Вопрос: Вечером 02.04.2015 в швейцарском городе Лозанне было подписано рамочное соглашение между странами группы «5+1» и Ираном касательно ядерной программы последнего (с намерением подписать окончательную договорённость 30.06.2015).
Примечательно то, что когда было зачитано совместное заявление сторон, президент США Барак Обама выступил перед журналистами в Белом Доме, заявив, что это – историческое соглашение. Что стоит за этим соглашением? Пусть Аллах даст Вам баракят!
Ответ: Для того чтобы ответ был ясен, мы поясним следующие детали:
1. После подписания соглашения президент США Барак Обама тут же выступил с заявлением в Белом Доме по случаю этого соглашения, сказав: «Мы пришли к историческому взаимопониманию с Ираном касательно его ядерной программы, которое не будет учитывать её претворения в деле создания ядерного оружия». Он заявил: «Мы достигли согласия в том, чтобы Иран остановил развитие своей ядерной программы», – после чего добавил: «Тегеран начал выполнять свои обязанности и открыл площадку для дальнейших переговоров». Обама назвал это соглашение «хорошим», «согласующимся с нашими основными целями».
Также он сказал: «Иран принял систему контроля (за ядерными объектами), которой раньше у него ещё не было. Для Ирана будут закрыты двери в деле обогащения урана, а также будет сокращена большая часть запасов урана и на две трети будет сокращено количество центрифуг». Ещё он сказал: «Мы не позволим Ирану создавать ядерное оружие, а в будущем будем ослаблять санкции, которые на него наложил Совет Безопасности ООН», – указав на то, что «переговоры продлятся до июня, вплоть до завершения договорённостей в деталях». Он также добавил, что «инспекторы по ядерным технологиям будут иметь беспрецедентные полномочия на ядерных объектах Ирана…
Что же касается иранского народа, то мы готовы к взаимовыгодному сотрудничеству» (американское радио «SAWA» от 02.04.2015)… Эти высказывания американского президента указывают на сильное желание администрации США достичь соглашения и на то, что данные соглашения соответствуют американским интересам, и не учитываются в данном случае аргументы оппозиционных к этому соглашению сил из числа республиканцев в Конгрессе и аргументы премьер-министра «Израиля» Нетаньяху. Обама заявил, что он хочет сотрудничать с Ираном под предлогом общих интересов, т.е. хочет заставить Иран работать над американским проектом в регионе и хочет, чтобы Иран больше не был занят «израильской» угрозой и подстрекательствами европейского трио: Британии, Франции и Германии. США не хотят для Ирана новых проблем и хотят вывести его из-под томительных санкций.
2. Иран согласился сократить количество низкообогащённого урана с более 10 тонн до 300 кг, что равняется 3,67% его запасов на сегодня. Это сокращение планируется провести за 15 лет. Также Иран согласился не строить новые ядерные объекты по обогащению урана в течение этих 15 лет. Иран согласился сократить количество центрифуг по обработке урана на две трети – с 19-ти тысяч до 6104, – в соответствии с данным соглашением, из которых 5060 центрифуг будут обогащать уран в течение только лишь 10 лет. В Иране останется одно учреждение в Натензе, которое будет обогащать уран. Учреждение в Фордо не будет обогащать уран в течение 15 лет, а будет целенаправленно заниматься исследованиями в области ядерной физики.
Иран обязуется исполнять план по обогащению урана и ядерным исследованиям, предоставленный Международным агентством по атомной энергетике, который включает также обязательство не вести разработки в области создания атомной бомбы в течение 10 лет. Данное соглашение даёт право международным наблюдателям следить за урановыми рудниками и добычей оксида урана на протяжении 25 лет. Международные наблюдатели имеют право на непрерывный мониторинг центрифуг и урановых контейнеров на протяжении 20 лет, как и имеют право приостановить работу центрифуг («Ближний Восток», 03.04.2015).
Президент Ирана Хасан Рухани заявил, что «Иран берёт на себя все обязательства, возложенные на него, при условии соблюдения второй стороной своих обещаний» (Газета «Аль-Алям аль-Ирания», 03.04.2015). Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф заявил: «Снятие санкций является решающим шагом вперёд. Мы остановились перед чертой, после преодоления которой не будет блага никому. Пересечение этой линии будет нежелательно исходя из программы недопущения распространения ядерного оружия» (американское радио «SAWA», 02.04.2015). Становится очевидным, что Иран приостановил работу по обогащению урана, а также согласился на то, чтобы он был обогащён на минимальном уровне, дабы из него нельзя было создать ядерную бомбу.
Количество центрифуг было сокращено до трети, и они будут оставаться под международным контролем ещё 25 лет. В течение этого периода Иран обязуется выполнять все требования международных наблюдателей, как об этом сказал президент этой страны. Для Ирана важно, чтобы с него были сняты санкции, как об этом сказал Джавад Зариф: «Санкции, которые были навязаны Ирану, закончатся, когда будут претворены договорённости, согласованные с основными силами». Так Иран сыграл роль, которую ему отвела Америка в регионе, и он смог удовлетворить свои националистические интересы так, что некоторые иранские чиновники начали мечтать о создании иранской империи. Для этого Ирану пришлось принести в жертву свою ядерную программу.
3. Что касается иных стран группы «5+1», то их роль была незначительна, т.к. фактические переговоры шли откровенно только между США и Ираном, а остальные были, скорее, в роли зрителей, чем играли сколь-нибудь важную роль. Факты указывают на то, что Америка преподнесла свой проект Ирану, а тот согласился. Теперь это дело ждёт только того, чтобы остальная часть стран сделала свои шаги. Если они увидят что-то, что им не нравится, то они это «отклонят», потом выйдут, чтобы успокоиться, после чего вернутся, дабы подписать соглашение, ибо оно, в противном случае, будет подписано и без них! Это было заметно в позициях министров этих стран…
Сергей Лавров заявил во время своего визита в Таджикистан, что «эта ситуация нестандартная, беспрецедентная»… Он отметил, что «на данном этапе идёт речь о согласовании политической рамочной договорённости, и она понятна уже во всех своих компонентах». Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил, что «Россия не видит настоятельной необходимости возвращения министра иностранных дел Сергея Лаврова в Лозанну. Участники переговоров, находящиеся там, уже проводят начальные соглашения» («RT – Новости России», 02.04.2015).
Из уст российской стороны понимается, что соглашение продвигается к завершению, и осталось только его подписать, поэтому она не видит необходимости в том, чтобы министр иностранных дел России ехал туда подписывать его. Лавров сказал, что этот случай – нестандартный, указывая на то, что министр иностранных дел (госсекретарь) США в течение не одной недели лично обсуждал этот вопрос с иранской делегацией во главе с Джавадом Зарифом, проведя с ними времени больше всех остальных… Он интенсивно продвигал эти договорённости ещё до их подписания, начиная с 26.03.2015, так что к концу месяца всё было готово для созыва министров иностранных дел остальных государств, для их участия только лишь в подписании соглашения! Но, тем не менее, перед самым подписанием они в один день оставили заседание, когда увидели, что всё уже готово и что Америка настаивает на подписании настоящих соглашений без внесения поправок.
Министр иностранных дел Франции покинул заседание рассерженным. Министр иностранных дел Германии намерился отправиться в страны Балтии. Министр иностранных дел России, как мы уже сказали, больше не вернётся на заседание, но он оставил там своего заместителя. Министр иностранных дел Китая повёл себя так, будто это дело его не касается. Министр иностранных дел Британии повёл себя хладнокровно, не проявляя недовольства или удовлетворения, и остался ожидать того, что будет, согласно обычной коварной английской тактике. Всё же все они, в конце концов, вернулись к заседанию на официальное подписание, после чего стали вести обсуждение предложений США, дабы изучить то, с чем столкнулись. Обсуждение длилось два дня, после чего представители этих стран подписали соглашение, не имея возможности что-либо изменить в нём!
Министр иностранных дел России заявил, что соглашение между Америкой и Ираном было заключено на день раньше, а поэтому подписание является просто политической формальностью и не более. Следовательно, он не видит необходимости присутствовать в Лозанне, почему и оставил там только лишь своего заместителя. Таким образом, решающую роль в этом соглашении сыграли США и Иран.
4. Республиканцы, которые сейчас доминируют в Конгрессе, показали своё недовольство этим соглашением. Это было сделано в целях оппозиционной политики данной партии в свете приближающихся выборов в США. Администрация Обамы подписала это соглашение, несмотря на оппозицию республиканцев, дабы подтвердить свою успешность во внешней политике и укрепиться в использовании Ирана в деле претворения своих проектов и планов в регионе. Спикер Палаты представителей США Джон Бейнер заявил: «Окончательные соглашения представляют собой тревожное отклонение от основных политических целей, очерченных Белым Домом… У Конгресса должно быть право полностью осмотреть все детали любого соглашения, прежде чем будут сняты санкции… Рамочное соглашение, о котором было заявлено в четверг 02.04.2015, представляет собой тревожное отклонение от первоначального курса Обамы» («AFP», 03.04.2015).
Планируется провести голосование в комитете по иностранным делам при Конгрессе 14.04.2015 за то, чтобы обязать администрацию Обамы предложить это соглашение на голосование в самой нижней палате Конгресса. Администрация Обамы, в свою очередь, отвергает эту инициативу, мотивируя это тем, что заключение подобного соглашения является полномочием органов исполнительной власти, и вмешательство Конгресса в данный вопрос создаст прецедент.
5. Позицию же «Израиля» осветил Нетаньяху, сказав: «Рамочное соглашение по ядерной программе Ирана угрожает выживанию «Израиля»» («AFP», 03.04.2015). Нетаньяху требовал в Лозанне объявить при создании какого бы то ни было соглашения о «значительном сокращении ядерного потенциала Ирана», заявив: «Соглашение будет лучше, если станет учитывать уменьшение ядерной инфраструктуры. Соглашение будет лучше, если в ответ на снятие санкций, введённых из-за ядерной программы Тегерана, Иран сменит своё поведение» («Reuters», 01.04.2015). При подписании соглашения в Лозанне его мнение было учтено.
Нетаньяху занял эту позицию для получения дополнительной помощи от США и для обещания защитить «Израиль» – для того, чтобы подтвердить свой прежний курс, из-за которого он получил победу на последних выборах, и для того, чтобы укрепить свои отношения с республиканцами, стремящимися к правлению в свете предстоящих президентских выборов в 2016 году. Для этой цели он отправился в Америку и выступил в Конгрессе по приглашению республиканцев, говоря об опасности соглашений с Ираном. При всём этом Нетаньяху прекрасно знает, что данное соглашение разрушает возможности Ирана создать ядерное оружие, и знает, что Иран играет ту роль в регионе, которую ему назначила Америка, а также знает, что это несёт весомую пользу для «Израиля», т.к. Иран оберегает сирийский режим, который, в свою очередь, должен обеспечивать «Израилю» сохранность за ним Голанских высот. А также он знает то, что Иран ведёт внутрирегиональные войны, борясь с единством Исламской Уммы и претворением её проекта – Халифата. Барак Обама в телефонном разговоре с Нетаньяху заверил его, что США обязуются защищать «Израиль»… Обама попросил представителей национальной безопасности «активизировать переговоры с «израильским» правительством о путях укрепления сотрудничества в сфере безопасности между двумя странами» («AFP», 03.04.2015).
Из всего приведённого понимается следующее:
A. Именно Америка подготовила соглашение с Ираном так же, как были подготовлены соглашения в Женеве 24.11.2013. Остальным пяти странам оставалось лишь подписаться под этим соглашением в короткие сроки, и хоть они оттягивали это решение два дня по причине переговоров между собой о том, как поступить, сохранив свои лица, но всё равно потом согласились с ним и подписали его.
B. Цель Америки – снизить давление и убрать санкции с Ирана или снять их полностью, дабы иметь полноценную возможность использовать Иран в регионе так, чтобы тот смог спокойно играть роль, отведённую ему Америкой. И поэтому администрация Обамы приложила все свои силы и сосредоточила все свои мысли на создании этого соглашения, при помощи которого она желает преуспеть во внешней политике. И именно поэтому президент Америки заявил, что это – историческое взаимопонимание.
C. Обаме противостоят республиканцы в Конгрессе. Они стараются не дать победить Демократической партии Обамы на выборах. Они хотят подмять президента под себя. Видно, что конфликт между двумя сторонами будет иметь продолжение. Ожидается, что администрация Обамы снимет некоторые санкции, которые были возложены на Иран. Но есть также и некоторые другие санкции, которые эта администрация не может снять, кроме как при одобрении Конгресса. И поэтому вполне вероятно, что некоторые санкции ещё останутся тяготеть над Ираном по иным соображениям.
D. Нетаньяху, премьер-министр «Израиля», занимает ту позицию, на которой он находится сейчас, дабы добиться ещё большей поддержки и больших гарантий безопасности иудейского образования в Палестине от Америки. И дабы подтвердить то, что курс его политики, из-за которого его избрали, остаётся прежним, он усилил свои отношения с республиканцами, так как предполагает, что они получат власть после выборов, которые вскоре пройдут в Америке. Так он печётся об «Израиле», потому что еврейское государство не может обойтись без американской поддержки.
E. Иран согласился пойти на уступки в своей ядерной программе по обогащению урана. Он согласился на то, чтобы иметь лишь низкообогащённый запас на минимальном уровне, и, таким образом, он не сможет создать ядерное оружие. Количество центрифуг было сокращено на две трети. Они останутся под надзором международных наблюдателей в течение 25 лет. Президент Ирана заявил, что Иран обязывается в течение этого времени придерживаться достигнутых договорённостей. Иран волнует только снятие санкций и участие в региональных делах, дабы играть ту роль, которую для него обрисовала Америка под предлогом взаимных интересов. Если бы власть имущие люди Ирана реально посмотрели на текущие события, то не радовались бы сорванным плодам, т.к. от величайшего шайтана нет блага, и соглашения по ядерным вопросам в Лозанне подтверждают это.
16 Джумада ас-сани 1436 г.х.
05.04.2015 г.