02
Чт, мая

Совершать намаз за имамом, слыша его через громкоговоритель, без зрительного контакта

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

От Абу Кутайбы Джитави

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Дозволено ли совершать намаз за имамом мечети, самому находясь в совершенно другом здании, или на этаже здания мечети, во дворе мечети или других подобных местах? Другими словами, допустимо ли совершать намаз за имамом, не видя его, не слыша его живого голоса, а лишь через экран или громкоговоритель.

Пожалуйста, разъясните нам данный аспект, поскольку сегодня это стало распространённым явлением. Пусть Аллах воздаст Вам благом!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Дорогой брат! Вопрос о пятничном намазе уже рассматривался факихами, и они поделились на мнения. Одни разрешили использовать экраны. Я не говорю, что все мнения факихов недействительны в самой своей основе (батыль), но при этом я больше склоняюсь к следующему:

1) Для начала упомяну тексты, связанные с этим вопросом:

а) Передаётся от аль-Аъраджа, а он — от Абу Хурайры: «Пророк ﷺ сказал:

إِنَّمَا جُعِلَ الْإِمَامُ لِيُؤْتَمَّ بِهِ فَإِذَا كَبَّرَ فَكَبِّرُوا وَإِذَا رَكَعَ فَارْكَعُوا وَإِذَا قَالَ سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ فَقُولُوا رَبَّنَا وَلَكَ الْحَمْدُ وَإِذَا سَجَدَ فَاسْجُدُوا وَإِذَا صَلَّى جَالِسًا فَصَلُّوا جُلُوسًا أَجْمَعُونَ

«Имам назначается для того, чтобы [во время намаза] другие следовали за ним. Поэтому, если он произнесёт такбир1, произнесите и вы, если он совершит поясной поклон, совершите и вы, если он скажет: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!», — говорите: «Господь наш, и Тебе хвала!», — если он совершит земной поклон, совершите и вы, если он совершает намаз сидя, совершайте и вы» (Бухари).

б) Передаётся от аль-Аъраджа, а он — от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّمَا جُعِلَ الْإِمَامُ لِيُؤْتَمَّ بِهِ فَلَا تَخْتَلِفُوا عَلَيْهِ فَإِذَا كَبَّرَ فَكَبِّرُوا وَإِذَا رَكَعَ فَارْكَعُوا وَإِذَا قَالَ سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ فَقُولُوا اللَّهُمَّ رَبَّنَا لَكَ الْحَمْدُ وَإِذَا سَجَدَ فَاسْجُدُوا وَإِذَا صَلَّى جَالِسًا فَصَلُّوا جُلُوسًا أَجْمَعُونَ

«Имам назначается для того, чтобы [во время намаза] другие следовали за ним, так не поступайте ему в противоречие. Поэтому, если он произнесёт такбир, произнесите и вы, если он совершит поясной поклон, совершите и вы, если он скажет: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!», — говорите: «Господь наш, и Тебе хвала!», — если он совершит земной поклон, совершите и вы, если он совершает намаз сидя, совершайте и вы» (Муслим).

в) Привёл Абу Дауд: «Нам рассказал Ахмад ибн Ибрахим: «Нам рассказал Хаджжадж от Джурайха: «Мне сообщил Абу Халид от Ади ибн Сабита аль-Ансари: «Мне рассказал один человек, что он был вместе с Аммаром ибн Ясиром в городе Мадаин, и, когда был произнесён икамат для намаза, Аммар вышел вперёд и начал совершать намаз, при этом он встал на лавку так, что люди оказались ниже его. Хузайфа [ибн аль-Яман] выступил вперёд, взял его за руки и потянул за собой. Аммар подчинился и последовал за ним. Таким образом Хузайфа заставил его спуститься. Когда Аммар закончил совершать намаз, Хузайфа сказал ему: «Разве ты не слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:

إِذَا أَمَّ الرَّجُلُ الْقَوْمَ فَلَا يَقُمْ فِي مَكَانٍ أَرْفَعَ مِنْ مَقَامِهِمْ

«Когда человек руководит молитвой людей, он не должен стоять выше них»? [Хузайфа добавил]: «Или же он сказал нечто подобное». На это Аммар сказал: «Поэтому я и последовал за тобой, когда ты потянул меня за руки».

Бадр ад-Дин аль-Айни, комментируя этот хадис в книге «Аль-Биная шарху аль-хидая», автор Абу Мухаммад аль-Гитаби аль-Ханафи, писал следующее: «Ахмад ибн Ибрахим ибн Касир ибн Зайд ибн Афлях ибн Мансур ибн Музахим аль-Абди Абу Абдуллах, известный как ад-Даураки, и был братом Якуба. Ахмад ибн Ибрахим слышал Ибн Махди, аль-Хаджжаджа, Абу Дауда ат-Таялиси и других. От Ахмада ибн Ибрахима приводят хадисы Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и другие. Абу Хатим сказал: «Ахмад ибн Ибрахим является правдивым». Умер он в субботу, за неделю до окончания Шабана, в 246 г.х., когда находился в составе исламской армии. Хаджжадж: Ибн Мухаммад аль-Аъвар: Абдуль-Малик: Ибн Джурайдж и Абу Халид: передаётся со слов Ади ибн Хатима, от которого передал Ибн Джурайдж, а от него — Абу Дауд. Слова «ниже его» являются выражением обстоятельства (аз-зарфийя).

Слова Аммара «поэтому», означают, что [сказанное Хузайфой действительно является] словами Пророка ﷺ. В цепочке передатчиков этого хадиса имеется неизвестный (маджхуль) передатчик. Тем не менее, данный хадис используется в качестве доказательства в книге «Аль-Биная шарху аль-хидая», более того, в ней говорится: «Я сказал следующее: «Абу Дауд привёл в своём «Ас-Сунан» из хадиса Хаммама, что Хузайфа, когда Аммар возглавил намаз для других в городе Мадаин, взял его за одежду и потянул. Когда Аммар закончил намаз, Хузайфа спросил: «Разве ты не знал, что так делать запрещено?», — на что Аммар сказал: «Я вспомнил, когда ты потянул меня».

Также приводится от Ади ибн Сабита аль-Ансари: «Мне рассказал один человек, что он был вместе с Аммаром ибн Ясиром в городе Мадаин, и, когда был произнесён икамат для намаза, Аммар вышел вперёд и начал совершать намаз, при этом он встал на лавку так, что люди оказались ниже его. Хузайфа [ибн аль-Яман] выступил вперёд, взял его за руки и потянул за собой. Аммар подчинился и последовал за ним. Таким образом Хузайфа заставил его спуститься. Когда Аммар закончил совершать намаз, Хузайфа сказал ему: «Разве ты не слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Когда человек руководит молитвой людей, он не должен стоять выше них»? [Хузайфа добавил]: «Или же он сказал нечто подобное». На это Аммар сказал: «Поэтому я и последовал за тобой, когда ты потянул меня за руки».

Хоть большинство факихов и считают макрухом, когда имам в намазе находится выше тех, кто стоит за ним, но при этом они исключают из этого случай, когда имам стоит на незначительной возвышенности. В книге «Аль-Байяну фи мазхаби аль-имами аш-Шафии» пишется: «Считается макрухом, когда имам находится выше тех, кто совершает за ним намаз. Шейх Абу Хамид сказал: «Будет макрухом только тогда, когда возвышенность будет довольно высокой. Если эта возвышенность будет на высоте скамьи, или очень маленького холмика, то это уже не будет считаться макрухом».

г) Аль-Байхакы в «Ас-Сунану аль-кубра» приводит следующее: «В главе «Человек совершает намаз за имамом мечети, но при этом между ними находится преграда» говорится: «Нам сообщил Абу Саид ибн Абу Амр: «Нам рассказал Абу аль-Аббас Мухаммад ибн Якуб от ар-Рабиа: «Аш-Шафии сказал: «Однажды женщины совершали намаз вместе с Аишей, женой Пророка ﷺ, в её комнате, после чего Аиша сказала: «Не совершайте намаз за имамом, ведь из-за наличия преграды [получается, что] вы [совершаете намаз] без него». Шафии добавил: «Если Аиша сказал подобное [о коллективных намазах] в её комнате, то мы тоже солидарны с ней» <…>

Нам сообщил Абу Ахмад аль-Махраджани от Абу Бакра ибн Джаафара: «Нам рассказал Мухаммад ибн Ибрахим: «Нам рассказал Ибн Бакир: «Нам рассказал Малик от того, кто, по его мнению, достоин доверия, то, что люди входили в комнаты жён Пророка ﷺ после его ﷺ смерти и совершали там пятничный намаз». Причина этого заключается в том, что мечеть стала тесной для прихожан, поэтому они расширили мечеть за счёт комнат жён Пророка ﷺ, но при этом комнаты не считались частью мечети, хотя двери комнат выходили в мечеть.

Малик сказал: «Дозволено совершать намаз в любом из дворов мечети, примыкающих к ней, или на открытом пространстве, являющемся её частью». Люди последовали за этим мнением, и никто из факихов не стал порицать это. Малик сказал: «Что касается закрытого дома, т.е. куда нельзя войти без разрешения, то никто не должен совершать в нём пятничный намаз, следуя за имамом мечети, даже если этот дом находится рядом с мечетью. Причина этого заключается в том, что дом не является частью мечети».

д) Аль-Байхакы привёл в «Маарифату ас-сунани ва аль-асар» следующее: «Нам сообщил ар-Рабиа: «Шафии сказал: «Находится ли человек в доме, который рядом с мечетью, или он далеко от неё, ему не разрешается совершать намаз за имамом мечети, если только ряды молящихся в мечети не соединились с ним (человеком), когда он находится на нижнем этаже дома, при этом между рядами молящихся и им не должно быть преграды».

Далее Шафии сказал: «Если кто-то скажет: «А есть ли у тебя какая-нибудь версия хадиса (риваят) об этом?», — на это будет сказано: «Женщины совершали намаз с Аишей, женой Пророка ﷺ в её комнате, и тогда она сказала им: «Не совершайте намаз за имамом, ведь из-за наличия преграды [получается, что] вы [совершаете намаз] без него». Если Аиша сказала подобное [о коллективных намазах] в её комнате, то и мы говорим о подобном. Шафии иснад этого хадиса не упомянул в новом своём мазхабе, но он упоминается в старом (варианте масхаба)».

В другой версии аль-Байхакы со слов Мухаммада ибн Исхака и аль-Муаммаля говорится: «Нам рассказал аз-Заъфарани от Шафии: «Нам сообщил Ибрахим ибн Мухаммад от Ляйса, а он — от Ата, а он — от Аиши, что женщины совершали намаз в её комнате, и тогда она сказала им: «Не совершайте намаз за имамом, ведь из-за наличия преграды [получается, что] вы [совершаете намаз] без него». Под преградой подразумевается перегородка, заграждение, ширма».

2) Приведём значение слов «аль-кудва» (образец для подражания) и «аль-иктида» (следовать примеру) в арабском языке на примере толкового словаря «Лисан аль-араб»: «قَدَا» <…> говорится: «قِدْوَةٌ» и «قُدْوَةٌ» тому, за чем следуют <…> то, чему я следую, называется «اَلْقُدْوَةُ» и «اَلْقِدْوَةُ» <…> «اَلْقِدَةُ» похоже на слово «اَلْقِدْوَةُ». Можно сказать: «Я следую твоему примеру (قِدْوَةٌ), (قُدْوَةٌ), (قِدَةٌ)». На это будет похоже выражение: «такой-то достиг положения (حِظْوَةً), (حُظْوَةً), (حِظَةٌ)» <…> Человек, за которым следуют, является примером (اَلْقُدْوَةُ), (اَلْقِدَةُ). Говорится: «Такой-то является примером (قُدْوَةٌ), за которым следуют». Факихи используют именно языковое значение слов «аль-кудва» (образец для подражания) и «аль-иктида» (следовать примеру). Касательно намаза факихи дают следующее значение этим словам: «Следование молящегося за имамом в действиях намаза».

3) Основываясь на вышеизложенном, я больше склоняюсь к тому, что «аль-кудва» и «аль-иктида» — это строгое руководство совершающего намаз за имамом в следующих моментах:

а) Место, где человек совершает намаз за имамом, должно быть внутри того места, где совершает намаз сам имам, внутри здания мечети или в её дворе… При этом не должно быть природного разделения между двором мечети и самой мечетью, как, например, в виде канала с проточной водой или главной улицы, по которой ездят автомобили.

б) Человек должен совершать намаз за имамом в том месте, где он видит его, или совершать намаз на открытом пространстве, но при этом он должен видеть других молящихся, которые, в свою очередь, видят имама. Следовательно, он не должен находиться в закрытом помещении, откуда не видно того, что снаружи. Видеть изображение имама не означает видеть самого имама, ведь хукмы изображения человека отличаются от хукмов реального видения человека. Например, если вы нанесли удар ножом по изображению имама, это не значит, что вы нанесли удар ножом по самому имаму! Видеть изображение никак не связано с вопросом следования за другими.

Видеть изображение через экран телевизора, при этом находиться на далёком расстоянии от мечети или её двора, или даже быть совершенно в другой стране, — всё это не имеет ничего общего с имамом и следованием за ним. Таким образом, подобное видение не может приниматься в вопросе «следование имаму».

в) Необходимо слышать такбиры имама, и не важно, будет это напрямую или через громкоговорители. Слышать голос имама через громкоговорители или даже слышать голос того, кто повторяет такбиры имама для других, будет дозволено, чтобы руководствоваться этим в намазе за имамом.

В книге «Хашияту ад-дусуки аля аш-шархи аль-кабир», автор шейх ад-Дардир, пишется: «(и) разрешено (прибегнуть к средству/голосу, которое позволит другим слышать [о такбирах имама]), т.е. использовать те вещи, которые позволят молящимся за имамом узнать о действиях имама. (И) разрешено (следовать за ним), т.е. следовать за имамом на основании лишь восприятия слов имама слухом. Поэтому лучше, чтобы имам сам повышал свой голос, что позволит отказаться от использования средств/голоса [передающих такбиры имама до тех, кто не слышит их]».

г) Имам не должен находиться на возвышенности. Например, имам находится на верхнем этаже, а остальные — на нижних этажах.

Если все упомянутые пункты будут реализованы, то следование за имамом будет засчитано, а значит, условия следования за имамом в пятничном намазе, по воле Аллаха, будут выполнены. Ещё раз повторю, что сказал в самом начале: я не говорю, что все мнения, которые противоречат сказанному мною мнению, недействительны (батыль), ведь это было мнение, к которому я больше всего склоняюсь в данном вопросе. Но Аллах более Знающий и Мудрый.

 

29 Шабана 1443 г.х.
01.04.2022 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

____________________________

1. Аллаху акбар — прим. пер.

Главное меню