14
Сб, дек

Разрешено ли женщине, без махрама, садиться в частный транспорт знакомого для семьи человека

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: Разрешено ли женщине, одной, без махрама, садиться в частный транспорт знакомого для семьи человека?

Ответ:

1) Частный транспорт имеет тот же хукм, что и частный дом. Поэтому, чтобы сесть в него, необходимо спросить разрешения.

2) Поэтому с женщиной в транспорте должны также находиться либо кто-то из её махрамов, либо муж, и по-другому нельзя, ведь это то же самое, что находиться в доме у человека без махарама или мужа.

3) Исключением из этого является то, что исключил шариатский текст: поддерживание родственных связей. И здесь не важно, являются они для неё махрамами, как дядя со стороны отца, или же они таковыми не являются, как сын дяди со стороны отца. С последней категорией должно быть соблюдено ещё одно условие: отсутствие хальвы (уединения) между ними.

Поэтому навещать родственников в праздничные и т.п. дни для поддержания родственных связей дозволено, так как имеются общие шариатские тексты о поддержании родственных связей, как с махрамами (с ними поддерживать связь ваджиб), так и не с махрамами (с ними поддерживать связь мандуб), но при условии, что с последними не будет иметь место хальва.

Также сюда относятся любые другие случаи, если имеется текст, говорящий о дозволенности нахождения мужчин и женщин в одном доме.

4) Имеются и другие исключения касательно частного транспорта (подобно частному дому, где требуется разрешение для входа в него). Разрешается женщине сесть в частный транспорт к водителю, который имеет с ней родственную связь (т.е. родственник, но не махрам), при условии, что не будет между ними хальвы. В транспорте должны быть ещё кто-то из её знакомых, или знакомых водителя, и здесь не важно, последние являются для неё махрамами или нет.

Доказательством на это исключение является хадис Асмы, дочери Абу Бакра:

تَزَوَّجَنِي الزُّبَيْرُ... وَكُنْتُ أَنْقُلُ النَّوَى مِنْ أَرْضِ الزُّبَيْرِ الَّتِي أَقْطَعَهُ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى رَأْسِي وَهِيَ مِنِّي عَلَى ثُلُثَيْ فَرْسَخٍ فَجِئْتُ يَوْمًا وَالنَّوَى عَلَى رَأْسِي فَلَقِيتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَمَعَهُ نَفَرٌ مِنَ الأَنْصَارِ فَدَعَانِي ثُمَّ قَالَ إِخْ إِخْ لِيَحْمِلَنِي خَلْفَهُ فَاسْتَحْيَيْتُ أَنْ أَسِيرَ مَعَ الرِّجَالِ وَذَكَرْتُ الزُّبَيْرَ وَغَيْرَتَهُ وَكَانَ أَغْيَرَ النَّاسِ فَعَرَفَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنِّي قَدِ اسْتَحْيَيْتُ فَمَضَى

«аз-Зубайр женился на мне … я носила на своей голове финиковые косточки с владений аз-Зубайра, которые Посланник Аллаха (с.а.с.) выделил ему. Эта земля находилась на расстоянии двух фарсахов от меня. Однажды я шла с финиковыми косточками на голове и повстречала Посланника Аллаха (с.а.с.) с группой ансаров. Он (с.а.с.) словами «Их, их!» приказал верблюду опуститься на колени и позвал меня, чтобы я могла сесть позади. Я постеснялась отправляться в путь с мужчинами, также я вспомнила ревнивый нрав аз-Зубайра — он был самым ревнивым из людей! Посланник Аллаха (с.а.с.) понял, что я смутилась, и продолжил путь …» (Бухари).

1 фарсах равен 3 милям, что равняется 5,5 км.

Из хадиса нужно понять следующее:

— Посланник Аллаха (с.а.с.) позволил Асме сесть на верховую верблюдицу позади него, и это при том, что верблюдица была его личным верховым животным, а не для общественных перевозок.

— Посланник (с.а.с.) двигался с группой сподвижников в одном караване.

— Сама поездка была кратковременной, т.е. когда для этого не требуется присутствие махрама.

— Посланник (с.а.с.) предложил ей сесть на его верблюдицу, т.к. она приходилась сестрой Аиши. А последняя была супругой Посланника (с.а.с.).

Из действий Посланника (с.а.с.) понимается, что он (с.а.с.) хорошо знал её, ведь она была ему родственницей через супругу. Сюда также относятся женщины, семьи которых дружат с владельцем верхового животного, или с водителем частного транспорта, т.к. аят приравнивает друга семьи к родственникам, об этом упомянуто в теме «Приём пищи в частном доме». Стоит напомнить, что это сфера частной жизни. Так вот, аят гласит:

أَن تَأْكُلُوا مِن بُيُوتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ آبَائِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أُمَّهَاتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ إِخْوَانِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أَخَوَاتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أَعْمَامِكُمْ أَوْ بُيُوتِ عَمَّاتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أَخْوَالِكُمْ أَوْ بُيُوتِ خَالَاتِكُمْ أَوْ مَا مَلَكْتُم مَّفَاتِحَهُ أَوْ صَدِيقِكُمْ

«Не будет грехом для слепого, не будет грехом для хромого, не будет грехом для больного и для вас самих, если вы будете есть в ваших домах, или в домах ваших отцов, или в домах ваших матерей, или в домах ваших братьев, или в домах ваших сестёр, или в домах ваших дядей по отцу, или в домах ваших тёток по отцу, или в домах ваших дядей по матери, или в домах ваших тёток по матери, или в тех [домах], ключи которых в вашем распоряжении, или в [доме] вашего друга» (24:61).

Друг — это тот, в ком воплотилось значение дружбы, т.е. симпатия и привязанность.

Подводя итоги: дозволяется женщине садиться в частный транспорт к водителю, если он имеет с ней родственные связи, или является настоящим другом её семьи, но при условии, что между ними не должно быть хальвы. Другими словами, с водителем должны находиться ещё другие пассажиры, надёжные люди, либо из числа её знакомых, либо из знакомых водителя. Ведь те, кто находился рядом с Посланником Аллаха (с.а.с.), были его сподвижниками. При этом следует учитывать, что если с водителем находится лишь один пассажир, не важно, его знакомый, или её знакомый, то он должен быть ей махрамом. В противном случае присутствующих из числа доверенных знакомых должно быть больше одного.

Такое понимание позволит совместить доказательства друг с другом. Ведь в хадисе Асмы Посланник (с.а.с.) был вместе с группой ансаров, т.е. не с одним человеком, и среди них не было её махрама. В другом же хадисе Посланник (с.а.с.) обусловил, чтобы между женщиной и мужчиной не было хальвы, поэтому должен присутствовать ещё махрам:

لاَ يَخْلُوَنَّ رَجُلٌ بِامْرَأَةٍ إِلَّا وَمَعَهَا ذُو مَحْرَمٍ

«Пусть не уединяется мужчина с женщиной без присутствия махрама» (Бухари).

Таким образом, женщина может находиться в частном транспорте с водителем, если он для неё махрам, или является другом семьи, однако при условии, что с другом семьи не будет иметь место хальва. Вопрос хальвы решается либо присутствием нескольких доверенных знакомых водителя или женщины, или же присутствием одного из махрамов. Также необходимо, чтобы поездка была короткой, т.е. когда сопровождение махрама не является обязательным.

Это что касается вопроса хальвы между водителем и женщиной, которые чужие друг другу. То есть водитель приходится ей родственником, но не махрамом, или же он является другом семьи. Повторюсь, в таком случае должны присутствовать кто-то из махрамов, или же должно быть более одного из её знакомых, или знакомых водителя.

Что касается того, когда хальва между водителем и чужой для него женщиной решается присутствием других женщин, то в книгах ранних факихов этот вопрос рассмотрен. Поэтому спрашивающий может следовать любому муджтахиду в этом аспекте …
К сведению: среди факихов есть те, кто дозволил решить вопрос хальвы присутствием другой женщины, которую сопровождают либо её махрам, либо муж. Другие дозволили решить вопрос хальвы присутствием с ней лишь надёжной женщиной. Имам ан-Навави объясняет это так: «Так как в большинстве случаев порочность отсутствует, причина в том, что женщины стыдятся друг друга». Однако, имеются и другие мнения в этом вопросе.


18 Рамадана 1427 г.
10.10.2006 г.