на следующий текст в теме «Дела женщины» книги «Социальная система»: «Но женщине не разрешается вставать у власти, и по этой причине она не может быть руководителем государства, его помощником, валием, амилом и т.д., т.е. не может быть тем, чья деятельность относится к правлению. От Абу Бакра передаётся следующее:

لَمَّا بُلِغَ رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَنَّ أَهْلَ فَارِس مَلَّكُوا عَلَيْهِمْ بِنْتَ كِسْرِى قَالَ: لَنْ يُفْلِحَ قَوْمٌ وَلَّوْا أَمْرَهُمْ اِمْرَأَةً

«Когда к Посланнику Аллаха ﷺ пришло известие о том, что персы провозгласили своей королевой дочь Хосроя, он сказал: «Никогда не будет иметь успех тот народ, который назначил своим правителем женщину» (Бухари).

Это ясно указывает на запрет принятия женщиной правления с порицанием тех, кто предоставляют власть женщинам. Аллах сказал:

يَٰٓأَيُّهَا ٱ لَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱ للَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱ لرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱ لۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ

«О вы, кто веруете, повинуйтесь Аллаху, и Посланцу, и обладателям власти среди вас» (4:59).

Следовательно, женщине запрещается принимать правление, а что касается других дел, то она может заниматься ими. Согласно этому, женщина может назначаться на должности в государстве, т. к. это не из рода правления, а входит в раздел найма, и она будет служащим (чиновником), который является особым работником при правительстве, подобно работнику при любом другом человеке или в компании. Она может вести судебное разбирательство, т. к. судья не является правителем. Он решает споры между людьми и осведомляет обе стороны о шариатском законе в обязательной для них форме.

Поэтому суд получил следующее определение: «Это осведомление о законе в обязательной для исполнения форме». Следовательно, судья является служащим, а не правителем. Он является наёмным работником, как и остальные наёмные работники. От Умара Ибн аль-Хаттаба передано, что он назначил одну женщину, которую звали аш-Шафа, судьёй хисбат, который рассматривает все нарушения (на рынке и т. д.). Вопрос допуска того, чтобы женщина была судьёй, связан с текстом вышеупомянутого хадиса и его применением к реальному положению должности судьи. Если хадис о запрете назначать женщину правителем подходит к суду, то назначение её судьёй будет недопустимым, а если хадис не подходит к этому, то он не будет доказательством, запрещающим женщине быть судьёй.

Рассматривая хадис, мы находим, что Посланник ﷺ выразил порицание народу, который назначил женщину своим правителем. Это было в форме ответа на известие о том, что персы назначили своей королевой женщину. Следовательно, этот хадис комментирует известие и находится в степени ответа на вопрос. Данный хадис касается лишь темы известия, а темой известия является правление, т. е. руководство государством, и комментарий последовал именно по этому поводу, поэтому хадис касается темы руководства государством, т. е. правления. Это с одной стороны.

С другой стороны, запрет относится к правлению вообще. Таково значение хадиса и то, на что он указывает. Что же касается темы суда, то это нечто иное, нежели деятельность халифа и валия. Говоря о деятельности халифа и валия, следует отметить, что она представляется в прямом исполнении власти с его стороны, причём без разницы в том, была ли поднята к нему проблема или решение судьи, или никто не поднял к нему какую-либо проблему, а он сам усмотрел нарушение Шариата и привлекает нарушителя к суду без обвинителя, а затем по отношению к нему исполняет закон.

Что касается судьи, то он не может судить без наличия поднятого к нему иска (жалобы) и двух судящихся сторон. Судья судит, когда есть обвинение, а при отсутствии обвинителя никакого судебного разбирательства не происходит. При рассмотрении проблемы он осведомляет о законе Аллаха по данной проблеме в обязательном для исполнения порядке и имеет право исполнительной власти лишь в том случае, если назначен судьёй. Тогда он судит в качестве судьи. Согласно этому, реальное положение суда целиком отличается от правления, и к нему неприменим вышеприведённый хадис» (конец цитаты).

Ваш вопрос, дорогой брат, не совсем ясен для меня, поскольку в нём замешены разные аспекты. Вы спрашиваете о хукме касательно того, когда немусульманка судит между мусульманами? Или Вы имеете в виду, когда немусульманка судит между представителями её же религии в вопросах брака, развода, но в рамках их религии? Поэтому я отвечу следующим образом:

1) Что касается ситуации, когда речь идёт о судействе между мусульманами, то немусульманка и немусульманин не могут быть судьями для мусульман в каком-либо вопросе. Причина этого заключается в том, что одним из условий судейства является быть мусульманином, и при этом не важно, судьёй будет мужчина или женщина. Ведь Аллах сказал:

 وَلَنْ يَجْعَلَ اللَّهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلاً

«Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141).

В этом аяте имеется решительный (джазим) запрет, поскольку частица «لَنْ» указывает на постоянство. Данный аят несёт в себе требование (таляб). Поэтому, пока Аллах запрещает неверующим иметь путь против верующих, неверующий не может быть судьёй для мусульман, поскольку судейство — это путь против верующих.

Мы во многих изданиях писали о том, что судья должен быть мусульманином. Например, в книге «Проект Конституции. Шариатские доказательства», 1 том, говорится: «Статья 78: Все судьи должны соответствовать следующим условиям: они должны быть мусульманами, свободными, совершеннолетними, быть в здравом рассудке, справедливыми, знатоками мусульманского права и уметь применять законы в соответствии с конкретными обстоятельствами. Судья по вопросам несправедливости помимо этих условий должен быть мужчиной и мужтахидом.

Доказательством этой статьи будет то же доказательство, которое упомянуто в статье о верховном судье. Исключением будет лишь тот факт, что судьёй (кади), который занимается разрешением спорных вопросов граждан в сфере взаимоотношений и наказаний, и судьёй-мухтасибом, который занимается разрешением вопросов нарушения общественных прав, могут быть как мужчины, так и женщины. Причина этого заключается в том, что они — не правители, которые претворяют закон, а судьи, т.е. те, кто осведомляет о законе. Следовательно, к ним неприменим хадис:

لَنْ يُفْلِحَ قَوْمٌ وَلَّوْا أَمْرَهُمْ اِمْرَأَةً

«… Никогда не будет иметь успех тот народ, который назначил своим правителем женщину» (Бухари).

Ведь в хадисе речь идёт о правлении. Причиной для этого хадиса послужил случай, когда персы провозгласили своим правителем дочь Хосроя. Приводится со слов Абу Бакра:

لَنْ يُفْلِحَ قَوْمٌ وَلَّوْا أَمْرَهُمْ اِمْرَأَةً

«Никогда не будет иметь успех тот народ, который назначил своим правителем женщину» (Бухари).

Таким образом, причиной для данных слов послужила определённая тема, о которой ясно сказано в хадисе: правление. А, как известно, судейство — это не правление. Это значит, что хадис касается лишь правления и не касается судейства» (конец цитаты).

2) Что касается вопроса о том, когда немусульманка судит между представителями её же религии, то Шариат допускает подобное. Шариат дозволил государству назначать ахлю зимма на должности судей для ахлю зимма, чтобы они судили между собой на основе своей религии в таких вопросах, как брак, развод, и в том, что связано с этим. При этом судьи-мусульмане не будут судить между ахлю зимма на основе Ислама или на основе их религии, напротив, судьями будут люди из числа ахлю зимма. Но это не значит, что у судей из числа ахлю зимма будут свои отдельные суды, им выделят отдельные залы для заседаний в зданиях государственных судов. Это значит, что судьи для ахлю зимма будут входить в состав государственных судей и будут подчиняться центральному отделу «Када».

Что касается порядка назначения судей для ахлю зимма, то этим будет заниматься государство, а не ахлю зимма. Другими словами, государство будет назначать судей для того, чтобы те судили между ахлю зимма в вопросах брака, развода и того, что связано с этим, но в рамках их религий. Таково постановление Шариата.

Если их религии позволяют назначать женщин в качестве судьи для разрешения вопросов связанных с браком и разводом, то государство не будет препятствовать этому.

Я надеюсь, что ответил на все Ваши вопросы. Но, всё же, Аллах знает лучше!

 

23 Зуль-каъда 1441 г.х.
14.07.2020 г.

 

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Главное меню