23
Сб, нояб

Согласование двух хадисов: «…будет ли после этого блага зло?» и «А затем снова наступит период Халифата, основанного на методе пророчества»

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от Мухаммада Шата́та Абу Саба́ха

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Я надеюсь, что Вы находитесь в хорошем самочувствии и до Вас дойдёт моё письмо!

Мне бы хотелось, чтобы Вы разъяснили мне два хадиса, которые на первый взгляд противоречат друг другу и используются некоторыми людьми в отстаивании своих позиций, при этом складывается ощущение, что они не понимают смысла этих хадисов. Этими хадисами являются:

— Хадис Нумана ибн Башира (р.а.):

كُنَّا قُعُودًا فِي الْمَسْجِدِ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَكَانَ بَشِيرٌ رَجُلًا يَكُفُّ حَدِيثَهُ فَجَاءَ أَبُو ثَعْلَبَةَ الْخُشَنِيُّ فَقَالَ يَا بَشِيرُ بْنَ سَعْدٍ أَتَحْفَظُ حَدِيثَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْأُمَرَاءِ فَقَالَ حُذَيْفَةُ أَنَا أَحْفَظُ خُطْبَتَهُ فَجَلَسَ أَبُو ثَعْلَبَةَ فَقَالَ حُذَيْفَةُ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَكُونُ النُّبُوَّةُ فِيكُمْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ مُلْكاً عَاضّاً فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ مُلْكاً جَبْرِيَّةً فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةً عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ ثُمَّ سَكَتَ

«Как-то раз, когда мы сидели в мечети Посланника Аллаха ﷺ (сам Башир был достойным передатчиком), пришёл Абу Сааляба аль-Хушани и спросил: «О Башир ибн Саад! Запомнил ли ты хадис Посланника Аллаха ﷺ про правителей?», — на что Хузайфа ответил: «Я запомнил всю его ﷺ проповедь!». После чего Абу Сааляба сел, а Хузайфа продолжил: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пророчество продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, оно прекратится. Затем наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. Он так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период злой монархии, которая так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период деспотичного правления, которое продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. А затем снова наступит период Халифата, основанного на методе пророчества», — а затем он ﷺ замолчал».

— Хадис Хузайфы ибн аль-Яма́на:

كَانَ النَّاسُ يَسْأَلُونَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ الْخَيْرِ وَأَسْأَلُهُ عَنِ الشَّرِّ وَعَرَفْتُ أَنَّ الْخَيْرَ لَنْ يَسْبِقَنِي قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَبَعْدَ هَذَا الْخَيْرِ شَرٌّ قَالَ يَا حُذَيْفَةُ تَعَلَّمْ كِتَابَ اللَّهِ وَاتَّبِعْ مَا فِيهِ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ قَالَ قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَبَعْدَ هَذَا الشَّرِّ خَيْرٌ قَالَ هُدْنَةٌ عَلَى دَخَنٍ وَجَمَاعَةٌ عَلَى أَقْذَاءٍ قَالَ قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ الْهُدْنَةُ عَلَى دَخَنٍ مَا هِيَ قَالَ لَا تَرْجِعُ قُلُوبُ أَقْوَامٍ عَلَى الَّذِي كَانَتْ عَلَيْهِ قَالَ قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَبَعْدَ هَذَا الْخَيْرِ شَرٌّ قَالَ فِتْنَةٌ عَمْيَاءُ صَمَّاءُ عَلَيْهَا دُعَاةٌ عَلَى أَبْوَابِ النَّارِ وَأَنْتَ أَنْ تَمُوتَ يَا حُذَيْفَةُ وَأَنْتَ عَاضٌّ عَلَى جِذْلٍ خَيْرٌ لَكَ مِنْ أَنْ تَتَّبِعَ أَحَداً مِنْهُمْ

«Обычно люди спрашивали Посланника Аллаха ﷺ о благом, а я спрашивал его о зле, ведь я знал, что [знание о] благом не ускользнёт от меня. Я спросил: «О Посланник Аллаха! А будет ли после этого блага зло?», — на что он ﷺ ответил: «О Хузайфа! Изучай Книгу Аллаха и следуй тому, что написано в ней!». Я спросил: «А будет ли после этого зла благо?», — на что он ﷺ сказал: «[Этим благом станет] перемирие, но с затаённой злобой, и объединение, но с испорченностью в сердцах». Я спросил: «О Посланник Аллаха! Что такое «перемирие с затаённой злобой»?», — на что он ﷺ ответил: «Положение, когда сердца людей уже не станут такими, как были до перемирия». Я спросил: «О Посланник Аллаха! Будет ли после этого блага зло?». На это он ﷺ сказал следующее: «Смута, слепая и глухая, её зачинатели — глашатаи у врат Ада, зазывающие туда. И если ты, о Хузайфа, умрёшь, вцепившись в древесный ствол, это будет лучше для тебя, чем последовать за одним из них».

Одни люди говорят, что благо, уготованное для Уммы, грядёт в лице Халифата, основанного на методе пророчества. Вторые, ссылаясь на хадис Хузайфы, говорят, что благо, уготованное для Уммы, уже миновало, а значит, мы живём в период смуты. Это значит, что мусульманин должен отдалиться от людей, чтобы спасти свою религию.

Прошу Вас внести ясность в данном вопросе.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Первый хадис приводят Ахмад и ат-Таялиси. Второй хадис упоминается только у Ахмада, однако Бухари приводит другую версию этого хадиса: «Мне рассказал Абу Идрис аль-Хауля́ни, что он слышал, как Хузайфа ибн аль-Яман говорил:

كاَنَ النَّاسُ يَسْأَلُونَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ الْخَيْرِ وَكُنْتُ أَسْأَلُهُ عَنِ الشَّرِّ مَخَافَةَ أَنْ يُدْرِكَنِي فَقُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّا كُنَّا فِي جَاهِلِيَّةٍ وَشَرٍّ فَجَاءَنَا اللَّهُ بِهَذَا الْخَيْرِ فَهَلْ بَعْدَ هَذَا الْخَيْرِ مِنْ شَرٍّ قَالَ نَعَمْ قُلْتُ وَهَلْ بَعْدَ ذَلِكَ الشَّرِّ مِنْ خَيْرٍ قَالَ نَعَمْ وَفِيهِ دَخَنٌ قُلْتُ وَمَا دَخَنُهُ قَالَ قَوْمٌ يَهْدُونَ بِغَيْرِ هَدْيِي تَعْرِفُ مِنْهُمْ وَتُنْكِرُ قُلْتُ فَهَلْ بَعْدَ ذَلِكَ الْخَيْرِ مِنْ شَرٍّ قَالَ نَعَمْ دُعَاةٌ إِلَى أَبْوَابِ جَهَنَّمَ مَنْ أَجَابَهُمْ إِلَيْهَا قَذَفُوهُ فِيهَا قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ صِفْهُمْ لَنَا فَقَالَ: هُمْ مِنْ جِلْدَتِنَا وَيَتَكَلَّمُونَ بِأَلْسِنَتِنَا قُلْتُ فَمَا تَأْمُرُنِي إِنْ أَدْرَكَنِي ذَلِكَ قَالَ تَلْزَمُ جَمَاعَةَ الْمُسْلِمِينَ وَإِمَامَهُمْ قُلْتُ فَإِنْ لَمْ يَكُنْ لَهُمْ جَمَاعَةٌ وَلَا إِمَامٌ قَالَ فَاعْتَزِلْ تِلْكَ الْفِرَقَ كُلَّهَا وَلَوْ أَنْ تَعَضَّ بِأَصْلِ شَجَرَةٍ حَتَّى يُدْرِكَكَ الْمَوْتُ وَأَنْتَ عَلَى ذَلِكَ

«Обычно люди спрашивали Посланника Аллаха ﷺ о благом, а я спрашивал его о плохом, опасаясь, что оно постигнет меня. Я спросил: «О Посланник Аллаха! Мы пребывали в невежестве и во зле, а потом Аллах даровал нам это благо, но придёт ли после него зло?», — на что он ﷺ сказал: «Да!». Тогда я спросил: «А придёт ли после этого зла благо?». Он ﷺ ответил: «Да, но к нему будет примешано и зло». Я спросил: «В чём же это будет заключаться?», — на что он ﷺ ответил: «Появятся люди, которые станут руководить другими не на основе моего руководства; вы увидите их дела и не одобрите их». Я спросил: «А придёт ли после этого блага зло?», — на что он ﷺ сказал: «Да, [и этим злом станут] призывающие [людей] к вратам Ада, и того, кто ответит на их призыв, они бросят в Огонь!». Я попросил: «О Посланник Аллаха! Опиши их нам». На это он ﷺ сказал: «Они будут из нашей среды и будут разговаривать на нашем языке». Я спросил: «Что же ты велишь мне делать, если я доживу до этого?», — на что он ﷺ сказал: «Не расставайся с общиной мусульман и Имамом». Я спросил: «А если я не застану ни общины, ни Имама?!». На это Пророк ﷺ сказал следующее: «Тогда отстраняйся от всех этих групп, даже если придётся тебе для этого вцепиться в корни деревьев, и оставайся в подобном положении, пока не придёт к тебе смерть!».

Дорогой брат! По-видимому, Вы посчитали, что конец первого хадиса «А затем снова наступит период Халифата, основанного на методе пророчества» согласуется с концом второго хадиса «Смута, слепая и глухая, её зачинатели — глашатаи у врат Ада, зазывающие туда». В результате Вы стали задаваться вопросом о том, каково же положение Уммы. Однако дело обстоит иначе.

Конец первого хадиса отличается от конца второго хадиса. Во втором хадисе Хузайфа не задавался вопросом о глашатаях у ворот Ада, а был заинтересован тем, как ему поступать, когда появятся эти люди. Ведь ему было тяжело слышать о том, что мусульмане окажутся в таком положении (т.е. в положении, когда появятся те, кто будет стоять у ворот Ада и зазывать туда людей), поэтому он не спросил Посланника ﷺ о том, что будет после этого периода, а спросил о том, как поступить ему в такой ситуации. Что касается положения (появление зазывающих в Ад), то оно полностью соответствует периоду деспотичного правления, о котором говорится в первом хадисе.

Период деспотичного правления наступил после разрушения в 1924 году Халифата, и он продолжается по сей день. Деспотичное правление подразумевает под собой правление не на основе Ислама, которое установлено насильно, без согласия мусульман. Отсюда становится очевидным, что в период деспотичного правления будут зазыватели к вратам Ада, о которых говорится в версии Бухари: «призывающие [людей] к вратам Ада, и того, кто ответит на их призыв, они бросят в Огонь!». Тот, кто поразмыслит над прошедшим столетием после разрушения Халифата, сможет увидеть этих зазывателей.

Что касается доказательства о том, что период деспотичного правления идентичен периоду появления зазывателей в Ад, то этим доказательством является размышление над обоими положениями. Так первый хадис ещё до упоминания деспотичного правления упоминает период злой монархии, т.е. период, когда власть передавалась в доме одной династии. Данный период продолжался 1300 лет, т.е. во времена Омейядского, Аббасидского и Османского правления. Данный период в наших книгах мы описали как период плохого претворения законов Ислама, в частности — закона о присяге халифу. В этот период стало обыденной практикой присягать одному человеку из определённой династии прежнего халифа вместо того, чтобы мусульмане могли присягать любому другому человеку из числа мусульман, которым они довольны.

Таким образом, присяга стала ограничиваться лишь домом одной династии. Однако период злой монархии продолжал оставаться Халифатом, несмотря на то, что халиф хватался за власть коренными зубами, т.е. власть не покидала дом одной династии. Данный период описывается во втором хадисе следующими словами: «Перемирие, но с затаённой злобой», — а версии Бухари так: «Да, но к нему будет примешано и зло». Я спросил: «В чём же это будет заключаться?», — на что он ﷺ ответил: «Появятся люди, которые станут руководить другими не на основе моего руководства; вы увидите их дела и не одобрите их».

Далее в первом хадисе Посланник Аллаха ﷺ сообщает нам о том, что после периода злой монархии наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. А во втором хадисе Хузайфа (р.а.) уже не спрашивает о периоде после смуты и зазывателей в Ад и не спрашивает, что будет после этого зла, поскольку он был ошеломлён тем, что случится. Поэтому Хузайфа стал расспрашивать Посланника ﷺ о том, как ему поступить, если такой период застанет его.
Подводя итоги: согласование хадисов выглядит следующим образом:

1) Первый хадис упоминает период злой монархии, при этом нет детального разъяснения этого зла. Также хадис повествует о том, что наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. Второй же хадис повествует о том, что Хузайфа (р.а.) не спрашивает о периоде после слепой и глухой смуты, т.е. он не спрашивает, что произойдёт после периода злой монархии, а спрашивает о том, как ему поступать в период злой монархии.

Следовательно, конец в обоих хадисах отличается друг от друга, т.к. первый хадис заканчивается вестью о периоде Халифата, основанного на методе пророчества, а второй заканчивается вестью о периоде, в котором появятся зазыватели в Ад, т.е. о периоде злой монархии. А далее Хузайфа не спрашивает, что будет после злой монархии.

2) Остаётся другой аспект, который упоминается в конце хадиса: «И если ты, о Хузайфа, умрёшь, вцепившись в древесный ствол, это будет лучше для тебя, чем последовать за одним из них», — а в версии Бухари упоминается так: «Что же ты велишь мне делать, если я доживу до этого?», — на что он ﷺ сказал: «Не расставайся с общиной мусульман и Имамом». Я спросил: «А если я не застану ни общины, ни Имама?!». На это Пророк ﷺ сказал следующее: «Тогда отстраняйся от всех этих групп, даже если придётся тебе для этого вцепиться в корни деревьев, и оставайся в подобном положении, пока не придёт к тебе смерть!». Это естественное положение того, кому истина не стала ясна, чтобы призывать к ней, ведь он видит лишь зазывателей в Ад, поэтому он должен отстраняться от таких людей. Но если для него истина станет очевидной, и он увидит тех, кто призывает к ней, то он должен быть с ними, а не сторониться их. Сторониться следует тех, кто зазывает в Ад!

Именно таким образом можно согласовать оба хадиса, но Аллах знает лучше!

 

14 Раджаба 1442 г.х.
26.02.2021 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»