Ответ на вопрос от Walid Elmi и Wafaa Muhtasib
Вопрос: Walid Elmi: уважаемый шейх, запрет на продажу товара, которым не владеет банк, касается самого банка или покупателя?
Wafaa Muhtasib: если продавец не владеет товаром, но бронирует его у другого продавца и продаёт своему клиенту, считается ли это «продажей того, чем не владеешь»?
Ответ: Мы решили объединить эти два вопроса и дать на них один ответ. Запрещено продавать товар, который не находится в собственности продавца. То есть эта сделка недействительна, а грех за нарушение запрета ложится как на продавца, так и на покупателя. Покупатель несёт ответственность в том случае, если он знает, что проданный ему товар не находится в собственности продавца, когда продавец сам затем отправится на рынок, купит там товар и только потом передаст его клиенту. Этот вопрос детально рассмотрен в книге «Исламская личность», том 2, в теме «Нельзя продавать то, чем не владеешь»:
«Нельзя продавать товар, пока он полностью не перейдёт в собственность. Если же продавец продаст товар до того, как он стал его имуществом, то продажа считается недействительной (батыль). Это происходит в двух положениях. Первое: когда человек продаёт товар до того, как станет его владельцем. Второе: он продаёт товар после того, как купил его, но до того, как стал полновластным его собственником, а именно — получив товар в руки, поскольку это выступает условием.
Это связано с тем, что торговый договор действует только в отношении того, что стало имуществом. А то, чем человек ещё не овладел или что купил, но его переход в собственность ещё не завершён, не может быть предметом торговой сделки по Шариату. Пророк ﷺ запретил продавать то, чем не владеет продавец. Передаётся от Хакима ибн Хизама:
قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ يَأْتِينِي الرَّجُلُ يَسْأَلُنِي عَنِ الْبَيْعِ لَيْسَ عِنْدِي مَا أَبِيعُهُ ثُمَّ أَبِيعُهُ مِنَ السُّوقِ فَقَالَ لَا تَبِعْ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ
«Как-то я сказал: «О Посланник Аллаха! Ко мне приходит человек и просит меня продать то, чего нет у меня. Затем я продаю ему с рынка», — на что он ﷺ сказал: «Не продавай то, чего у тебя нет в наличии» (Ахмад).
Передаётся от Амра ибн Шуайба, а он — от своего отца, а он — от своего отца: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَحِلُّ سَلَفٌ وَبَيْعٌ وَلَا شَرْطَانِ فِي بَيْعٍ وَلَا رِبْحُ مَا لَمْ تَضْمَنْ وَلَا بَيْعُ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ
«Запрещается связывать долговое обязательство с торговой сделкой, запрещается ставить два условия в одной сделке, запрещается получать прибыль от того, за что не несёшь ответственность, запрещено продавать то, чего у тебя нет» (Абу Дауд).
Выражения Пророка ﷺ «то, чего у тебя нет» является общим, и под него попадает то, что не является твоей собственностью, то, что ты не можешь передать, и то, что ещё полностью не перешло в твоё имущество. Это подтверждается приведёнными хадисами по запрету продавать то, что ещё не было получено на руки, поскольку это является условием для полного перехода вещи в имущество другого. Это указывает на следующее: тому, кто купил товар, который должен быть передан в руки, чтобы покупка осуществилась в полном объёме, запрещено перепродавать этот товар, пока он не будет получен на руки. Таким образом, хукмом для такого товара будет хукм продажи того, чем не владеешь. И это согласно словам Пророка ﷺ:
— Привёл Бухари:
مَنِ ابْتَاعَ طَعَامًا فَلَا يَبِعْهُ حَتَّى يَسْتَوْفِيَهُ
«Кто купил продукты питания, пусть не продаёт их, пока не получит их на руки».
— Привёл Абу Дауд:
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهَى أَنْ تُبَاعَ السِّلَعُ حَيْثُ تُبْتَاعُ حَتَّى يَحُوزَهَا التُّجَّارُ إلَى رِحَالِهِمْ
«Пророк ﷺ запретил продавать товар на том же месте, где он был куплен, пока торговцы не перевезут его к себе домой».
— Привёл Ибн Маджа:
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهَى عَنْ شِرَاءِ اَلصَّدَقَاتِ حَتَّى تُقْبَضَ
«Пророк ﷺ запретил покупать пожертвованное имущество, которое ещё не попало в руки тому, кому оно предназначено».
Привёл Байхакы, что Посланник Аллаха ﷺ сказал Аттабу ибн Асиду:
إِنِّي قَدْ بَعَثْتُكَ إِلَى أَهْلِ اللَّهِ وَأَهْلِ مَكَّةَ فَانْهَهُمْ عَنْ بَيْعِ مَا لَمْ يَقْبِضُوا
«Я отправил тебя к жителям Мекки. Запрети им продавать то, чего нет у них на руках».
Все эти хадисы явным образом запрещают продавать то, чего нет на руках, потому что это не стало ещё полной собственностью продавца. Ведь те вещи, для перехода в собственность которых требуется их получение на руки, не могут стать имуществом покупателя, пока они не выйдут из-под ответственности продавца.
Отсюда становится ясно, что условием правильности сделки является то, чтобы продавец овладел товаром, чтобы он стал его собственностью.
Если же продавец не является владельцем товара, или переход товара в имущество продавца не был завершён, то абсолютно запрещено продавать такой товар. Данные условия касаются товаров, которые измеряются мерой (сосудами, кипами, метрами, локтями и т.д.), весом и поштучно. А там, где не обуславливается получение товара на руки для полного им овладения, например, животное, дом, земля и т.д., продавцу можно продавать этот товар, даже если он не получил его в руки. Это связано с тем, что наличие лишь договора посредством предложения и принятия говорит о завершённости сделки, независимо от того, получил продавец товар на руки или нет, поскольку в данном случае продавец продал то, чем овладел. Вопрос неправильности сделки не связан с получением товара на руки, а связан с обладанием права собственности на товар и завершением права собственности на него. Что касается дозволенности продавать то, что ещё не было передано в руки, за исключением товаров, которые измеряются мерой (сосудами, кипами, метрами, локтями и т.д.), весом и поштучно, то это подтверждается достоверным хадисом.
Привёл Бухари от Ибн Умара:
أَنَّهُ كَانَ عَلَى بَكْرٍ لِعُمَر صَعْبٍ فَقَالَ لَهُ النَّبِيُّ بِعْنِيهِ فَقَالَ عُمَرُ هُوَ لَكَ فَاشْتَرَاهُ ثُمَّ قَالَ هُوَ لَكَ يَا عَبْدَ اللَّهِ فَاصْنَعْ بِهِ مَا شِئْتَ
«[Однажды, когда] он (Ибн Умар) сидел на непослушном верблюде Умара, Пророк ﷺ сказал ему: «Продай его мне!». Умар ответил: «Он твой, о Посланник Аллаха». И Посланник Аллаха купил его, а затем сказал: «Он твой, о Абдуллах ибн Умар, делай с ним, что хочешь».
Это дарение верблюда до получения его в руки указывает на полный переход товара в собственность. И указывает на дозволенность его продажи, потому что это стало собственностью продавца.
Следовательно, всё, что стало собственностью продавца, даёт ему право продавать этот товар. Поэтому то, что делают мелкие торговцы, когда ведут торги с покупателем относительно товара, договариваются с ним о цене и продают его, затем идут к другому продавцу, чтобы купить у него то, что уже продали покупателю, а затем приносят и отдают товар покупателю — это не дозволено. Причина этого заключается в том, что это считается продажей того, чем не владеешь. Ибо когда спросили торговца о товаре, то у него не было товара в наличии, а значит, он им не владел, но он знал, что этот товар есть у другого продавца на рынке, поэтому он начинает обманывать и говорить покупателю, что такой товар есть и он продаст ему товар. Далее он идёт и покупает товар, но это уже после того, как продавец продал данный товар своему клиенту. Подобное является харамом, ведь продавец продал товар, которым не обладал на тот момент. Эта ситуация также похожа на ту, что возникает у продавцов в ларьках зелени и круп. Они продают зелень и пшеницу прежде, чем это станет их собственностью. Некоторые торговцы покупают зелень или пшеницу у фермера, и до получения товара уже успевают продать его. Это запрещено, потому что эти товары относятся к продуктам питания, которые становятся собственностью только после получения их на руки. Точно так же ведут свои дела импортёры товаров из других стран. Они продают товар, который ещё не ввезли в страну, а это так же является харамом, потому что считается продажей того, что ещё не стало собственностью».
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
6 Зуль-када 1444 г.х.
26.05.2023 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»