21
Чт, нояб

Скачки на лошадях

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Спортивные состязания на лошадях разрешены, и здесь нет ничего плохого. Однако в данном случае тема связана со взятием выигрыша за победу в соревнованиях.

Получение выигрыша происходит при следующих обстоятельствах:

1) Выигрыш предоставляется третьей стороной (т.е. не участником), например, третья сторона говорит: «Кто выиграет, тому такая-то награда». Такой подход допустим по Шариату.

2) Один из участников говорит второму: «Если ты обгонишь меня, то я дам тебе столько-то, а если я обгоню тебя, то ты ничего не должен». Это так же допустимо по Шариату.

3) Когда выигрыш покрывается одной из поспоривших сторон, т.е. когда присутствует заклад. Большинство факихов считают это харамом, т.к. относят к азарту (аль-Кимар). Например, один из участников говорит другому: «Если ты обыграешь меня, то я дам тебе столько-то, а если я обыграю тебя, то ты мне дашь столько-то». Большинство факихов считает это харамом, и это правильное мнение.

Доказательством этому служит то, что Посланник ﷺ сделал условием для правильности заключения пари между участниками наличие третьего участника, который не должен выплачивать и гроша тому, кто выиграет. В то же время если этот третий выигрывает в соревнованиях, то получает свой выигрыш, как и остальные. Однако у этой формулы есть условие — лошадь третьего должна соответствовать характеристикам лошадей остальных участников, т.е. она не должна быть истощённой, медленной и т.п. Если лошадь будет с такими характеристиками, а у других участников они будут намного выше, то ни для кого не станет новостью, что они опередят третьего участника, и поэтому его участие или неучастие будет считаться равнозначным.

Посланник ﷺ присвоил статус кимара (азартных игр) двум соревнующимся сторонам, когда одна из них выплачивает другой выигрыш, даже если будет третий участник, но при этом его лошадь будет истощённой, что даёт уверенность в её проигрыше. В таком случае это однозначно будет считаться кимаром. А это, в свою очередь, — харам.

Приводится от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал:

مَنْ أَدْخَلَ فَرَسًا بَيْنَ فَرَسَيْنِ وَهُوَ لَا يُؤْمَنُ أَنْ يَسْبِقَ فَلَيْسَ بِقِمَارٍ وَمَنْ أَدْخَلَ فَرَسًا بَيْنَ فَرَسَيْنِ وَقَدْ أُمِنَ أَنْ يَسْبِقَ فَهُوَ قِمَارٌ

«Кто подключил свою лошадь (к соревнованиям) двух других (лошадей), и при этом он не уверен, что сможет опередить других (т.к. шансы равны), в таком случае это не кимар. Но если кто-то подключил свою лошадь (к соревнованиям) двух других, при этом уверен, что опередит других (т.к. шансы не равны), то это — кимар» (Абу Дауд).

Причина этого заключается в том, что он уверен в победе двух других из-за слабости своего скакуна, поэтому картина выглядит так, словно они соревновались только между собой без участия третьего, а его присутствие на слабом скакуне или его отсутствие были одинаковыми. Именно поэтому такие скачки будут считаться кимаром, что является харамом.

Для информации упомяну, что некоторые факихи, например, Ибн Каййим, дозволили заключать пари между двумя сторонами, т.к. считают этот хадис даиф (слабым). Однако, некоторые сказали, что хадис относится к категории мурсаль (в цепочке которого пропущен сподвижник). А такой категорией хадисов большинство факихов руководствуется в делах, поэтому он пригоден для использования в качестве доказательства.

Таким образом, то, что мы упомянули в книге «Экономическая система», является правильным, и это — принятое нами мнение (табанни): заключать пари на скачках без надлежащих условий является кимаром (азартной игрой).


15.02.2004