Вопрос: каким образом доказывается условие справедливости, соответствие которому требуется от халифа, когда проводится аналогия (кыяс) со справедливостью свидетеля?*
Известно, что правило «более веское основание», которое легло в основу выведения этого закона, должно применяться лишь в том случае, когда две реальности (в данном случае — свидетель и халиф) связаны между собой неким обстоятельством, тогда как между должностью халифа и свидетелем такого не наблюдается.
Ответ: согласно Шариату, свидетельство — одно из дел судопроизводства (къада), и оно относится к суду. Что имеет отношение к свидетелю, то же относится и к судопроизводству, поэтому условие справедливости для свидетеля с более вескими основаниями является условием и для судопроизводства (къада). Что требуется от свидетеля, имеет более веские основания требоваться и от суда. Так находится более веское основание для того, чтобы халиф соответствовал условию быть справедливым во всех делах, касающихся правления (хукм), как вали и амил.
* «Говоря об условии быть справедливым, то Аллах обязал свидетеля соответствовать этому условию, когда сказал: «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» (65:02). Тот же, кто стоит степенью выше свидетеля, а халиф — выше него, то с точки зрения правила «более веского основания» он должен быть справедливым, т.к. если свидетелю предъявляется условие быть справедливым, то предъявление этого же условия халифу имеет более веское основание» — из книги «Проект конституции. Шариатские доказательства», 1 том, Статья 31 — прим.
15 Мухаррама 1391 г.х.
12.03.1971 г.