Ответ на вопрос от Anas M Hirbawi
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Мой вопрос связан с длительной поездкой (сафар) женщины без махрама: какое расстояние считается для женщины длительной поездкой, в которую она может отправиться только с махрамом? На примере Палестины: если женщина захотела отправиться из аль-Кудса в Умм Рашраш (Эйлат), тогда её поездка будет в пределах одной страны, но если она хочет отправиться из аль-Кудса в Иорданию, то расстояние до этой страны будет меньше, чем до Умм Рашраш. Как поступать в таком случае? Берутся ли в основу границы и пункты пропуска, или же в основу берётся определённое расстояние, к примеру, 80 км? К тому же, некоторые современные деятели из «Аль-Азхара», не внушающие доверия, говорят, что в наше время женщине не обязательно сопровождение махрама в длительной поездке, потому что многие проблемы пути в наши дни исчезли. Они связывают это с изменением способов путешествия и вида транспорта. Правы ли они в чём-то, или есть чем им ответить?
Да пребудет над Вами защита Аллаха!
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Ранее (05.11.2018) мы уже ответили на вопрос по поводу длительной поездки женщины и описали различные ситуации. Мы выберем из прошлого ответа то, что касается вашего вопроса:
«Во-первых, если поездка женщины занимает ровно сутки, то рядом с ней должен быть махрам. Шариатских доказательств на это довольно много. Давайте упомянем некоторые из них:
— Приводится от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ يَحِلُّ لِامْرَأَةٍ تُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ أَنْ تُسَافِرَ مَسِيرَةَ يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ لَيْسَ مَعَهَا حُرْمَةٌ
«Не разрешено женщине, верующей в Аллаха и Судный день, отправляться в поездку, (которая займёт) день и ночь, без запрещённого рядом с ней» (Бухари), — под «запрещённым» имеется в виду махрам.
В другой версии хадиса, переданного Абу Саидом аль-Худри, упоминается «двое суток», а в версии Ибн Умара — «трое суток».
— Приводится от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَحِلُّ لِامْرَأَةٍ تُؤْمِنُ بِاللهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ تُسَافِرُ مَسِيرَةَ يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ إِلَّا مَعَ ذِي مَحْرَمٍ عَلَيْهَا
«Не разрешено женщине, верующей в Аллаха и Судный день, отправляться в поездку, (которая займёт) день и ночь, без сопровождения махрама» (Муслим).
В версии Абу Саида аль-Худри: «в поездку, (которая займёт) двое суток», — в другой его же версии: «в поездку, (которая займёт) трое суток и более».
— Передал Саид ибн Абу Саид от своего отца, а он — от Абу Хурайры: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ:
لَا تُسَافِرُ امْرَأَةٌ مَسِيرَةَ يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ إِلَّا وَمَعَهَا ذُو مَحْرَمٍ
«Пусть женщина не отправляется в поездку, (которая займёт) день и ночь, без сопровождения махрама» (ат-Тирмизи, назвав этот хадис хасан сахих).
<…>
Из всего этого следует:
1) Поездка ограничивается временем, как это пришло в достоверных текстах. Таким образом, женщине запрещено (харам) самостоятельно отправляться в путь, который займёт целые сутки (24 часа), так как тексты указывают на время — «день и ночь», — а не на расстояние. Поэтому, если женщина самостоятельно отправится в поездку на самолёте, даже если за сотни километров, но она успеет вернуться до истечения полных суток, то это дозволено. Однако если она отправится пешком, и даже если расстояние будет всего лишь 20 км, но это займёт у неё время более суток, то в таком случае ей выходить в путь без махрама не дозволено (харам).
— Поездка женщины (с махрамом или без) связана только с вопросом времени (день и ночь), расстояние не берётся во внимание. Если женщина отправится в поездку и вернётся обратно до истечения суток, ей дозволено сделать это самостоятельно.
2) Что касается версий Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ахмада <…> о трёх днях и трёх ночах, о двух днях, <…> то при сопоставлении этих хадисов и их рассмотрении шариатский закон будет следующим: не разрешается отправляться в поездку, которая займёт время, как минимум, ночь (сутки), без махрама.
<…>
Следовательно, запрещено (харам) женщине отправляться в поездку, которая займёт время день и ночь, без своего мужа или махрама. Это то, чем мы руководствуемся и приняли табанни в книге «Социальная система».
Во-вторых <…>
3) Это то, что мы говорим, но хочется отметить следующее:
— Мы говорим, что это мнение предпочтительней, но не говорим, что оно безоговорочно правильное.
— Мы говорим о дозволенности отправляться в поездку, которая занимает меньше суток, без махрама, но не говорим, что это обязательно (ваджиб). Поэтому, если женщина захочет отправиться в поездку, которая займёт полдня, вместе с махрамом, то в этом нет никакой проблемы, главное, чтобы она не отправлялась самостоятельно в дорогу, которая займёт сутки (день и ночь) или более того.
— Хадис ставит условием сопровождение женщины в её поездке со стороны махрама, что указывает на необходимость защиты женщины, дабы она чувствовала себя в безопасности. Поэтому женщине не дозволяется (харам) отправляться в поездку без махрама, если она не ощущает безопасности. В таком случае она не может отправиться в поездку без махрама, даже если это займёт всего лишь один час. И тут нужно помнить, что вопрос безопасности — это отдельное условие.
— Не дозволяется женщине отправляться в поездку, если нет на то разрешения со стороны мужа или вали (опекуна), и здесь не важно, сколько займёт это времени, даже если с ней будет махрам. По этому поводу имеются отдельные шариатские доказательства.
В-четвёртых: достижение пункта назначения
* Если пункт назначения находится в мусульманских странах, но не на территории Дар уль-Ислям, то здесь присутствует два момента:
1) Поездка осуществляется внутри одного из регионов государства, в котором она проживает. Однако из-за расстояний между областями в этом государстве поездка может занимать день или более того. В таком случае, после прибытия в место назначения, на махраме лежит обязанность обеспечить женщину безопасным жильём у её махрамов, если они есть. Если же их нет, но есть знакомые праведные, вызывающие доверие женщины, праведность которых внушает махраму спокойствие, то он должен обеспечить свою подопечную безопасным жильём с одной или двумя из этих женщин. Другими словами, она не должна жить одна. Только при таких условиях она может находиться в этом населённом пункте до тех пор, пока не решит свои дела, но, помимо этого, махрам обязан связываться с ней по телефону, или по другим средствам связи, как минимум, каждую неделю. Если у неё возникнет необходимость в присутствии махрама, то он должен к ней приехать. Если она захочет вернуться домой, то махрам должен так же приехать за ней и доставить её обратно, если поездка занимает сутки или более этого.
Если же у неё нет махрамов в этом населённом пункте, нет знакомых праведных, вызывающих доверие женщин, в таком случае махрам либо остаётся с ней, пока она не решит свои вопросы, либо они оба возвращаются обратно.
2) Если поездка, которая занимает сутки или более, была из одного города в другой внутри мусульманского государства, в таком случае, после прибытия женщиной в необходимый регион, махрам может вернуться обратно, и ему нет необходимости находиться вместе с ней, но при условии:
— что он обеспечит её безопасным, спокойным жильём либо у её махрамов, либо у знакомых праведных, вызывающих доверие женщин. Другими словами, она не должна жить одна. Помимо этого, махрам должен остаться с ней на неделю, т.е. после того, как обеспечит её безопасным жильём, он должен удостовериться в безопасности её передвижения вне дома, когда она захочет решить свои вопросы в будние дни и в официальные выходные. Если выходные повторяются каждую неделю, то я не вижу смысла, чтобы махрам оставался с ней на целую неделю, чтобы ощутить спокойствие за неё. Затем он должен будет с ней связываться по телефону или другим средствам связи каждый день. Если для него станет очевидным, что женщина нуждается в его присутствии, то он должен незамедлительно приехать к ней, чтобы удостовериться, всё ли в порядке, т.е. обрести чувство спокойствия за неё. Если она захочет вернуться, то махрам должен приехать за ней и доставить её обратно в её город, если поездка занимает сутки или более того.
Если же у неё нет махрамов в этом городе, нет знакомых праведных, вызывающих доверие женщин, в таком случае махрам остаётся с ней, пока не появятся такие женщины. Затем, когда они появятся, махрам уже может обеспечить женщину безопасным жильём с ними, но всё равно он должен пожить ещё неделю в этом населённом пункте. Либо они вместе возвращаются обратно.
— Если пункт назначения находится за пределами мусульманского государства, то рассматривается следующее:
— Если имеются махрамы из числа мужчин, то она живёт у них или по соседству; это позволит махраму обрести чувство спокойствия и знать, что она находится в безопасности, как в частной, так и в общественной жизни. Если есть махрамы из числа женщин (мать, сестра, тётя со стороны матери), то она должна жить с ними, а жить рядом с ними уже недостаточно. В этих обоих случаях, после того, как он удостоверился в её безопасности и спокойствии, дозволяется махраму оставить её и вернуться обратно, однако при условии, что опекун (вали) или муж согласятся на это, а также с ней должна быть налажена личная связь или переписка на случай, когда это станет необходимым. Затем, когда она захочет вернуться, махрам должен приехать и сопроводить её обратно до дому, если поездка занимает сутки или более.
— Если перечисленное выше не будет осуществлено в полной мере, тогда махрам должен остаться с ней до конца, т.е. пока она не вернётся обратно в населённый пункт основного своего места проживания. Причина этого заключается в том, что существуют требования о безопасности и спокойствия, необходимые в жизни женщины, т.к. её честь и достоинство должны быть защищены, что не осуществляется в немусульманских странах, если только там нет её махрамов (об этом аспекте мы упоминали ранее).
б) Если поездка до пункта назначения была короткой, т.е. без необходимости в махраме, и женщина пожелала задержаться там на сутки или более. Отсюда вопрос: что будет ваджибом в такой ситуации и нужен ли махрам?
Ответ следующий:
* Если пункт назначения находится в Дар уль-Ислям, независимо от того, находится ли этот пункт в её вилаяте или в другом, ей дозволяется совершить поездку без махрама, потому что время поездки занимает меньше суток. Если она пожелает остаться там на сутки или более, то ей дозволяется остаться у своих махрамов или у знакомых праведных, верующих, заслуживающих доверие женщин, но никак не быть одной. Однако это должно быть с условием, что она возьмёт предварительное согласие для жилья со знакомыми женщинами у опекуна (вали) или мужа при наличии у них чувства спокойствия за неё.
— Если же у неё нет знакомых праведных, вызывающих доверие женщин, на совместное проживание с которыми опекун или муж дают согласие, то для неё будет ваджибом вернуться в тот же день обратно, либо с ней изначально должен был ехать махрам, который обеспечил бы её должным жильём, как мы уже упоминали до этого в положении, когда махрам отправляется с ней в поездку.
* Если пункт назначения находится в мусульманском государстве, но не на территории Дар уль-Ислям, а время поездки занимает меньше суток, то ей дозволяется отправиться в путь без махрама. Если она пожелает остаться там на сутки или более, то она может это сделать, оставшись у своих махрамов или знакомых верующих, вызывающих доверие, праведных женщин, но не быть одной. Однако это должно быть с условием, что она возьмёт предварительное согласие для проживания со знакомыми женщинами у опекуна (вали) или своего мужа при наличии у них чувства спокойствия за неё.
Если же у неё нет знакомых праведных, вызывающих доверие женщин, на совместное проживание с которыми опекун (вали) или муж дают согласие, то ей будет ваджибом вернуться в тот же день обратно, либо с ней изначально должен был ехать махрам, который обеспечил бы её должным жильём, как мы уже упоминали до этого, когда махрам отправляется с ней в поездку.
* Если пункт назначения находится на территории мусульманского государства, в котором она не проживает, т.е. не на территории Дар уль-Ислям, а сама поездка занимает меньше суток, то ей дозволяется отправиться в путь без махрама. Однако из-за того, что поездка из одной страны в другую имеет процедуры на границе, то её должна сопровождать вызывающая доверие женщина, как минимум — одна. Но цель, из-за которой они отправились в поездку, у обоих должна быть одинакова. Другими словами, цель той, которая сопровождает, и цель той, которая отправилась в поездку, должны совпадать. Если женщина пожелает остаться там на сутки или более, то это возможно лишь при следующих условиях:
— у каждой из них должны быть там махрамы, у которых они смогут жить,
— если таких нет, то у них должны быть знакомые доверенные, верующие, вызывающие доверие женщины, и у обоих должно быть одобрение со стороны опекунов или мужей на совместное проживание с этими женщинами, при этом соблюдая упомянутые выше условия.
Если эти условия не будут выполнены, т.е. у них не будет махрамов, не будет знакомых женщин, с которыми опекуны или мужья разрешают жить, то они обе обязаны вернуться в тот же день.
* Если пункт назначения находится на территории неверных государств, то в таком случае является ваджибом отправляться в поездку только с валием (опекуном), мужем или махрамом, т.е. здесь применяется закон о поездке, которая превышает сутки.
В-пятых, что касается доказательств, на которые мы опирались относительно вопроса безопасности и спокойствия для женщин после того, как они прибудут в пункт назначения, и не важно, это была поездка, которая занимает меньше суток или более того, то они — те же самые, что мы упомянули ранее. Повторим их ещё раз: «Таким образом, непостоянное пребывание в пункте нахождения зависит от наличия безопасности в нём для женщины, т.е. безопасности для её проживания, для совершения необходимых действий вне дома. Этого положения требует реальность женщины и благополучие её образа жизни. В статье 112 Конституции Исламского Государства пишется: «Основным положением женщины является быть матерью и хранительницей семейного очага. Её честь и достоинство должны быть защищены». В объяснении к этой статье видно, что женщина нуждается в разрешении валия (опекуна) или её мужа, чтобы выйти из дома. У женщины есть частная жизнь со своими законами, которые запрещают ей жить с чужими мужчинами, она должна жить лишь с мужем или своими махрамами. Также у неё есть общественная жизнь, где запрещается хальва (уединение с чужими мужчинами) и ихтилят (смешение полов). Ей предписано: носить шариатское одеяние в виде джильбаба (верхняя одежда в виде покрывала или цельного платья); скрывать аурат (постыдных мест); не совершать табаррудж (привлечение внимания посторонних мужчин со стороны женщины выставлением на показ своих прикрас и мест украшений)».
Всё перечисленное требует наличия безопасности и спокойствия для женщины, чтобы её честь и достоинство были защищены. Поэтому — присутствуют эти положения или отсутствуют — необходимо совершить тахкык уль-манат (исследовать существующую реальность).
И это то, к чему я склоняюсь в этом вопросе; при этом необходимо соблюдать все условия. Аллах знает лучше!
27 Сафара 1440 г.х.
05.11.2018 г.».
Что касается той части вопроса, где Вы говорите: «К тому же, некоторые современные деятели из «Аль-Азхара», не внушающие доверия, говорят, что в наше время женщине не обязательно сопровождение махрама в длительной поездке, потому что многое стало проще. Они связывают это с изменением способов путешествия и вида транспорта. Правы ли они в чём-то, или есть чем им ответить?», — то нет смысла отвечать на это, поскольку тексты ясно говорят об обязательности сопровождения махрама в длительной поездке. Таков закон Шариата, который не аннулируется безосновательными высказываниями.
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
14 Раджаба 1444 г.х.
05.02.2023 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в Фейсбуке «Фикх»