21
Чт, нояб

Общественное мнение, вытекающее из общественного сознания

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от Mohamed Ali Bouazizi

Вопрос: Ассаляму алейкум.

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.

Недавно я прочитал статью одного из известных шабабов, которого я считаю одним из основных фигур в Хизбе, в ней он пишет: «…В тот момент, когда мы можем сформировать достаточное общественное мнение в отношении исламского политического проекта — в лице Исламского Государства и его уникальной политической системы — хотя бы в одной из стран, наряду с достаточной защитой и оказанием помощи со стороны тех, кто способен вырвать власть из рук узурпаторов и агентов, только тогда Исламское Государство встанет на ноги, чтобы изменить ход истории…».

Когда я спросил его об этой статье, он мне ответил следующее: «Общественное мнение ещё не на нашей стороне, чтобы отдать нам лидерство, хотя в некоторых странах мы пользуемся уважением и доверием. Кроме того, те, кто оказывает нам помощь, в большинстве случаев являются людьми, которые не пользуются большой популярностью в обществе, не являются его лидерами».

Я и некоторые шабабы пережили разочарование после мнения этого брата, поскольку мы жили идеей, что общественное мнение в пользу Ислама уже существует.

Ведь согласно мнению той среды, в которой живу я, мнению тех людей, с кем я имею связь, и моему окружению из числа юристов, я могу с уверенностью сказать, что в Умме существует общественное мнение о неизбежности перемен и что они должны произойти на основе Ислама.

Мы — как Хизб — хотим, чтобы общественное мнение сопровождалось общественным сознанием на основе того Ислама, который мы хотим. Также мы хотим вместе с Уммой достичь высоких целей, если это возможно. Однако, на мой взгляд, это не является условием того, чтобы начать процесс поиска помощи у обладателей силы и защиты, поскольку Умма всегда эмоционально выбирала Ислам и отдавала свои голоса на выборах в пользу партии «Ан-Нур», тунисской партии «Ан-Нахда», «Братьям-мусульманам» или Эрдогану; при этом Умма не обсуждала Ислам, который предлагали эти партии и личности. И если бы Умма обнаружила нас на политической арене, вовлечённых в международную систему, она бы выбрала нас раньше, чем их, поскольку она доверяет нам и даже призывает нас участвовать в выборах, чтобы отдать нам свой голос.

Ведь Ислам пришёл отчуждённым, и он возвратится таким, каким пришёл. А говорить, что если мы примем решение до того, как Умма поймёт тот Ислам, который мы предлагаем ей, то она отвернётся от нас или скажет: «Это не тот Ислам, который я хочу», — то такое утверждение неточное, и этого не произойдёт. Ведь Умма приняла идеи, которые не были из Ислама, в конце времён Османского Государства, и она сделала это лишь на том основании, что «учёные» или Шейх уль-Ислям сказали, что они из Ислама. Тогда Умма не обсуждала обоснованность их слов, и до сих пор продолжает принимать то, что говорят пропиаренные шейхи с экранов телевизора. Когда Посланник Аллаха ﷺ переселился в Медину и взял власть в свои руки, то общественное мнение было на стороне Ислама, хотя законодательство ещё не было завершено.

Сегодня, когда к власти пришли талибы, на канале «Аль-Вакия» было поднято несколько тем о талибах, например, «следует ли просить их объявить Халифат?», «мы советуем им ссылаться на Ислам и не участвовать в международной системе» и т.п., но тот же шабб, мнение которого я цитировал по вопросу общественного мнения, сказал: «Талибан» должен ссылаться на Ислам, а его опорой должна быть Умма, и она должна глубоко понимать то, что происходит вокруг неё, а значит, границы между мусульманскими странами не должны учитываться». Это верное и хорошее заявление, но здесь он не учёл то общественное мнение под тем самым углом, под каким он его видит.

Отсюда вопрос: требуется ли наличие определённого общественного мнения, когда Хизб будет брать власть в свои руки, или не требуется этого, если Халифат объявлен кем-то другим?

Пожалуйста, разъясните нам, да помилует Вас Аллах.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Да благословит Вас Аллах за Ваши дуа за нас, и мы тоже просим у Аллаха добра Вам.

Что касается ответа на Ваш вопрос, то общественное мнение, вытекающее из общественного сознания, является условием для таляб ун-нусра (обращения за помощью). Поэтому в любой стране, где это условие выполняется, делается таляб ун-нусра, если в этой стране есть необходимые компоненты государства. Итак, если общественное мнение достигнуто в какой-либо стране маджаля, то таляб ун-нусра делается в ней и любой стране, где есть необходимые компоненты государства. Другими словами, если общественное мнение достигнуто в любой из стран маджаля, как уже было упомянуто, то таляб ун-нусра становится обязательным (ваджиб) в каждой из стран, где имеются необходимые компоненты государства, независимо от того, станет ли эта страна точкой опоры (нуктату иртиказ) или будет присоединена к другой стране.

Необходимое общественное мнение возникло в середине 60-х годов прошлого века, и с того времени Хизб стал совершать таляб ун-нусра по всей территории маджаля в соответствии с условиями этих стран и в соответствии с тем, что видит руководство Хизба. По этому поводу упомяну некоторые моменты:

1) В ответе на вопросе от 5 Раби ус-сани 1389 г.х. (20.06.1969 г.) мы писали: «В начале 1964 г. реакция Уммы на Хизб была в Иордании, т.е. в одном из его вилаятов, и было подтверждено присоединение соседней страны, т.е. появилось общественное мнение, вытекающее из общественного сознания, а также имели место необходимые компоненты государства. Таким образом, имела место положительная реакция на Хизб в целом, как будто на него отреагировали во всех вилаятах, где он вёл свою деятельность. Поэтому таляб ун-нусра сосредоточился на одном из двух вопросов (поддержка в несении призыва и помощь в достижении власти) — на взятии власти. С того времени Хизб обращается с таляб ун-нусра, чтобы достичь власти.

Таляб ун-нусра для получения власти — это метод, а не способ, т.е. это постановление Шариата, которое необходимо выполнять, а не та деятельность, заняться которой требует реальность. Поэтому Хизб и озадачен таляб ун-нусрой. Тем не менее, действия, связанные с таляб ун-нусра, масштабны и опасны, а значит, не каждый из шабабов способен выполнить их. Неправильно, чтобы Хизб поручал подобные дела любому из шаббов; по этой причине не представляется возможным отнести это дело ко всем шабабам подряд.

Посланник ﷺ обращался с таляб ун-нусра к вождям племён, главам государств, к делегациям, которые приезжали в Мекку, к могущественным личностям, которые посещали Каабу, т.е. он ﷺ искал помощи у групп, обладающих силой и могуществом. Мусаб ибн Умайр обращался с таляб ун-нусра к лидерам Медины и могущественным людям, а затем собрал их и повёл к Посланнику ﷺ как одну группу, чтобы они уже на деле поддержали его ﷺ призыв и передали ему власть в Медине, защитили призыв и, если надо, отдали бы свои жизни ради его сохранения.

Данная реальность — такая же, как и реальность, которую Хизб использует во время совершения таляб ун-нусра Пророком Аллаха ﷺ. Хизб обращается с таляб ун-нусра так же, как это делали Посланник Аллаха ﷺ и Мусаб ибн Умайр. И здесь не важно, делается ли таляб ун-нусра по примеру Посланника ﷺ, т.е. обращается к какой-либо одной группе, или по примеру Мусаба, т.е. обращается с таляб ун-нусра к могущественным людям по отдельности, а затем собирая их в одну группу, чтобы уже они, в свою очередь, оказали помощь религии Аллаха на деле. Метод Мусаба был одобрен Посланником ﷺ посредством молчаливого согласия (икрар)» (конец цитаты).

2) В ответе на вопросе от 12 Мухаррама 1390 г.х. (20.03.1970 г.) мы писали: «Точка опоры (нуктату иртиказ) — это место, в котором устанавливается государство, то есть место, где Хизб берёт власть. Но если у этой территории нет всех необходимых компонентов государства, то оно не подходит в качестве точки опоры, если только не находится другого места (образования), которое имеет необходимые компоненты государства, и оно согласно слиться с первым, когда в нём будет установлено государство. А может быть и так, что у обоих — или у кого-то из них одного — будут необходимые компоненты государства.

Так в своё время Иордания отреагировала сама, без каких-либо усилий со стороны Хизба, поэтому Хизбу пришлось вести в ней деятельность, чтобы получить власть в Иордании. Хизб начал обращаться с таляб ун-нусра в Иордании и за её пределами, чтобы найти достаточную материальную силу, способную взять власть, особенно после того, как положительный ответ был получен со стороны другого образования. Таким образом, Иордания стала точкой опоры, и появилась возможность взять власть в ней, потому что условия для точки опоры были реализованы.

<…> Медина подходила для того, чтобы быть точкой опоры, потому что в ней были необходимые компоненты государства для Аравийского полуострова. Более того, даже Таиф подходил для того, чтобы быть точкой опоры, поскольку в нём также были необходимые компоненты государства для Аравийского полуострова <…> Таляб ун-насра — это очень трудное и чрезвычайно опасное дело, поскольку оно требует беспрецедентной храбрости и смелости, настойчивости и неординарных подходов, а также требует терпения, выносливости и здравого рассудка» (конец цитаты).

3) Что касается фактического лидерства, то этого трудно достичь в нынешних обстоятельствах до создания государства. Причина этого заключается в том, что общественное мнение хоть и приводит к идейному лидерству, но фактическое лидерство не сопровождает его, если только Умма не правит сама, как это было в эпоху Посланника Аллаха ﷺ. На сегодняшний день мусульманские страны прямо или косвенно управляются колонизатором, а не Уммой.

Следовательно, если общественное мнение, которое вытекает из общественного сознания, т.е. идейное лидерство, достигается в какой-либо части маджаля, и там присутствуют необходимые компоненты государства, то обращаться с таляб ун-нусра становится ваджибом. Что касается фактического лидерства, то оно достигается, когда государство устанавливается с учётом тех условий, в которых мы живём.

4) Мы дали разъяснения по этим аспектам в ответе на вопрос от 20.09.2011, аналогичный Вашему. В ответе говорится: «Что касается значения «общественное сознание». Слово «اَلْوَعْيُ» (сознание) в арабском толковом словаре «Лисан аль-Араб» описывается так: «اَلْوَعْيُ» означает «выучить что-нибудь». Например, человек хорошо понял какую-то вещь и речь. Это значит, что он заучил её, понял и принял, в связи с чем он стал сознательным человеком. Например, говорится «один сознательней другого», т.е. он более способен запомнить и понять. В одном из хадисов было сказано:

نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مِنَّا شَيْئًا فَبَلَّغَهُ كَمَا سَمِعَهُ فَرُبَّ مُبَلَّغٍ أَوْعَى مِنْ سَامِعٍ

«Да обрадует Аллах того человека, который услышит от нас что-либо и передаст это другому именно так, как он это услышал. Ведь может статься, что тот, кому передадут (что-нибудь), усвоит это лучше слышавшего» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан).

Само слова «общественное» означает, что понимание должно быть всеобъемлющим, подчёркивающим основную проблему вопроса. Что касается того, каким образом общественное сознание формируется в пользу Халифата, то это зависит не только от знания слова «Халифат». К общественному сознанию также будут относиться знание ряда законов, связанных с Халифатом, в частности — обязательность существования Халифата, необходимость существования во власти одного лишь халифа, обязательность присяги халифу на основе права выбора и согласия, знание обязанностей халифа, особенно обязанности по заботе о внешних и внутренних делах мусульман. Мы сказали «ряда законов», поскольку нет необходимости знать все детали, достаточно лишь краткого познания, чтобы у человека в отношении Халифата сформировалось общественное сознание. Такой процесс касается и других вопросов Шариата.

Общественное сознание было фактически достигнуто в некоторых частях маджаля, а как известно, если оно будет реализовано на одной из территорий маджаля, этапы деятельности будут продолжаться параллельно с другими территориями, чтобы объединить эту территорию с теми, где общественное сознание было достигнуто. И так будет продолжаться, пока, с дозволения Аллаха, общественное сознание у Уммы не будет достигнуто во всех аспектах.

Достижение общественного сознания является условием для начала обращения с таляб ун-нусра. Но не является условием, чтобы общественное сознание было достигнуто на всей территории маджаля. С начала 1960 г. общественное сознание было достигнуто более чем в одной стране территории маджаля, поэтому Хизб начал обращаться с таляб ун-нусра в каждой стране, в которой было решено искать помощь. Хизб активизирует свою деятельность по формированию общественного мнения, вытекающего из общественного сознания, дабы параллельно добиться и общественного сознания, и возможности совершать таляб ун-нусра.

Достижение общественного сознания где-либо не означает, что оно непоколебимо и не может быть нарушено региональными или международными силами, а также это не означает, что эти силы не могут распространять дезинформацию и ложь.

Мы не раз упоминали, что «общественное мнение вытекает из общественного сознания», но бывает, что мы упоминаем лишь «общественное мнение», а иногда — что «общественное сознание», и это правильно, учитывая тот факт, что требуемое общественное мнение всегда исходит из общественного сознания, ведь это звенья одной цепи. Поэтому упоминание одного звена без упоминания другого является правильным.

—- Хизб взяла на себя идейное лидерство Уммой более чем в одном месте. Но поскольку Умма не правит сама и не принимает решений, а скорее, решение исходит от хозяев мусульманских правителей, которые являются агентами, то идейное лидерство не обязательно должно сопровождаться фактическим лидерством. Если бы Умма управляла сама собой, а правитель был избран ей по собственному выбору, тогда фактическое лидерство было бы тесно связано с идейным лидерством, поэтому если Умма отвечает тебе идейно, то фактическое лидерство над ней будет твоим.

В сегодняшней реальности фактическое лидерство может быть достигнуто в каком-то аспекте, но более вероятно, что фактическое лидерство в целом действительно достигается после принятия власти, если этого захочет Аллах» (конец цитаты).

Тот брат, о котором Вы упомянули в своём вопросе, по-видимому, имел в виду принятие фактического лидерства, когда писал: «Общественное мнение ещё не отдало нам лидерство». Он говорит об общественном мнении, которое достигло той степени, когда люди отдают нам фактическое лидерство. Но это не достигается таким образом. Фактическое лидерство не является условием для обращения с таляб ун-нусра, скорее, будет достаточным добиться общественного мнения, которое исходит из общественного сознания, что означает, что наши идеи уважают многие люди, как минимум, в одном из вилаятов, как мы объяснили ранее. Точно так же и Халифат, для установления которого мы ведём деятельность, стал общественным мнением, и этого достаточно для обращения с таляб ун-нусра.

Что касается Вас, то Вы говорите об общественном мнении, которое вытекает из общественного сознания, заставляющем Хизб обращаться с таляб ун-нусра к обладателям силы и защиты, и это, несомненно, так.

Надеюсь, этого разъяснения будет достаточно.

 

29 Сафара 1443 г.х.
06.10.2021 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»