22
Пт, нояб

Вопрос о проблеме Кипра

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

 بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Вопрос: 03/03/2010 года министр по делам Европейского Союза и главный переговорщик Турции по вступлению в ЕС Эгемен Багыш, во время своего визита в Британию для проведения встречи с британскими ответственными лицами относительно проблемы Кипра заявил корреспонденту газеты Северного Кипра «Kibris» следующее: «Все варианты решения проблемы Кипра находятся на столе переговоров.

Будь то воссоединение острова на основе соглашения, достигнутого совместно лидерами обеих киприотских республик, либо создание двух независимых государств по обоюдному согласию в том случае, если лидерам не удастся договориться по поводу воссоединения острова, либо аннексия Северного Кипра Турцией. Это все возможные варианты. Мы же со своей стороны надеемся на достижение соглашения между двумя лидерами по вопросу объединения двух сторон в одно государство в Кипре». Однако турецкий министр не упомянул настоящего решения этой проблемы, а именно – полного присоединения Кипра к Турции, т.к. ранее он был частью Турции. Что стоит за этими заявлениями? И пусть Аллах воздаст вам благом!

Ответ:

1. На самом деле турецкий министр выдвинул старые американские проекты. Еще в семидесятые годы прошлого века Америка предлагала данные варианты решения конфликта. Либо разделить остров на два отдельных государства, либо возможен также вариант, чтобы обе стороны стали подобны двум государствам, объединенным в одно, т.е. речь идет о федеративном государстве или конфедерации. И третий вариант – присоединение Северного Кипра к Турции, а Южного к Греции.

Однако после того как Южный Кипр стал членом ЕС вряд ли возможно рассмотрение идеи присоединения южной части к Греции. Южный Кипр является настолько же полноправным членом ЕС, обладая полным суверенитетом, как и Греция, при этом с ним считаются настолько, что он будет возглавлять ЕС с начала июля 2012 года. Положение Греции отвратительное, особенно в вопросе экономики страны, поэтому само население на юге не приветствует такого рода присоединение, хотя над ними и преобладают чувства греческого национализма, смешанного с религиозным фанатизмом.

По этой причине, с одной стороны все воспринимается как турецкая угроза. Это впервые, когда турецкое официальное лицо с начала возникновения кипрской проблемы,  говорит о ней так открыто. Т.е. с того момента, когда Америка в пятидесятые годы прошлого столетия начала вести политику в самом Кипре по сокращению британского влияния, тем самым, искоренив его, чтобы самой занять это место. Впоследствии Британия была вынуждена предоставить Кипру формальную независимость в 1960 году. В качестве главы Республики Кипр был назначен предстоятель автокефальной Кипрской Церкви Архиепископ Макариос III, а британский агент Рауф Денкташ стал представлять мусульман. Таким образом, остров сохранил целостность, оставаясь во власти Великобритании.

Похоже, что турецкая угроза начала исходить после проведения переговоров с британцами в отношении проблемы Кипра, о чем турецкий министр Эгемен Багыш сказал в своем заявлении вышеупомянутой газете от 03.03.2012г. после того, как провел встречу с министром иностранных дел Британии Уильямом Хейгом. В частности, он сказал: «Британия с предельным вниманием следит за обеими сторонами, но я не нахожу, чтобы она активно использовала свое влияние. Наша задача состоит в том, чтобы убедить её в этом вопросе. Британия является гарантом власти на Кипре. Мы считаем что, она должна практиковать более действенную политику и играть более конструктивную роль».

2. Отсюда заметно, что англичане, даже если и делают вид, что поддерживают инициативы по разрешению проблемы Кипра, не хотят американского видения решения этого вопроса, что было вновь поднято турецким министром. У британцев на Кипре расположены две важные по своему значению военные базы, на которых содержится более 24 тысяч британских солдат, помимо спецсредств для подслушивания и разведки. Британия одна из стран, которая является гарантом власти по соглашению, подписанному в 1964 году. Согласно этому договору Британия, Турция и Греция выступают в качестве стран-гарантов положения, которое было обозначено Британией на острове после событий, которые имели место, когда греки-киприоты совершили агрессию против турок-мусульман. Согласно данному соглашению Британия смогла сохранить на тот период свое присутствие и влияние в регионе.

Южная часть Кипра, как на международном, так и на европейском уровне получила признание, являясь полноценным членом ЕС. Британия также является частью ЕС. Таким образом, британское присутствие на Кипре можно рассматривать не как внешним, а как внутренним фактором. Наряду с тем, что другие страны ЕС не раздражаются таким обстоятельством дел. Более того, они негласно поддерживают позицию Британии, даже если она и заявила о поддержке плана Кофи Аннана, потому что Британия дает гарантии, что именно греки будут доминировать во власти на острове и турецкому влиянию настанет конец. По этой причине Британия не откажется от собственного присутствия и влияния на Кипре.

3. Европейцы, со своей стороны, практикуют давление на Турцию для достижения собственных требований. В этой связи в ход идет и, так называемое, кипрское досье, окончательное решение по которому не было найдено между ними и Турцией. Данный вопрос рассматривается в условиях вступления Турции в ЕС, где число этих файлов насчитывается порядка 35. Из них: внутренние вопросы, например, так называемая, этническая проблема – от курдского досье до алавитов и армян. Вопрос с демократией и правами человека, принятие поправок в Конституцию, надзор со стороны международных наблюдателей во время избирательных процессов, вопрос о снижении роли военных в государственном управлении и многие другие файлы.

Одними из европейских требований является вопрос, связанный с кипрским досье, где выдвигается условие: открытие турецких портов и аэропортов для греков-киприотов. Однако турецкая сторона не выполнила условия договора в этой части, потому что европейцы не сдержали своего обещания снять эмбарго с турков-киприотов согласно соглашению, которое было заключено между сторонами. Таким образом, проблема Кипра вместе с другими семью вопросами заморозилась, не найдя никакого решения. Со своей стороны Турция отказывается признавать Южный Кипр, который контролируется греками, до тех пор, пока не будет найдено решение проблемы. Британия предприняла определенные шаги через своих агентов, чтобы блокировать план США, который был назван планом Кофи Аннана, занимавшего пост ген. секретаря ООН на то время. В 2004 году большинство населения в южной части острова проголосовало против этого плана.

Турки в северной части проголосовали за этот план, когда правительство Северного Кипра возглавлял американский агент Мехмет Али Талат. На тот момент его поддержало правительство Эрдогана, которое сделало все возможное, чтобы население проголосовало за этот план. Рауф Денкташ в то время категорически возразил против этого плана и призвал отвергнуть его. Более того, он прибыл в Турцию и пожаловался на правительство Эрдогана турецкому военному командованию, которое, в свою очередь, выступало против этого правительства и никогда не поддерживало план Аннана. Данная ситуация подчеркнула наличие конфликта между британскими и американскими агентами в Турции и на Северном Кипре. Данный план предусматривал объединение острова с участием турок во власти в определенном процентном соотношении, тогда как грекам-киприотам перепадала львиная доля той самой власти. Так же турки должны были отступиться от части своих земель в пользу греков на 7%.

4. Америка не согласится с тем, чтобы решение вопроса заключалось в присоединении северной части острова к Турции, и чтобы южная часть продолжала оставаться в неизменном положении, т.е. под англичанами, которые комфортно себя там чувствуют. Если подобное  произойдет, а присутствию и влиянию британцев ничего не будет угрожать, то их все устроит, и они примут это. Однако Америка с этим не согласится, пока не устранит британское влияние и не займет её место, удалит британские военные базы и сама разместится на этом месте. Так как Америка уже более пятидесяти лет борется с англичанами за данный регион, и она не будет удовлетворена тем, что её влияние распространится только на северную часть острова, а южная достанется англичанам, где они продолжат себя комфортно чувствовать. Англичане, со своей стороны, через свои СМИ предложили Америке создать свои военные базы на территории Северного Кипра. Однако американцы изначально не согласны с подобного рода шагами, потому что в этом содержится некое признание английского присутствия в данном регионе. Америка предложила план Кофи Аннана, чтобы получить возможность контроля за двумя частями острова. Тогда уже под предлогом новой политической формулы на острове появится возможность контролировать правительство и заставлять его реализовывать свои приказы.

5. Заявление турецкого министра о возможности аннексии Северного Кипра Турцией, если даже это и рассматривалось однажды Америкой как один из вариантов, сейчас это выглядит как угроза, которая используется в качестве рычага давления на англичан, европейцев, и греков-киприотов. Потому что британцы довольны своим положением на Кипре, и поэтому они не проявляют особого энтузиазма в решении этого вопроса, но наряду с этим они препятствуют реализации американских проектов через своих агентов на острове. Турецкий министр заявил об этом в самой Британии, тем самым, обвинив непосредственно её в том, что она препятствует нахождению решения конфликта тем, что она без особого энтузиазма прибегает к использованию своего влияния, не практикует более действенную политику, выполняя, таким образом, более конструктивную роль. На самом деле это дипломатические формулировки, но это своего рода  негласное обвинение Британии в том, что она запутывает проблему, и ничего не делает для её решения.

Если Турция аннексирует Северный Кипр, то это усугубит ситуацию с вхождением самой Турции в ЕС, т.к. европейцы не согласятся с подобным. По этой причине маловероятно, что Турция в ближайшее время сделает подобный шаг. Это связано с тем, что она горит желанием вступить в ЕС, в чем ей оказывает поддержку Америка, которая, со своей стороны, оказывает давление на европейцев, чтобы последние ответили на требования турецкой стороны, а Америка, в свою очередь, добилась своих целей, направленных против ЕС. Одновременно Америка не осуществит тех задач, к решению которых она стремится, а именно: вытеснить присутствие Британии и её влияние из острова, потому что положение с Южным Кипром останется прежним и Америка не сможет решить эту задачу, следуя этому пути. Таким образом, слова турецкого министра следует воспринимать не более чем оказание давления.

Следует также обратить внимание на то, что аннексия северной части острова для Турции отнюдь не тяжелая задача, потому что она и так находится под контролем Турции. Ведь тут размещено более 30 тысяч турецких солдат, также руководство турецкой армии ныне стало поддерживать правительство и стоять с ним в одном ряду. Подобный шаг ныне уже не рассердит армию, которая сама будет поддерживать собственное присутствие там. Защита северной части острова, вопросы безопасности и интересов – все это связано с Турцией, никто не считается с этой частью острова и с его правительством как с отдельным государством, кроме самой Турции. Таким образом, судьба северной части находится в руках Турции. Вопрос присоединения Северного Кипра к Турции чрезвычайно прост, однако турецкий режим сам по себе не является независимым, он находится в орбите американской политики, поэтому Турция не сделает и шагу в этом направлении, пока не получит распоряжений в свой адрес. Таким образом, угрозы аннексировать Северный Кипр не что иное, как способ давления на англичан и греков на Кипре, чтобы они согласились с американским планом.

6. Данные обстоятельства прояснятся в большей степени после июля, когда к правительству южной части Кипра перейдет очередь возглавлять ЕС, и когда проявятся сложности во взаимоотношениях между Турцией и ЕС. Об этом заявил министр по делам Европейского Союза и главный переговорщик Турции по вступлению в ЕС  Эгемен Багыш вышеупомянутой кипрской газете. В частности, он сказал: «Мы не будем обращаться к грекам на юге Кипра, когда придет их черед представлять ЕС в июле. Мы и далее будем сотрудничать с ЕС, но для нас как будто греков-киприотов во главе ЕС не существует. Греческое правительство на юге Кипра действует безрассудно. Существует вероятность того, что мы не будем принимать участия в заседаниях в Брюсселе под председательством этого правительства». Это означает, что данное положение может быть использовано, и это возможность для Америки, чтобы, тем самым, создать некое замешательство и страх в глазах европейцев и греков, если англичане и их агенты в южной части Кипра не поступятся и не примут американского плана, так называемого плана Аннана. Госсекретарь США Хилари Клинтон в прошлом году после встречи со своим турецким коллегой Давутоглу в своем заявлении подтвердила вышесказанное: «Я не убеждена, что сложившаяся ситуация на Кипре в интересах любой из сторон. Мы хотим видеть союз двух регионов, и хотим этого добиться в ближайшем будущем». Иначе говоря, Америка недовольна положением на Кипре, и хочет навязать собственное видение.

7. Что же касается правильного решения, о котором гласит Ислам в вопросе с Кипром, то он заключается в полном присоединении всех земель к Турции. Кипр представляет собой исламские территории, поэтому он должен быть привязан к своим истокам – Турции. Остров Кипр – это исламский остров, который был завоеван мусульманами во времена третьего праведного халифа Усмана (да будет доволен им Аллах). Европейские крестоносцы во время первой крестовой компании по захвату мусульманских стран оккупировали эти земли, однако чуть позже мусульмане освободили их и вернули в лоно мусульманских земель. Кипр подчинялся правлению Османов, как и все другие территории мусульман, потому как эстафета Халифата перешла к ним руки. Затем англичане во время Первой Мировой войны взяли Кипр под собственный контроль и объявили о его присоединении к Британии, тогда же и агент Англии Мустафа Кемаль в Лозаннском соглашении признал за ним это право. Тем не менее, мусульмане в Турции считают Кипр частью своих земель. В 60-70 годы, когда их братья подверглись массовым убийствам со стороны греков при разнообразной поддержке Британии и Америки, турки оказывали содействие своим братьям. До сих пор турецкая армия продолжает оставаться там, чтобы защитить более 300 тысяч мусульман.

Беря во внимание все вышесказанное, проект присоединения северной части Кипра к Турции, исключая южную часть – это принятие американских проектов, если даже это маловероятно, и сама Турция, по большому счету, не стремится к достижению этого. Все же это следует воспринимать как отказ от двух третьей части земель острова в пользу греков, т.е. неверных. Тогда как сами турки официально, на уровне простого народа и в СМИ называют греков-киприотов следующими наименованиями: римляне, часть южных римлян, римская система. Оставаться удовлетворенным одной третью земель острова, а это и есть северная часть – это противоречит Исламу, и каждый, кто согласен с этим, погружается в греховность. Потому что в основе остров Кипр должен быть полностью присоединен к Турции.

Правительство во главе с Эрдоганом и его партией действует с целью окончательного увода взгляда мусульман от сути проблемы. Они стремятся изменить взгляд мусульман на неё, чтобы они не смотрели на остров как на свои территории! Кувейтское информационное агентство КУНА передает 09.03.2012 года, ссылаясь на турецкую газету «Акшам», от официального источника правящей Партии Справедливости и Развития, который сказал: «Правительство Эрдогана считает, что план Аннана по мирному урегулированию может стать важным основанием для достижения постоянного и справедливого мира на Кипре, тем более что США и все страны ЕС поддерживают этот план». Далее он добавляет: «Партия Справедливости и Развития стремится придать новое видение кипрскому вопросу и убедить различные слои общества в Турции, что не следует смотреть на эту проблему как на вопрос исключительно турецкого национального характера. Наоборот, необходимо смотреть на вопрос на основе того, что он, в первую очередь, представляет собой права человека. В этом отношении нас может волновать только один вопрос – вопрос защиты прав турок-киприотов посредством получения американских и европейских международных гарантий».

Рассмотрение проблемы Кипра в рамках вопроса прав человека, как и любой другой внешней проблемы в различных уголках земного шара не считается рассмотрением проблемы с точки зрения Ислама, где происходит само исключение данных земель из категории исламских. Подобного рода взгляд означает потерю Кипра; и каждый, кто в этом принимает участие, да и те, кто просто соглашается с подобным – находятся в грехе до наступления Судного дня. Мусульмане не отступятся от Кипра, и от каждого клочка земли мусульманских территорий, которые были потеряны правителями-тиранами. Наоборот, они все это вернут, с соизволения Аллаха, если даже не в скором времени, но однозначно рано или поздно вернут. Поистине, завтрашний день близок.

16 раби’ уль-авваль 1433 г.х.  
09.03.2012