Вопрос: В книге «Система Ислама» приводится следующее: «Третье, если имеется мнение, посредством которого хотят объединить мусульман для их же интересов, в этом случае дозволено муджтахиду оставить свое мнение, которое он достиг своим иджтихадом и принять то решение, которым желают объединить мнение мусульман.
И это подобно тому, как произошло с Усманом, да будет доволен им Аллах». В книге «Исламская личность» в первом томе приводится: «Четвертое, если имеется мнение, посредством которого хотят объединить мусульман для их же интересов, в этом случае дозволено муджтахиду оставить свое мнение, которое он достиг своим иджтихадом, и принять то решение, которым желают объединить мнение мусульман. И это подобно тому, как произошло с Усманом во время его присяги.
Передается, что Абдуррахман ибн Ауф, после того, как опросил людей, как вместе, так и по отдельности, скрыто и явно, собрал всех людей в мечети, поднялся на минбар и долго взывал к Аллаху. Затем он позвал Али и, взяв его за руку, спросил его: «Даешь ли ты мне присягу на то, что будешь руководствоваться книгой Аллаха, Сунной Его Пророка и мнением двух халифов после него Абу Бакра и Умара?» Али ответил: «Я даю тебе присягу на то, что буду руководствоваться книгой Аллаха, Сунной Его Пророка и выводить свое мнение». Он отпустил его руку и, позвав Усмана, спросил у него: «Даешь ли ты мне присягу на то, что будешь руководствоваться книгой Аллаха, Сунной Его Пророка и мнением двух халифов после него Абу Бакра и Умара?» Осман ответил: «О, Аллах, да». Абдуррахман поднял взор к потолку мечети, поднял свою руку с рукой Усмана и сказал трижды: «О, Аллах, будь свидетелем…».
Я читал другие риваяты в которых говорится: «…насколько я могу это сделать и в силах», «…согласно моим знаниям и силам». Имеет ли это такое же значение, как «буду выводить свое мнение»? Затем я читал в других риваятах что Али ибн Абу Талиб согласился и сказал: «насколько могу». Насколько все это достоверно?
Ответ:
Нет разногласия в тех выражениях среди ученых и муджтахидов. Для ясности скажу следующее:
- Приводится в «аль-Бидая» и «ан-Нихая» у ибн Касира: «Подойди ко мне, о, Али». Али подошел к нему, к минбару, и Абдуррахман взял его за руку и спросил: «Даешь ли ты мне присягу, что будешь руководствоваться книгой Аллаха, Сунной Его Пророка и действиями Абу Бакра и Умара? Он ответил: «О, Аллах, нет, но насколько я могу это сделать и в силах…».
- Приводится в «Тарих ар-Русуль» и «аль-Мулук» у ат-Табарий: «Он позвал Али и сказал ему: «Ты должен дать обет Аллаху и заключить договор, что будешь руководствоваться книгой Аллаха и Сунной Его Пророка и мнением двух халифов после него». Он ответил: «Я желаю поступать согласно моим знаниям и силам…».
Видимо, когда ты читал эти риваяты, подумал что «буду выводить свое мнение» отличается от «насколько я могу это сделать и в силах» и от «согласно моим знаниям и силам», но все они с одним смыслом. Али, да будет доволен им Аллах, сделал различие между следованием Книге и Сунне и следованием за действиями Абу Бакра и Умара. Он согласился следовать Книге и Сунне, но исключил действие Абу Бакра и Умара своими силами и знаниями, то есть иджтихадом.
Это понимание ученых приводится в книге «Тамхид аль-Аваиль и Талхыс ад-Далаиль» у Кады Абу Бакр аль-Бакыляни аль-Малики: «А если они спросят, как Абдуррахман дал присягу Усману, то он дал присягу на условии, что он будет следовать в законах за Абу Бакром и Умаром. И передается от него, что он сказал Али: «Мы даем тебе присягу и поручаем тебе это дело при условии, что ты будешь править книгой Аллаха, Сунной Его Пророка и законами, выведенными двумя руководителями после него», и Али ответил: «Нет, но я буду выводить свое мнение». И он сделал тоже предложение Усману, и он согласился с этими условиями и присягу дали ему…. Он выразился словами: «буду выводить свое мнение».
Также ас-Сархасий, умерший в 483г.х. в своем усуле приводит это понимание и говорит: «Затем Умар назначил шуру среди шестерых, которые единогласно поручили это дело Абдуррахману, после того, как он снял свою кандидатуру. Он предложил Али поступать в соответствии с мнением Абу Бакра и Умара, и он ответил: «Я буду поступать в соответствии с книгой Аллаха, Сунной Его Пророка, затем буду выводить свое мнение». Он выдвинул эти условия Усману, и он согласился с ними. Он выразил это словами: «буду выводить свое мнение».
Затем этот вопрос известен даже в современных исследованиях. Приводится в Маджалля аль-Джамиа аль-Ислямийя Медины в научном исследовании – 1423г.х. /2002г. следующее: «Абдуррахман ибн Ауф собрал мусульман в мечети..., затем позвал Али. И Абдуррахману было поручено выбрать халифа после того, как он снял свою кандидатуру, и мусульмане должны были дать присягу тому, кому он даст ее. Абдуррахман поставил руку на руку Али и сказал: «Мы присягаем тебе взамен на то, что ты будешь руководствоваться книгой Аллаха, Сунной Его Пророка и иджтихадом Абу Бакра и Умара». Али не согласился с иджтихадом Абу Бакра и Умара, и сказал: «Нет, я буду выводить свое мнение». И Абдуррахман отпустил его руку и позвал Усмана, да будет доволен ими Аллах, и тот согласился с иджтихадом Абу Бакра и Умара, даже если произошло после этого то, что произошло».
Поэтому нет противоречия между «буду выводить свое мнение», между «насколько я могу это сделать и в силах» и между «согласно моим знаниям и силам». Все это имеет одно значение у ученых, согласно дарованным им Аллахом знаниям. Если текст выражен одним из этих высказываний, то это верно, особенно, если дело касается выведения закона из доказательства, как мы упоминали в своих книгах. Поэтому если ты увидишь что написано «буду выводить свое мнение» вместо «насколько я могу это сделать и в силах» или «согласно моим знаниям и силам», то в этом нет ничего такого, если это касалось доказательства и выведения законов.
- Что касается того, что приводит Имам Ахмад в своем Муснаде: «Я спросил: «Как вы дали присягу Усману, оставив Али?» Он ответил: «В чем моя вина? Я начал с Али и сказал: «Я присягаю тебе на книге Аллаха, Сунне Его Пророка и мнении Абу Бакр и Умара». Он ответил: «…насколько могу». Он сказал: «Затем я предложил это Усману, и он согласился», его цепочка слабая. Суфъян ибн Вакиъ – о нем сказали, что он слабый, и не один. Аль-Хафиз в ат-Такриб сказал: «Суфъян ибн Вакиъ – его слова не принимаются». Также слабым его считает Абу Зуръа ар-Разий в книге «ад-Дуафа» (слабые) и от него передает Абу Хатим в «Джарх и Таъдиль» (дискредитации и оправдании): «Я спросил Абу Зуръа о Суфъян ибн Вакиъ и о том, что о нем говорится, что он лжет. Он ответил: «Да». Поэтому хадис слабый, и мы на него не полагаемся.
10 Раби уль-Авваль 1434г.х.
21.01.2013г.