08
Вс, сен

Хадис мурсаль

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: В книге «Исламская личность», 1 том, в теме «Виды хабар ахада» сказано:

«Сахих — это хадис, иснад которого от начала до конца состоит из адль (добросовестных) дабит (точных) передатчиков … Выражение «иснад которого состоит из адль (добросовестных) дабит (точных) передатчиков» служит для того, чтобы не спутать такой хадис с мурсаль, мункати и муаддаль хадисами, которые не относятся к видам сахих хадиса. Мурсаль — это то, что передано табиином о Пророке ﷺ без упоминания о сподвижнике. Мункати — это тот хадис, в иснаде которого в каком-то одном или нескольких местах пропущен один передатчик. Муаддаль — это тот хадис, в иснаде которого в каком-то одном или нескольких местах пропущены два и более передатчика. Иснад всех этих хадисов, т.е. мурсаль, мункати и муаддаль, не является непрерывным, а, следовательно, они не относятся к сахих хадисам» (конец цитаты).

Данная цитата идёт в разрез с упомянутым в теме «Хадис мурсаль», где говорится, что хадис мурсаль используется в качестве доказательства.

Не могли бы Вы разъяснить это противоречие? Заранее выражаю Вам благодарность!

Ответ:

В данном случае нет никакого противоречия в книге между неотнесением хадиса мурсаль к категории «сахих» и использованием его в качестве руководства для действий, т.к. это разные вещи. Специалисты любой науки разрабатывают свои термины, и они применяются только в рамках данной науки, не выходя за её рамки. Термины — это своего рода слова с определёнными значениями, которые им дала группа людей, т.е. хакыка урфия (обусловленное значение).

Если нас спросят, какое определение у сахих хадиса в науке «Терминология хадиса», то мы ответим так, как упомянуто в книге «Исламская личность», 1 том, в теме «Виды хабар ахада»:

«Сахих — это хадис, иснад которого от начала до конца состоит из адль (добросовестных) дабит (точных) передатчиков. Этот хадис не должен быть шазз (имеющим отклонения) и муалляль (имеющим недостатки). То есть это хадис, который непрерывно передаётся адль (добросовестным) дабит (точным) передатчиком от такого же, как и он, вплоть до Посланника Аллаха ﷺ, или до конца хадиса от сподвижника, или табиина. Выражение «иснад которого состоит из адль (добросовестных) дабит (точных) передатчиков» служит для того, чтобы не спутать такой хадис с мурсаль, мункати и муаддаль хадисами, которые не относятся к видам сахих хадиса. Мурсаль — это то, что передано табиином о Пророке ﷺ без упоминания о сподвижнике. Мункати — это тот хадис, в иснаде которого в каком-то одном или нескольких местах пропущен один передатчик. Муаддаль — это тот хадис, в иснаде которого в каком-то одном или нескольких местах пропущены два и более передатчика. Иснад всех этих хадисов, т.е. мурсаль, мункати и муаддаль, не является непрерывным, а, следовательно, они не относятся к сахих хадисам» (конец цитаты).

Отсюда становится понятным, что хадис мурсаль не относится к видам сахих хадиса, что соответствует науке «Терминология хадиса».

Но если нас спросят, какой хадис принимается и используется в качестве руководства для действий, то на это мы скажем так:

— принимаются сахих и хасан хадисы, которые описаны в «Терминологии хадиса»;

— принимается мурсаль хадис, т.е. хадис, в иснаде которого пропущен сподвижник. Такой хадис является доводом (худджа), и его используют в качестве доказательства. Причина в том, что он полностью соответствует условиям матна (текста), иснада и передатчика. Что касается отсутствия упоминания сподвижника, то до тех пор, пока известно, что это сподвижник, это не может отрицательно влиять на принятие мурсаль хадиса. Ведь незнание его имени не означает, что сподвижник ненадёжен, напротив, все сподвижники являются надёжными и заслуживающими доверия лицами.

— принимаются в качестве довода хасан хадисы, которые приводятся в книгах имамов мазхабов, их учеников и других учёных и факихов. Причина в том, что учёные привели такие хадисы в качестве довода для шариатского хукма. И здесь не важно, пришёл хасан хадис в книгах по Усуль аль-фикху или по фикху. Однако есть условие, эти книги должны быть общепризнанными, как, например, «Аль-Мабсут», «Аль-Умм», «Аль-Мудав́ванат аль-Кубра́» и т.д.

— есть те, кто использует даиф хадисы, если они подкрепляются другими даиф хадисами. Мы же не берём такие хадисы в качестве доказательства.

Таким образом, нет никакого противоречия между неотнесением хадиса мурсаль к категории «сахих» и использованием его в качестве руководства для действий. Причина в том, что «Терминология хадиса» — это одна наука, а то, каким хадисом руководствоваться — это другая наука. Обе науки не обязаны пересекаться в тех или иных случаях. Одна наука не может преобладать над другой, если только нет на это общепринятого доказательства.

Чтобы внести ещё большую ясность, скажу, что такая проблема существует не только в данном вопросе, но и имеет место в других науках.

Например, если обратиться к терминологиям учёных науки «Ан-Нахву», то мы обнаружим, что они ввели такие термины, как «аль-фаиль» (субъект действия), «аль-мафъуль бихи» (объект действия), «наиб аль-фаиль» (заменитель субъекта действия). Однако учёные науки «Фикх аль-Люга» не всегда согласны с их терминами. Например, учёные «Ан-Нахву» говорят: «أَكَلَ زَيْدٌ التُّفَّاحَةَ» (Зайд съел яблоко). В данном предложении они считают Зайда аль-фаилем, поэтому процесс поедания яблока отнесли к нему.

Учёные «Фикх аль-Люга» согласны с ними в данном случае. Но когда учёные «Ан-Нахву» при синтаксическом разборе предложения «أُكِلَتْ التُّفَّاحَةُ» (Съелось яблоко) говорят, что слово «яблоко» здесь является наибом аль-фаилем, то учёные «Фикх аль-Люга» с ними не соглашаются. Последние считают, что яблоко не имеет связи с глаголом «съесться», следовательно, яблоко не может быть наибом аль-фаилем. Оно продолжает оставаться тем, что было съедено.

Разногласия присутствуют во многих науках, например, в их методах, путях, терминах. Поэтому и говорится: «لَا مُشَاحَّةَ فِي الِاصْطِلَاحِ» (к самой терминологии нет претензий).

Терминология хадиса — это одна наука, а каким хадисом руководствоваться — это другая наука. Если они разногласят в чём-то, то это не означает, что между ними есть противоречия.


12 Джумада аль-уля 1431 г.х.
26.04.2010 г.