Вопрос: Я знаю, что табаррудж — это украшение, привлекающее взгляд. Отсюда вопрос: если платок по своим размерам мал настолько, что часть волос на голове, а также шея женщины видны другим, будет ли она считаться тем, кто делает табаррудж?
Хотя эта малая часть волос и шея вообще не привлекают взгляд посторонних мужчин, ведь на сегодняшний день большинство женщин не покрывают свои головы, и это стало обычным явлением на улице.
Ответ:
Табаррудж — это выставление напоказ украшений без оголения аурата. Выражение «без оголения аурата» говорит об ограничении, поскольку выставлять украшения наряду с открытым ауратам однозначно харам, — и здесь не важно, привлекает это взгляд других или нет.
Следовательно, суть не заключается в открытии аурата, а заключается в украшении лица, пальцев рук, в украшении посредством платка и джильбаба (женское шариатское одеяние), надеванием звенящих колец на щиколотки под джильбабом и т.д. Если все эти украшения не считаются обычным явлением в среде, в которой пребывает женщина, а выставляемые напоказ украшения привлекают взоры других, то это будет считаться табарруджем. А табаррудж, как известно, харам по Шариату!
Если женщина украсит ногти своих пальцев в том селении, где такое явление не считается нормой, то подобное будет привлекать взоры, а значит, будет относиться к табарруджу. Хотя кисти рук не относятся к аурату женщины.
Если во время ходьбы женщины слышен звук колец на щиколотках, а это привлекает взоры других к этому, то это будет относиться к табарруджу, что, в свою очередь, является харамом. И здесь не важно, что они скрыты джильбабом, всё равно это будет харамом.
Или если женщина наденет платок, обшитый жёлтым позументом, что будет необычным для той местности и привлекать взгляды других, то это будет считаться табарруджем, даже если её волосы скрыты полностью.
Или она наденет джильбаб, на котором в области груди имеются рисунки, привлекающие внимание, то это так же будет считаться табарруджем, даже если её одеяние полностью соответствует Шариату.
Таким образом, каждое украшение, привлекающее взоры, считается табарруджем, даже если аурат скрыт. Что касается выставления напоказ украшений наряду с открытием аурата, то это харам в любом случае, и здесь не учитывается то, привлекает это взор других или нет.
Доказательством сказанному является следующий аят:
وَلَا يَضۡرِبۡنَ بِأَرۡجُلِهِنَّ لِيُعۡلَمَ مَا يُخۡفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ
«и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают» (24:31).
В данном аяте запрещаются те действия женщин, что привлекают взгляд других к кольцам на лодыжках при том, что аурат у них скрыт. Следовательно, каждое украшение, которое привлекает взгляды (без открытия аурата), относится к табарруджу и считается харамом.
Вывод: ношение украшений, привлекающих взгляды людей, даже если аурат скрыт, относятся к табарруджу, а, следовательно, это харам. Носить украшения наряду с открытием аурата считается харамом, и здесь не учитывается то, привлекает это взгляды или нет. Что касается открытия аурата, то это, естественно, харам.
Таким образом, любое дозволенное украшение, которое привлекает взгляды, будет относиться к табарруджу и будет являться харамом.
Что относится к табарруджу, а что нет, зависит от обстоятельств и реальности среды, в которой живёт женщина. Обычно это несложно выявить. В основном люди, в частности — женщины, ориентируются в этом.
Такова реальность табарруджа, где привлечение взоров людей служит основным критерием в оценке, какое украшение будет из разряда табарруджа, а какое нет. Что касается украшений на открытом аурате, то это не относится к вопросу табарруджа, а относится к вопросу аурата. Поэтому здесь будет применяться хукмы аурата, а они понятны: для женщины открывать свой аурат чужим является харамом, и не важно, привлекает это взоры людей или нет. Причина в том, что Аллах сказал:
وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ وَلۡيَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّۖ وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوۡ ءَابَآئِهِنَّ أَوۡ ءَابَآءِ بُعُولَتِهِنَّ
«Пусть они не выставляют напоказ своих украшения, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров» (24:31).
Под словами «за исключением тех, которые видны» подразумеваются лицо и кисти рук. Такое разъяснение дал Ибн Аббас (р.а.). Также Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ الْجَارِيَةَ إِذَا حَاضَتْ لَمْ يَصْلُحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا إِلَّا وَجْهُهَا وَيَدَاهَا إِلَى الْمَفْصِلِ
«Когда девушка достигает половой зрелости, не дозволяется, чтобы у неё виднелось что-либо, кроме лица и кистей рук» (Абу Дауд).
Поэтому женщине является обязательным покрывать всё тело, за исключением лица и кистей рук, перед чужими мужчинами, кроме мужа и махрамов.
Следовательно, является ваджибом:
— ношение такого платка, который покрывает волосы, шею и ложится на грудь,
— покрытие всего тела, кроме лица и кистей рук.
Ведь Всевышний сказал:
وَلۡيَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّۖ
«и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди», —
т.е. скрывают вырез одежды в области шеи, чтобы скрыть шею. Следовательно, должно быть покрыты: вся голова, уши и шея. Исключением являются лицо и кисти рук.
18 Рамадана 1427 г.
10.10.2006 г.