02
Чт, мая

Коран создан или нет?

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Ответ на вопрос от Inayat Ur Rahman Noori

Вопрос: Ассаляму алейкум!

Мой вопрос заключается в том, является ли Коран одним из созданий Аллаха? И почему? Имам Абу Ханифа сказал: «Каждая вещь создана, кроме Корана, поскольку это речь Аллаха». Можете ли Вы прояснить это?

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Коран — это речь Аллаха, и человек не в состоянии понять, как она исходит от Аллаха. Поэтому человеческий разум не может исследовать речь Аллаха с точки зрения того, создана она или нет. Вместо этого человек лишь верит в Коран таким, как он был ниспослан. Мы верим, что Коран — это речь Аллаха, и на этом останавливаемся.

Прежние исламские течения, такие как мутазилиты и другие, проводили исследования на эту тему, пытаясь разъяснить то, что недосягаемо для органов чувств. Их исследования были неверными и приводили к противоречивым результатам, так как основывались на изучении недосягаемых вещей. Мы уже писали об этом в наших книгах:

1 — Книга «Исламская личность», 1 том, тема «Ошибочность метода мутакаллимов»:

«Например, рассуждая логически, можно говорить: «Коран — это речь Аллаха, составленная из реально существующих упорядоченных и последовательных букв, а каждая речь, составленная из реально существующих упорядоченных и последовательных букв, есть явление, что даёт заключение о том, что Коран — явление, и что он — сотворён». Такое построение посылок привело к заключению, которое не находится в пределах чувств человека, и значит, разум не может обсуждать это или выносить относительно него какое-либо решение. Это заключение является гипотетическим, а вовсе не реальным, не говоря уже о том, что рассуждение о подобных посылках или вынесение какого-то решения относительно них запрещено, поскольку рассуждение об атрибутах Аллаха является рассуждением о сущности Аллаха, а это никоим образом недопустимо. Кроме этого, посредством той же логики мы можем прийти к заключению, которое находится в противоречии с предыдущим заключением. Логически можно сказать, что Коран — это речь Аллаха, и тем самым является Его атрибутом, а всё, что является Его атрибутом, является вечным, и, следовательно, получается, что Коран является вечным и несотворённым. Таким образом, используя логику, мы пришли к противоречащим друг другу заключениям. И так обстоит дело со многими посылками, вытекающими из построения представляемых разумом вещей на представляемых разумом вещах. В таких посылках человек, использующий логику, приходит к предельно противоречивым и весьма странным заключениям. Что касается построения ощутимых вещей на ощутимом, то, если это построение завершается ощущением как в посылках, так и в заключении, вывод будет верным».

2 — Книга «Исламская личность», 1 том, тема «Атрибуты Аллаха»:

«Поэтому рассмотрение атрибутов Аллаха всеми мутакаллимами было неуместным делом и полнейшей ошибкой. Атрибуты Аллаха сообщены нам в Божественном Писании. И о тех из них, которые имеются в категоричных текстах, мы упомянули лишь в том объёме, в котором они сообщены в текстах. Мы не вправе добавлять какой-то атрибут, которого нет в текстах, как и не вправе разъяснять атрибут каким-то иным образом, нежели так, как о нём передаётся в категоричном тексте».

3 — Вывод: Коран — это речь Аллаха, и нельзя обсуждать её с точки зрения того, создана она или нет. Обсуждение атрибутов Аллаха означает обсуждение Самого Аллаха. Это же недопустимо, поскольку Сам Аллах недосягаем для наших органов чувств, а значит, разум в этом вопросе бессилен. Мы верим в атрибуты Аллаха такими, какими они сообщены в категоричных (катъий) текстах, не добавляя и не убавляя ничего. Например, Аллах говорит:

هُوَ ٱللَّهُ ٱلَّذِي لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَۖ عَٰلِمُ ٱلۡغَيۡبِ وَٱلشَّهَٰدَةِۖ هُوَ ٱلرَّحۡمَٰنُ ٱلرَّحِيمُ ٢٢ هُوَ ٱللَّهُ ٱلَّذِي لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلۡمَلِكُ ٱلۡقُدُّوسُ ٱلسَّلَٰمُ ٱلۡمُؤۡمِنُ ٱلۡمُهَيۡمِنُ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡجَبَّارُ ٱلۡمُتَكَبِّرُۚ سُبۡحَٰنَ ٱللَّهِ عَمَّا يُشۡرِكُونَ ٢٣ هُوَ ٱللَّهُ ٱلۡخَٰلِقُ ٱلۡبَارِئُ ٱلۡمُصَوِّرُۖ لَهُ ٱلۡأَسۡمَآءُ ٱلۡحُسۡنَىٰۚ يُسَبِّحُ لَهُۥ مَا فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِۖ وَهُوَ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡحَكِيمُ

«Он — Аллах, и нет божества кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он — Милостивый, Милосердный. Он — Аллах, и нет божества кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далёк от того, что они приобщают в сотоварищи. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый» (59:22–24).

В то же время мы верим, что Коран — это речь Аллаха, как об этом сообщается в категоричных текстах:

وَإِنۡ أَحَدٞ مِّنَ ٱلۡمُشۡرِكِينَ ٱسۡتَجَارَكَ فَأَجِرۡهُ حَتَّىٰ يَسۡمَعَ كَلَٰمَ ٱللَّهِ ثُمَّ أَبۡلِغۡهُ مَأۡمَنَهُۥۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمۡ قَوۡمٞ لَّا يَعۡلَمُونَ

«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они — невежественные люди» (9:6),

أَمۡ يَقُولُونَ ٱفۡتَرَىٰ عَلَى ٱللَّهِ كَذِبٗاۖ فَإِن يَشَإِ ٱللَّهُ يَخۡتِمۡ عَلَىٰ قَلۡبِكَۗ وَيَمۡحُ ٱللَّهُ ٱلۡبَٰطِلَ وَيُحِقُّ ٱلۡحَقَّ بِكَلِمَٰتِهِۦٓۚ إِنَّهُۥ عَلِيمُۢ بِذَاتِ ٱلصُّدُورِ

«Или же они говорят, что он возвёл навет на Аллаха? Если бы Аллах пожелал, то наложил бы печать на твоё сердце. Своими Словами Аллах стирает ложь и утверждает истину. Воистину, Он знает о том, что в груди» (42:24),

لَا تُحَرِّكۡ بِهِۦ لِسَانَكَ لِتَعۡجَلَ بِهِۦٓ ١٦ إِنَّ عَلَيۡنَا جَمۡعَهُۥ وَقُرۡءَانَهُۥ ١٧ فَإِذَا قَرَأۡنَٰهُ فَٱتَّبِعۡ قُرۡءَانَهُۥ ١٨ ثُمَّ إِنَّ عَلَيۡنَا بَيَانَهُۥ

«Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтём его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его» (75:16–19),

وَٱتۡلُ مَآ أُوحِيَ إِلَيۡكَ مِن كِتَابِ رَبِّكَۖ لَا مُبَدِّلَ لِكَلِمَٰتِهِۦ وَلَن تَجِدَ مِن دُونِهِۦ مُلۡتَحَدٗا

«Читай Писание твоего Господа, ниспосланное тебе в откровении. Нет замены Его Словам, и тебе не найти помимо Него прибежища» (18:27).

Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос, и Аллаху ведомо лучше.

 

Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
15 Джумада аль-ахира 1444 г.х.
08.01.2023 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Главное меню