21
Чт, нояб

Вскрытие могил и возведение на их месте построек

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Дорогой брат, приветствую Вас исламским приветствием!

Ответ: Вывел Абу Дауд от Аиши (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

كَسْرُ عَظْمِ الْمَيِّتِ كَكَسْرِهِ حَيّاً

«Сломать кость мёртвого — то же самое, что сломать кость живому».

В книге «Авну аль-маъбуд аля шархи сунани Абу Дауд» приводится: «Поясняя причину хадиса, имам ас-Суюти сказал, что Джабир (р.а.) передал следующее: «Мы пошли вместе с Посланником Аллаха ﷺ на джаназа (заупокойную молитву). (Когда мы были рядом с могилой) Посланник ﷺ сел на краю могилы, и мы сели вместе с ним. Когда же могильщик вытащил старую кость или предплечье и начал ломать её, он ﷺ сказал:

لَا تَكْسِرْهَا فَإِنَّ كَسْرَكَ إِيَّاهُ مَيِّتاً كَكَسْرِكَ إِيَّاهُ حَيّاً وَلَكِنْ دُسَّهُ فِي جَانِبِ الْقَبْرِ

«Не ломай её! Сломать её мёртвой — то же самое, что сломать живой. Закопай её рядом с могилой».

Это значит, что если там находилась кость, то к ней нужно отнестись бережно и оставить в земле.

Соответственно, вскрывать могилы мусульман не дозволено, пока кости не превратятся в прах. Только после этого разрешается возделывать эти земли под посевы, возводить на них постройки и тому подобные действия.

Если кости ещё присутствуют в могилах, то их нельзя раскапывать, нельзя возводить на их месте постройки или проводить те или иные работы. Исключение — частные случаи, связанные с самим покойником, как об этом поясняется в шариатских текстах.

Касательно того, сколько времени требуется для определения распада останков тела до состояния праха, то это возвращается к специалистам и изучению реальности (тахкык аль-манат).

Например, могила, о которой говорилось в вопросе, что ей 500 лет и от неё не осталось и следа, т.к. она была упразднена для постройки торгового рынка, то нужно понимать, что если при вскрытии были обнаружены останки, то грех ложится на тех, кто её трогал. А в целом покупать или продавать на этом рынке не харам, т.е. нет в этом греха.

Повторюсь ещё раз, грех ложится на тех, кто первым потревожил эту могилу, когда там были кости.


11.07.2004