بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Вопрос состоит из двух частей:
а) Предвыборная гонка в Кении начала отчетливо набирать обороты, учитывая, что Высший Суд страны принял решение о переносе даты выборов с августа 2012 на март 2013 года.
При этом Уильям Руто выстраивает свою предвыборную кампанию в консолидации с Ухуру Кениатта против Раила Одинга, тогда как на выборах в 2007 году они были соперниками. А Руто был в команде Раила Одинга. В чем причина изменения позиции Уильяма Руто?
б) Международный уголовный суд в Гааге выдвинул обвинения в адрес Уильяма Руто и Ухуру Кениатта из-за кровавых событий, последовавших за выборами 2007 года, организаторами которых, по словам обвинения, они являются. Данное обвинение может значительно увеличить шансы Одинга. Мы знаем, что Международный уголовный суд является проевропейской организацией. Учитывая то, что Уильям Руто и Ухуру Кениатта активно поддерживаются Европой, а в особенности Кениатта, напрашивается вопрос: почему Международный суд выдвигает обвинения против данных кандидатов, ведь это усилит шансы Одинга, проамериканского кандидата, на победу?
Ответ:
Прежде чем приступить к ответу на первую часть вопроса, необходимо затронуть ряд событий, имеющих отношение к вопросу.
1. Мваи Кибаки был кандидатом от правящей коалиции на президентских выборах 27/12/2007. Он является выходцем кикуйю – одного из самых больших и влиятельных племен Кении, которое со времен независимости страны доминирует в общественной жизни, политике и экономике Кении. У Мваи Кибаки уже есть опыт участия в выборах. На пост президента он баллотировался дважды в 1992 и 1997гг. Но обе попытки закончились его поражением перед другим кандидатом Даниэлом Арапом Муи, занимавшим президентское кресло в 1978- 2002 гг. Сам же Кибаки, являющийся также крупным инвестором в сфере сельского хозяйства, занимал должность вице-президента правящей партии Африканского Национального Совета Кении, находящейся у власти с 1963 года, а в 2002 году он одержал победу на президентских выборах.
2. Раила Одинга, выходец из третьего по важности племени луо, был членом парламента от округа Лангата (Найроби), включавшего в себя один из крупнейших городов Африки. В ходе своей карьеры Одинга активно участвовал в создании различных политических интриг и союзов. Он преподаватель в университете и бизнесмен, известен своими способностями и мастерством в создании предвыборных коалиций и союзов.
О себе, как о кандидате в президенты, он заявил в 1997 году, но выборы проиграл. Вторую попытку добиться высшего поста в стране Одинга совершает в 2007 году. Баллотируется на пост президента он уже от имени оппозиционной Оранжевой Демократической Партии для борьбы с Мваи Кибаки.
3. Кениатта (1961 г.р.) – заместитель председателя правительства с 2008г., сын известного политика, лояльного Британии, Джомо Кениата, возглавлявшего страну в 1964-1978 гг. Ухуру Кениата был одним из наиболее влиятельных людей, поддержавших Кибаки на выборах 2007 года. Он также стоит за актами насилия против групп Одинга и Руто, произошедшими после выборов. Ухуру Кениатта также обвиняется в создании преступной группировки из племени кикуйю для совершения атак мести против племен калинджин и луо, выразивших свою поддержку Одинга и Руто.
4. Руто (1966 г.р.) - родом их деревни Самбу, провинции Уасин Гишу. Известен своим стремлением стать президентом страны. Эта навязчивая мысль и заставляет его «метаться» между центрами сил. Он активно поддерживал Одинга на выборах в 2007 году. Возглавлял вооруженную группу из племени калинджин в атаках на племя кикуйю и на лояльную племени Партию Национального Единства. Кибаки и Кениатта, напомним, являются выходцами племени кикуйю. Руто, оказывая поддержку Одинга, рассчитывал, как минимум, на кресло премьер-министра. Но, к сожалению для Руто, по договоренности, достигнутой между Одинга и Кибаки, последний стал президентом страны, а Одинга досталось кресло премьер-министра. Руто же достался портфель министра сельского хозяйства, но это его не устраивало.
5. Мваи Кибаки, известный своими политическими «поглощениями», воспользовался сложившимся положением и пригласил Руто в свою команду, рассчитывая, при этом, на поддержку племени калинджин, лидером которого и является Руто.
Скорее всего, зная устремления Руто, Кибаки предложил ему сделку: в случае победы Кибаки Руто становится премьер-министром, что вполне удовлетворило самого Руто.
Подобный союз привлечет племя калинджин, а это, в дополнение к его родственному племени, гарантировало бы для Кибаки победу на предстоящих президентских выборах.
6. Подобное предложение понравилось Руто. Это был первый шаг в дружбе Кибаки, Кениатта и Руто!
Поэтому и состоялось это удивившее всех рукопожатие между министром сельского хозяйства Уильямом Руто и Мваи Кибаки на выставке "Eldoret Ask Showground" . Далее последовал еще один знак, указывающий на налаживание отношений между прежними врагами – Уильям Руто сел в машину главнокомандующего вооруженными силами на одном из торжеств, прошедшем на севере страны.
7. Подобное развитие событий не могло не сказаться на отношениях между Одинга и Руто. В 2010 году Уильям Руто был перемещен на должность министра высшего образования. Далее под давлением Одинга Руто подал в отставку, и остался простым членом парламента. Можно сказать, что именно с этого времени Руто стал активно сотрудничать с Кибаки и Кениатта против Одинга.
Что же касается Британии, то, исходя из её действий, очевидно, что на должности президента после Кибаки она желает видеть Кениатта. И вполне может быть, что новые «дружественные» отношения с Руто не что иное, как политическая хитрость, смысл которой – привлечь племя калинджин к британскому плану.
Это вполне объясняет причины изменения позиций Руто.
б) Для ответа на вторую часть вопроса необходимо затронуть события, произошедшие после выборов 2007 года:
1. После последних президентских выборов в 2007 году, в Кении произошли чудовищные преступления, приведшие к гибели более 1500 человек, еще около 250 тыс. человек были вынуждены покинуть места своего проживания. Это продолжалось до тех пор, пока Кибаки и Одинга не пришли к обоюдному соглашению, по которому первый, несмотря на все выдвинутые в его адрес обвинения в фальсификации выборов, остался на посту президента, а Одинга занял пост премьер-министра.
Несмотря на критическое положение Кении на тот период, Международный уголовный суд не предпринял никаких действий для разрешения конфликта. Только в марте 2010 года, во время своего визита в Найроби Кофи Аннан заявил, что ожидается начало работ Международного уголовного суда по расследованию преступлений, совершенных после выборов 2007 года. Между тем, бывший генсек ООН Кофи Аннан сыграл значительную роль в урегулировании конфликта, предложив сторонам «разделить» власть, что и положило конец кровавым столкновениям.
Далее последовало соглашение между кенийским правительством и Международным уголовным судом, подписанное 06/09/2010г., в соответствии с которым Международному уголовному суду было позволено открыть в Кении свое представительство для дальнейшего расследования фактов насилия, произошедших в 2008 году. То есть через два года после событий. Достижение соглашения по этому вопросу произошло после визита суданского президента Умара Башира в Найроби по приглашению Мваи Кибаки для участия в торжествах по случаю принятия новой конституции страны после прошедшего всенародного референдума в августе 2010 года. Международный уголовный суд расценил данный визит как вызов и провокацию со стороны Кибаки, принявшего Умара Башира, в то время как Международный суд обвинял суданского президента в военных преступлениях, в преступлениях против человечества и массовых убийствах в Дарфуре.
2. Прокуратура направила 15/12/2010г. в Международный уголовный суд обвинения в убийствах и преследованиях после выборов 2007 года в Кении. В деле фигурировали 6 известных и высокопоставленных лиц Кении: заместитель премьер-министра Ухуру Кениатта, бывший министр образования Уильям Руто, министр промышленности Генри Киброно Кусджи, бывший глава полиции Мухаммад Хусейн Али, ответственное лицо по СМИ Джошуа Арап Сандж, генеральный секретарь кабинета министров Франсес Мусаура.
Далее Международный уголовный суд направил повестки четверым высокопоставленным лицам Кении для дачи показаний по обвинениям в преступлениях против человечества после выборов 2007 года. Суд заявил, что доказательств для него вполне достаточно. В частности, обвинения направлены двум возможным кандидатам в президенты: заместителю нынешнего премьер-министра, старшему сыну первого президента страны, министру финансов Ухуру Кениатта и бывшему министру образования, пользующемуся поддержкой миллионов избирателей племени калинджин Уильяму Руто. А также диктору на кенийском радио Джошуа Арабу Санджу и главе союза сотрудников правительства Франсесу Мусаура. Что касается министра промышленности Генри Кусджи (члена в партии лидера оппозиции Раила Одинга), а также бывшего главы полиции Али Хусейна, то главный судья Международного уголовного суда заявила, что доказательств для привлечения их к суду недостаточно.
3. По сложившейся ситуации:
а) Президент Кении Мваи Кибаки заявил, что «не представляется возможным судить обвиняемых, пока суд не принял решения по предъявленным им обвинениям». Далее он добавил: «Правительство будет внимательно следить за развитием событий для охраны чести и достоинства граждан и родины», – призвав кенийцев «оставаться спокойными».
б) Американский президент Барак Обама призвал кенийцев к сотрудничеству с Международным уголовным судом, заявив: «Все кенийские лидеры, а также народ, которому они служат, должны в полной мере сотрудничать с Международным уголовным судом, и акцентировать внимание на реформах и заботе о народе».
в) Главный судья Международного уголовного суда заявила, что обвиняемые не виновны, пока их причастность к убийствам не будет доказана.
г) Два главных ответчика по делу заявили, что они будут участвовать на предстоящих выборах, несмотря на решение суда. О своем намерении принять участие заявил и премьер-министр Кении Одинга. Что касается нынешнего президента страны Кибаки, то по законам страны он не сможет баллотироваться на третий срок. Относительно сроков проведения выборов, то, как и было отмечено ранее, в соответствии с решением суда от 13/01/2012г. сроки выборов переносятся с августа 2012 на март 2013.
Следует отметить, что один из крупнейших политических лидеров самого крупного и влиятельного племени кикуйю Кениатта обвиняется в создании преступной группы монджики – вооруженного военного отряда в племени для нанесения ударов по племенам
калинджин и луо, которые поддерживают Одинга.
Один из сторонников Одинга Руто также обвиняется по делу о массовых убийствах сторонников кикуйю в Партии Национального Единства, находящейся под патронажем этого же племени.
В свете представленной информации ответ на вторую часть вопроса будет следующим:
а) Международный уголовный суд является проевропейской организацией. Он намеренно отложил свое вмешательство, поскольку одним из главнейших участников кровавых событий, произошедших после выборов 2007 года, был Кибаки и его команда. Кениатта обвиняется в создании вооруженной группировки из выходцев племени кикуйю, крупнейшего племени страны, возглавляемого Кениатта. Предназначением этого «спецотряда» было нанесение боевых ударов по племенам калинджин и луо, поддерживающих Одинга. И, несмотря на то, что Руто, один из прежних союзников Одинга, руководил боевыми операциями против сторонников кикуйю в Партии Национального Единства, все же большую роль в событиях сыграли именно Кениатта и сторонники Кибаки. Именно в том, что Кибаки и Кениатта являются давними сторонниками британской политики в регионе и кроется причина того, почему Международный уголовный суд откладывал разбирательства по фактам насилия.
б) Америка была не против суда, но только при гарантии того, что решения Международного уголовного суда не будут категоричными по отношению к Одинга и его группе. И это ей удалось после двух событий:
1) Когда Кофи Аннан, известный своим проамериканским курсом, приняв участие в пресс-конференции, заявил, что Международный уголовный суд приступит к расследованию дела в ближайшее время, что поставило генерального прокурора и суд в неудобное положение. За ним и последовало решение о начале расследований и рассмотрении дела, чему также предшествовало соглашение с Кенией от 06/09/2010.
2) Когда президент Судана Умар Башир, также известный своей лояльностью к Америке, посетил Кению с визитом по приглашению его кенийского коллеги Кибаки, в то время как сам Башир был востребован Международным уголовным судом, это расценивалось как вызов суду.
Америке в обоих случаях удалось добиться желаемого. Заявления Кофи Аннана ускорили начало судебного процесса, а визит Умара Башира внес прохладу в отношениях между Европой и Кибаки. Это сказалось и на решениях суда, которые, несмотря на узы, связывающие Европу, Кибаки и Кениатта, были более сбалансированными и не выгораживали Кибаки и его сторонников, как это предполагалось в начале. Более того, подобными решениями Международный уголовный суд увеличил шансы Одинга. Поскольку двое из четверых обвиняемых занимали весьма высокое положение: сторонник Кибаки Кениатта и бывший сторонник Одинга Руто. Далее, как было указано выше, в 2010 году Руто отвернулся от своего бывшего соратника. И учитывая тот факт, что Кибаки не сможет баллотироваться на третий срок, Британия активно сотрудничала с сыном бывшего её агента Кениатта для того, чтобы привести его к власти. И если судебные решения отрицательно скажутся на участии Кениатта и Руто в выборах, это даст большое преимущество Одинга. Основным вопросом для Америки является недопущение участия Кениатта на выборах. Что касается Руто, то если он и выставит свою кандидатуру, его легко можно будет соблазнить весомой должностью в правительстве по той причине, что это является его первым и единственным желанием. Поэтому, в случае победы Одинга с Руто можно будет договориться!
Поэтому решения Международного уголовного суда обеспокоили Кибаки, а Обама и Одинга выразили свое удовлетворение. Как раз в этом контексте и прозвучали заявления Кибаки и Обамы, упомянутые выше.
Следовательно, вполне объяснимым будет тот факт, что Международный уголовный суд, выдвинув обвинения и начав расследование по делу о массовых убийствах, не доведет дело до реальных судебных решений. Ожидается, что Кениатта и Руто продолжат свою предвыборную кампанию, как об этом говорят они сами, а также Кибаки, если на политической арене не произойдут какие-либо новые изменения.
Во всяком случае, Америка преуспела в том, что решения Международного уголовного суда затронули две противоборствующие группы, и можно сказать, что Кибаки и его сторонники понесли большие потери, нежели Одинга и его команда, в то время как предполагалось, что проевропейский Международный уголовный суд постарается оградить команду Кибаки от каких-либо обвинений.
20 раби’ ус-сани 1433 г. х.
13/03/2012