Ответ на вопрос от Samer Zaen
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, дорогой шейх!
У меня возник вопрос в связи с тем, что во всех странах азан на намаз фаджр звучит тёмной ночью, то есть до начала рассвета. Что определяет начало времени намаза фаджр — азан или истинный рассвет? И что определяет время прекращения утренней трапезы во время поста — азан или истинный рассвет?
В книге «Облегчение в основах тафсира», автором которой является Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, говорится: «В своих словах:
حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ
«Пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от чёрной» (2:187), — т.е. до наступления истинной зари, Аллах разъясняет то, когда необходимо воздержаться от еды, питья, половой близости с женой (в день поста). Истинная заря — это белизна на горизонте в виде горизонтальной линии просвета, и она разделяет ночь ото дня. До истинной зари появляется заря в виде вертикальной линии просвета на горизонте, которая называется ложной зарёй. При появлении ложной зари есть, пить и вступать в половую близость (в день поста) всё так же дозволяется, а при появлении истинной зари — запрещается.
От Ади ибн Хатима передаётся: «Когда был ниспослан аят:
حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ
«Пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от чёрной» (2:187), — я взял чёрные и белые путы и положил их себе под подушку, а ночью стал смотреть на них, но ничего не смог различить. Утром я пошёл к Посланнику Аллаха ﷺ и рассказал ему обо всём, и он сказал (мне):
إِنَّ وِسَادَكَ إِذَنْ لَعَرِيضٌ، إِنَّمَا ذَلِكَ بَيَاضُ النَّهَارِ مِنْ سَوَادِ اللَّيْلِ
«Ну и широка же твоя подушка! Это темнота ночи и свет дня» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Дарими).
В книге «Аль-Камус аль-Мухит» пишется: «Когда говорится «широка твоя подушка — это киная (намёк) на то, что он много спит, поскольку «широкая подушка» говорит о сладком сне. Или же это намёк на большую голову, то есть на слабоумие».
Прошу внести ясность в этот вопрос.
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Дорогой брат, азан на намаз фадж произносится, когда имеет место начало истинного рассвета. В это же время прекращается приём пищи и питья в день поста. Об этом говорится в книгах по фикху.
• В книге «Законы намаза» Али Рагиба во главе «Времена намаза» пишется: «Начало времени утреннего намаза (субх/фаджр) наступает со второй зарёй, то есть с истинным рассветом, с появлением которого постящемуся запрещается есть и пить. Заканчивается время этого намаза, когда появится свет. Передано, что Джибриль (в первый день) совершил утренний намаз с появлением рассвета, а на следующий день совершил, когда уже появился свет. После этого наступает дозволенное время вплоть до восхода солнца. Все эти времена ясно изложены в хадисах, переданных от Ахмада, Насаи, Тирмизи. Сообщается от Джабира ибн Абдуллаха:
أَنَّ النَّبِيَّ ﷺ جَاءَهُ جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلَامُ فَقَالَ لَهُ قُمْ فَصَلِّهِ... ثُمَّ جَاءَهُ الْفَجْرَ فَقَالَ: قُمْ فَصَلِّهِ، فَصَلَّى الْفَجْرَ حِينَ بَرَقَ الْفَجْرَ، أَوْ قَالَ سَطَعَ الْفَجْرَ. ثُمَّ جَاءَهُ مِنَ الْغَدِ... ثُمَّ جَاءَهُ لِلْفَجْرِ حِينَ أَسْفَرَ جِدّاً فَقَالَ: قُمْ فَصَلِّهِ، فَصَلَّى الْفَجْرَ. ثُمَّ قَالَ: مَا بَيْنَ هَذَيْنِ الْوَقْتَيْنِ وَقْتٌ
«К Пророку ﷺ явился Джибриль и сказал ему: «Встань и соверши намаз» <…> Затем он явился на рассвете и сказал: «Встань и соверши намаз». И он совершил намаз фаджр, когда засияла заря (то есть когда началась истинная заря). Затем Джибриль явился на следующий день <…> Затем он явился, когда стало очень светло, и сказал: «Встань и соверши намаз». И Пророк ﷺ совершил намаз фаджр. Затем Джибриль сказал: «Времена намаза (совершаются) в этих промежутках».
Намаз обязателен в начале времени в виде ваджиба мувасса, то есть его можно совершить в любое время в указанном промежутке».
• В Кувейтской энциклопедии исламской юриспруденции, глава 28, стр. 325, пишется: «Среди факихов нет разногласий по поводу того, что время намаза фаджр начинается со вторым рассветом, то есть истинным рассветом, и заканчивается с восходом солнца. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ لِلصَّلاَةِ أَوَّلاً وَآخِرًا... وَإِنَّ أَوَّلَ وَقْتِ الْفَجْرِ حِينَ يَطْلُعُ الْفَجْرُ وَإِنَّ آخِرَ وَقْتِهَا حِينَ تَطْلُعُ الشَّمْسُ
«Поистине, у молитвы есть начало (времени) и конец <…> И начало времени утренней молитвы (наступает), когда появляется рассвет, а заканчивается оно, когда взойдёт солнце» (Тирмизи)».
• В Кувейтской энциклопедии исламской юриспруденции, глава 8, стр. 206, пишется: «Среди факихов нет разногласий по поводу того, что время намаза фаджр начинается с началом истинного/второго рассвета. Истинным он называется, потому что именно с него начинается утро. Признаком истинного рассвета является белизна, растянутая вдоль горизонта. Ложный/первый рассвет не относится ко времени утреннего намаза. Признаком ложного рассвета является белизна, протянутая вверх к небу, которая появляется и потом исчезает <…> Таким образом, факихи сошлись на том, что время намаза фаджр заканчивается с восходом солнца. Сообщается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ لِلصَّلاَةِ أَوَّلاً وَآخِرًا... وَإِنَّ أَوَّلَ وَقْتِ الْفَجْرِ حِينَ يَطْلُعُ الْفَجْرُ وَإِنَّ آخِرَ وَقْتِهَا حِينَ تَطْلُعُ الشَّمْسُ
«Поистине, у молитвы есть начало (времени) и конец <…> И начало времени утренней молитвы (наступает), когда появляется рассвет, а заканчивается оно, когда взойдёт солнце» (Тирмизи)».
Исходя из всего вышесказанного, нет никакой разницы между истинным рассветом и призывом на намаз фаджр — они начинаются в одно и то же время.
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
16 Шабана 1444 г.х.
08.03.2023 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»