18
Чт, апр

Байат халифу. «Байат верующих женщин». Избрание амира над группой

Место, где проходила присяга и мечеть Акаба

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Я изучил вопрос принятия кем-либо присяги, аналогичной первой клятве у Акабы, и обращаю внимание на следующее:

1 — Двенадцать человек, давших присягу Посланнику Аллаха (с.а.с.), встретились с ним у Акабы после завершения сезона хаджа. Это была первая клятва у Акабы. Они дали ему присягу в форме, известной как «байат женщин». Это произошло до того, как война стала фардом для мусульман. Данный байат уже был недостаточным после того, как война стала обязательной. От Убады ибн ас-Самита (р.а.) сообщается: «Я был среди присутствующих на первой Акабе, нас было двенадцать мужчин, и мы дали Посланнику Аллаха (с.а.с.) клятву (в форме) «байата женщин» и это произошло до того, как война стала для нас фардом».

2 — Текст первой клятвы у Акабы — следующий: «Мы присягаем не придавать Аллаху сотоварищей, не приближаться к воровству и прелюбодеянию, не убивать наших детей, не клеветать и не проявлять ослушания Аллаху в добрых делах. Кто сохранит верность этой клятве, тому обещан Рай. Кто же нарушит её в чём-то, то его дело остаётся на усмотрение Аллаха: либо Он его помилует, либо накажет». В Медине Аллах ниспослал укубат (систему наказаний) и обязал мусульман исполнять в мирской жизни худуд (неизменные формы шариатских наказаний, которые являются исключительным правом Аллаха), джинаят (шариатские наказания за телесные преступления) и таазират (административные наказания на усмотрения правителя) в отношении тех, кто нарушит что-либо из присяги. Его дело теперь не остаётся на усмотрение Аллаха, а преступник получает наказание в дунья в зависимости от своего преступления.

3 — Аллах обязал мусульман в случае, если их трое или больше, избирать себе амира, и речи о присяге ему здесь нет. От Абдуллаха ибн Умара передаётся, что Пророк (с.а.с.), сказал:

لا يَحِلُّ لِثَلاثَةٍ يَكُونُونَ بِفَلاةٍ مِنْ الأرْضِ إلاَّ أَمَّرُوا عَلَيْهِمْ أَحَدَهُمْ

«Не дозволено троим быть на просторах земли, не установив одного из них амиром».

В хадисе, выведенном с достоверным иснадом от аль-Баззаза, от Абдуллаха ибн Умара, выражается так:

إِذَا كَانَ ثَلاثَةٌ فِي سَفَرٍ فَلْيُؤَمِّرُوا أَحَدَهُمْ

«Если трое будут в пути, то пусть выберут амиром одного из них».

От Абу Саида сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِذا كانُوا ثَلاَثَةً فِي سَفَرٍ فَليُؤَمِّرُوا عَلَيهِم أَحَدَهُم

«Если вышли трое в путь, то пусть установят одного из них амиром над собой».

От Абу Хурайры, что Пророк (с.а.с.) сказал:

إِذَا خَرَجَ ثَلاثَةٌ فَلْيُؤَمِّرُوا أَحَدَهُمْ

«Если вышли трое в путь, то пусть выберут амиром одного из них».

Данные хадисы разъясняют метод установления группой того, кто займётся её делами, а именно — избрание одного из них амиром над группой, а не байат одному из них от остальных.

4 — Хадисы, касающиеся байата, которые сказал Посланник (с.а.с.) в Медине, все до единого касаются байата Имаму, т.е. халифу:

وَرَجُلٌ بَايَعَ إِمَامًا لَا يُبَايِعُهُ إِلَّا لِدُنْيَاهُ

«...человек, присягнувший Имаму только ради мирской выгоды...»,

سَتَكُونُ خُلَفَاءُ فتَكْثُرُ قَالُوا: فَمَا تَأْمُرُنَا؟ قَالَ: فُوا بِبَيْعَةِ الْأَوَّلِ فَالْأَوَّلِ

«...будут халифы, и их будет много». «Что ты нам прикажешь?». «Соблюдайте байат, данный первому, и первому...»,

مَنْ بَايَعَ إِمَامًا فَأَعْطَاهُ صَفْقَةَ يَدِهِ وَثَمَرَةَ قَلْبِهِ

«Кто со всей искренностью дал присягу Имаму на верность, пусть проявляет послушание ему...»,

إِذَا بُويِعَ لِخَلِيفَتَيْنِ

«Если байат будет дан двум халифам...», —

и все другие без исключения хадисы ясно указывают на то, что байат даётся только халифу, и то, что байт — это метод назначения халифа.

5 — Когда Пророк (с.а.с.) пришёл в Медину и принял правление, он получил второй байат от тех, кто давал ему (с.а.с.) первую присягу у Акабы. Убада ибн Самит сказал:

دَعَانَا النَّبِيُّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَبَايَعْنَاهُ. فَقَالَ فِيمَا أَخَذَ عَلَيْنَا أَنْ بَايَعَنَا عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي مَنْشَطِنَا

«Однажды Пророк (с.а.с.) позвал нас к себе, и мы принесли ему присягу. Он велел нам сказать: «Мы присягаем тебе на то, что будем слушаться и повиноваться во всём, нравится нам это или нет...».

Убада ибн Самит был одним из двенадцати, давших первую присягу при Акабе.

6 — Слова Посланника (с.а.с.):

مَنْ مَاتَ وَلَيْسَ فِي عُنُقِهِ بَيْعَةٌ

«тот, кто умер, не имея на своей шее присяги...», —

относятся к присяге Имаму, т.е. халифу. Он (с.а.с.) выразил (فِي عُنُقِهِ بَيْعَةٌ) «на своей шее присяги», а не сказал «не дал присяги (отказался её давать)». Здесь подразумевается тот, у кого есть Имам, т.е. халиф, которому он должен дать присягу, а это означает, что в хадисе слово «байат» означает байат халифу.

Все эти тексты указывают на то, что первый байат при Акабе оказался недостаточным, когда война стала предписанной для верующих, поэтому понадобился байат на подчинение правлению, и был принят второй байат от тех, кто дал присягу в первый раз. Это связано с тем, что Аллах ниспослал законы укубат и не оставил вопрос претворения законов Ислама на Судный день на усмотрение Аллаха, где Он либо помилует, либо накажет. Это указывает на то, что методом назначения главы или лидера для группы является его избрание амиром, а не предоставление байата ему; также тексты говорят о том, что байат — это метод назначения халифа, а не кого-то ещё, и только халиф назначается путём байата. Всё это указывает на то, что применение данного метода как-либо иначе ошибочно и противоречит текстам Шариата. В итоге, байат бывает только халифу, а исламский метод выбора лидера для группы заключается в избрании амира над ней. Тот же, кто последует по другому пути и использует байат не для назначения халифа, а для избрания амира для группы — тот нарушит Шариат.

1970 г.