Вопрос: В книге «Исламская личность», 1 том, в теме «Хадис мурсаль» говорится: «Тем не менее, известно, что он — сподвижник» (конец цитаты).
Отсюда возникают вопросы: как узнают, что в мурсаль хадисе пропущен именно сподвижник, ведь в иснаде пропуск? Как мы можем говорить о любом мурсаль хадисе, что в его иснаде пропущен именно сподвижник? Как мы можем принимать любые сообщения табиинов от сподвижников лишь на том основании, что они передают от справедливых людей?
Ведь имеет место преобладающее предположение (галябат уз-занн) в отношении некоторых табиинов, что они не слышали от сподвижников хадисов. Также в книге говорится, что нет разницы между табиинами в возрасте, ибо их считают равными. Однако такие слова считают правильными лишь те, кто отвергает любой мурсаль хадис из-за того, что рассматривают его как хадис мункати и муаддаль. Так каким образом мы считаем, что табиины равны?
Ответ:
Когда мы говорим о принятии мурсаль хадиса в качестве руководства, мы имеем в виду хадис, в котором пропущен сподвижник. Для того, чтобы знать, кто пропущен в иснаде хадиса, необходимо изучить цепочку передатчиков и то, что связано с этим. Если был пропущен сподвижник, то хадис принимается в качестве руководства. И здесь не важно, какой табиин передаёт напрямую от Посланника Аллаха ﷺ, взрослый или нет. Ведь важно, чтобы пропущен был именно сподвижник. Однако, если в ходе изучения станет известно, что пропущен табиин, а затем уже только сподвижник, то такой хадис не принимается в качестве руководства.
Ведь мы объяснили, по какой причине мы принимаем хадис мурсаль: «Хадис мурсаль — это хадис, в иснаде которого пропущен сподвижник, как если табиин говорит, что Посланник Аллаха ﷺ сказал то-то, или поступил так-то, или при Посланнике ﷺ поступили таким-то образом. Например, это хадис табиина, который жил во времена некоторой группы сподвижников и общался с ними, как Убайдуллах ибн Адий ибн аль-Хияр, Саид ибн аль-Мусайиб и им подобные, если сказали: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ». Известно, что учёные считают всех табиинов одинаковыми.
Мурсаль хадис — это хадис, переданный табиином от Пророка ﷺ без упоминания о сподвижниках. Нет разницы между табиинами в возрасте, ибо их считают равными… В силу того, что этот хадис вполне отвечает условиям матна, иснада и передатчика, и пропущенным в его иснаде лицом является сподвижник, незнание о котором не может отрицательно влиять на принятие хадиса, ибо сподвижник является надёжным и заслуживающим доверия лицом, то всё это указывает на то, что мурсаль хадис служит доказательством. Да, можно возразить и сказать, что иллятом является вероятность передачи хадиса табиином от такого же другого табиина, а затем уже от сподвижника.
При этом то, что сподвижник пропущен, не означает, что пропущен один передатчик, а означает наличие разрыва, при котором существует вероятность, что пропущены два передатчика, один из которых справедлив, а именно, сподвижник, а в отношении второго, т.е. табиина, имеется сомнение. Таким образом, в отношении хадиса имеется вероятность джарха или отсутствия точности, а потому он отвергается. Отвечая на вышесказанные слова, следует знать, что мурсаль хадис имеет следующее определение: это хадис, который передан табиином от Пророка ﷺ без упоминания о сподвижнике. К этому хадису не относится передача хадиса табиином от другого неупомянутого табиина» (конец цитаты).
Думаю здесь всё должно быть понятно.
12 Джумада аль-уля 1431 г.х.
26.04.2010 г.