21
Чт, нояб

Взаимодействие с армиями стран, образованных на мусульманских территориях

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Разрешается ли взаимодействовать с армиями стран, образованных на мусульманских территориях, при этом зная, что существует хадис Посланника ﷺ, который запрещает быть частью войск несправедливых правителей?

Дозволяется ли обращаться к ним за помощью (таляб ан-нусра)? Дозволяется ли вести сражения в рядах армий несправедливых правителей?

Ответ: Передаётся от Абу Саида и Абу Хурайры: «Сказал Посланник ﷺ:

لَيَأْتِيَنَّ عَلَى النَّاسِ زَمَانٌ يَكُونُ عَلَيْكُمْ أُمَرَاءُ سُفَهَاءُ يُقَدِّمُونَ شِرَارَ النَّاسِ وَيَظْهَرُونَ بِخِيَارِهِمْ وَيُؤَخِّرُونَ الصَّلَاةَ عَنْ مَوَاقِيتِهَا فَمَنْ أَدْرَكَ ذَلِكَ مِنْكُمْ فَلَا يَكُونَنَّ عَرِيفًا وَلَا شُرْطِيًّا وَلَا جَابِيًا وَلَا خَازِنًا

«Настанут для людей такие времена, когда править будут вами правители-глупцы, которые будут выводить вперёд наихудших из людей и отдалять наилучших из них и которые станут оттягивать молитву до выхода её времени. И тот из вас, кто застанет это, пусть не будет ни управляющим (кто управляет делами людей и осведомляет об этом правителя), ни его охранником (шурта), ни сборщиком налогов, ни казначеем!» (Абу Яъля, его передатчики достигли статуса передатчиков достоверного (сахих) хадиса, за исключением Абдуррахмана ибн Масъуда, однако и он заслуживает доверия).

В другой версии говорится:

فَمَنْ أَدْرَكَهُمْ فَلَا يَكُونَنَّ لَـهُـمْ ْ عَرِيفًا وَلَا جَابِيًا وَلَا خَازِنًا وَلَا شُرْطِيًّا

«И тот из вас, кто застанет их, пусть не будет у них управляющим (кто управляет делами людей и осведомляет об этом правителя), сборщиком налогов, казначеем, охранником (шурта)!» («Канз аль-Уммаль», передаёт аль-Хатиб от Абу Хурайры).

Подробное рассмотрение толкает на следующие выводы:

1) В хадисе, упомянутом Абу Яълой, Посланник Аллаха ﷺ запрещает быть одним из четырёх категорий под правлением глупцов и тиранов, и это пришло в абсолютной форме (мутлак). В хадисе, упомянутом в «Канз аль-Уммаль», особенно выделен запрет быть одним из четырёх категорий под правлением тиранов, т.к. в хадисе в слове «لَـهُـمْ» используется «لَـ» (частица для выделения). Поэтому запрет связан только с теми, кто охраняет этих правителей, кто занимается сбором налогов для них, кто работает казначеем у них. Однако нужно понимать, что запрет не распространяется на других, кто работает в этих сферах, т.к. в данном случае значение абсолютного (мутлак) принимает значение ограниченного (мукаййяд), и, следовательно, запрет в хадисе будет касаться только работы (управляющим, сборщиком налогов, казначеем, охранником), связанной напрямую с подобными правителями.

2) Тот, кто удовлетворён правлением таких тиранов и глупцов, будет грешником, и не важно, где он занят деятельностью — в армии или в другой сфере, потому что с его стороны отсутствует деятельность в изменении этих правителей, нет порицания с его стороны, а лишь довольство ими, а подобное является большим грехом, ведь Посланник ﷺ сказал:

سَتَكُونُ أُمَرَاءُ فَتَعْرِفُونَ وَتُنْكِرُونَ، فَمَنْ عَرَفَ بَرِئَ، وَمَنْ أَنْكَرَ سَلِمَ، وَلَكِنْ مَنْ رَضِيَ وَتَابَعَ

«В скором будущем будут такие правители, которых вы станете призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого. Кто из вас будет призывать их к одобряемому, тот будет чист. Кто из вас будет порицать их, тот сохранит себя. Однако (погибнет тот), кто согласится с ними и последует за ними» (Муслим).

3) Обращаться за помощью (таляб ан-нусра) к обладателям силы, которые охраняют никчёмных правителей (или не делают этого), с целью изменить правление тиранов и глупцов является дозволенным. Однако таляб ан-нусра делается после разъяснения им сущности тиранического режима и того, что является ваджибом его изменить. Если обладатели силы примут это, то ответят Аллаху и Его Посланнику ﷺ, ведь их деятельность несёт за собой великую награду от Аллаха, и если они используют своё положение в появлении правления Всевышнего, то совершат великое дело.

Доказательством наших слов служит то, что Посланник ﷺ ходил к неверующим племенам и призывал их к Исламу. А если они отвечали ему ﷺ, то он обращался к ним за помощью (таляб ан-нусра) в установлении правления Аллаха. Таким образом, находящиеся на службе в армиях тиранов, если они отвечают истине, признают правление Шариата, отвергают правление тиранов и необходимость их упразднения, а также готовы для этой деятельности, то обратиться к ним за помощью (таляб ан-нусра) будет дозволенным делом.

4) Да, будет правильным сражаться под предводительством тирана, если это сражение против неверных, а не мусульман, потому что джихад является обязательным во всех положениях под руководством правителя-мусульманина, не беря во внимание то, праведный он или грешник. И это совершается до тех пор, пока происходит сражение против неверных. Причина этого заключается в том, что аяты о сражении пришли в абсолютной форме (мутлак) без каких-либо обособлений (мукаййяд). Сказал Всевышний:

وَمَا لَكُمۡ لَا تُقَٰتِلُونَ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ

«Отчего вам не сражаться на пути Аллаха …» (4:75),

فَلۡيُقَٰتِلۡ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ ٱلَّذِينَ يَشۡرُونَ ٱلۡحَيَوٰةَ ٱلدُّنۡيَا

«Пусть сражаются на пути Аллаха те, которые покупают (или продают) мирскую жизнь» (4:74).

Эти и им подобные аяты не ставят условием то, каким должен быть правитель, если он продолжает сражаться против неверных.

Также имеются хадисы, где ясно указывается, что несправедливость правителя не препятствует сражаться под его руководством, т.е. они дозволяют это сделать. Приводится от Анаса ибн Малика: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ:

وَالْجِهَادُ مَاضٍ مُنْذُ بَعَثَنِي اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ إِلَى أَنْ يُقَاتِلَ آخِرُ أُمَّتِي الدَّجَّالَ لَا يُبْطِلُهُ جَوْرُ جَائِرٍ وَلَا عَدْلُ عَادِلٍ

«Джихад, который начался со времени моего послания и будет продолжаться до той поры, когда последние из моей Уммы будут сражаться с Даджалом. И его (джихад) не сможет отменить несправедливость тирана или справедливость праведного человека» (аль-Байхакы).


20 Джумада аль-уля 1424 г.х.
20.07.2003 г.