В книге «Исламская личность», 2 том, в теме «Оплата» говорится:
«Например, не дозволяется продать животное за проживание в доме в течение года. При этом разрешается арендовать сад за проживание в доме, поскольку торговля — это обмен имущества на имущество, а обмен имущества на пользу уже не считается торговлей. Аль-Иджара (аренда, наём) так же отличается от торговли, ибо аль-иджара (аренда, наём) — это договор о предоставление пользы взамен на возмещение. Причём необязательно, чтобы данное возмещение являлось только имуществом, напротив, оно может быть и пользой».
В книге «Экономическая система» в теме «Деньги» говорится: «При утверждении законов торговли и аль-иджары (аренда, наём), Ислам не определил что-либо основой, от которой стоит отталкиваться в обмене товаров, труда и пользы. Ислам оставил человеку право выбора решать, посредством чего он может производить обмен, если на это существует обоюдное согласие. Следовательно, разрешается жениться на женщине за обучение её Корану, или купить товар путём отработки у владельца товара сроком в один день, или отработать на работодателя за определённое количество фиников в день».
Отсюда у меня возникают два вопроса:
Первый вопрос:
В книге «Исламская личность», 2 том, говорится о запрете продавать животное за право проживания в доме. Аргументируется это тем, что торговля — это обмен имущества на имущество. Но ведь в данном случае происходит обмен имущества на пользу — проживание в доме! Далее говорится о дозволенности арендовать пользу, как, например, арендовать сад за проживание в доме. Но в книге «Экономическая система» в теме «Деньги» уже говорится о дозволенности такого рода торговли: «или купить товар посредством отработки у владельца товара сроком в один день». В данном случае происходит продажа товара за пользу труда, т.е. покупатель приобретает товар за пользу от своего труда.
Мне кажется, между двумя книгами наблюдается некоторое противоречие. Какой из текстов достоверен? Дозволительно ли совершать торговлю путём обмена имущества на пользу, или это запрещено?
Второй вопрос:
Если совершать торговлю путём обмена имущества на пользу недозволительно, то каким образом происходит продажа земли харадж, учитывая, что происходит продажа пользы, а не площади такой земли? Ведь фактически площадь земель харадж принадлежит всем мусульманам, а её владелец имеет право лишь на использование её пользы. Можно ли назвать торговлей обмен пользы земли харадж на имущество? Можно ли в отношении такого договора применять хукмы торговли?
Ответ на первый вопрос:
1. Следует отметить, что, разбирая данный вопрос, мы сталкиваемся с тремя терминами: «обмен», «торговля», «аль-иджара» (аренда, наём).
2. В Шариате термин «обмен» охватывает товары, труд и пользу при условии, что они не будут из категории запретных. Следовательно, будет дозволенным обмен одного или двух автомобилей на дом, а также обмен автомобиля на проживание в доме на определённый срок.
Возможен также обмен Вашего труда одного дня — или месяца — на деньги, или обмен Вашего труда одного дня, одного месяца, одного года на дом или автомобиль.
Другими словами, дозволено совершать обмен труда на имущество, или товар, или пользу при условии, что товар, польза и труд не будут из категории запретных, и при этом будет обоюдное согласие сторон.
3. Торговля — это один из видов обмена, во время которой происходит обмен имущества на имущество. Например, обмен денег на деньги или обмен денег на товар. Всё это относится к торговле, а значит, на них распространяются хукмы торговли.
4. Аль-Иджара (аренда, наём) — это ещё один вид обмена. Речь идёт о предоставлении пользы в обмен на возмещение. В качестве возмещения может выступать либо имущество, либо польза. Таким образом, разрешается работать один день или месяц за определённую сумму денег или за товар в виде пшеницы или фиников. Так же дозволено работать один день или месяц за проживание в доме, к примеру, сроком на один месяц.
Подытоживая, следует отметить, что в случае обмена между пользой, товаром и имуществом мы имеем дело с аль-иджарой (арендой, наймом), а значит, к этому применяются шариатские хукмы, связанные с аль-иджарой.
5. Если мы усвоили эти аспекты, то нам уже будет легче понять то, о чём говорится в книгах «Экономическая система» и «Исламская личность», 2 том:
а) В книге «Экономическая система» в главе «Деньги» обмен раскрыт в общих чертах, там говорится о дозволенности обмена между товарами, трудом и пользой. Далее говорится, что в Исламе денежными единицами при обмене являются только золото и серебро.
Другими словами, в главе «Деньги» речь идёт об обмене товаров, труда и пользы.
б) В книге «Исламская личность», 2 том, в главе «Аль-Иджара» при рассмотрении её отличия от торговли речь идёт о двух видах из видов общего обмена (ат-табадуль аль-амм). В первом случае в обмене у обеих сторон выступает имущество. А это уже торговля, и у неё — свои хукмы. Во втором случае в обмене у одной стороны может быть польза и труд, а у другой — имущество; или же у одной стороны может быть польза и труд, так и у другой — польза и труд. Это то, что мы называем аль-иджарой (арендой, наймом).
То есть, в книге речь идёт о видах обмена, некоторые из них классифицируются как торговля, а некоторые — как аль-иджара. Всё это упоминается в главе «Аль-Иджара».
в) Учитывая вышесказанное, то, что приводится в книгах «Экономическая система» и «Исламская личность», 2 том, является правильным и уместным в своих главах.
г) Возможно, некоторая неясность возникает в предложениях книги «Экономическая система», где речь идёт об обмене, а в частности — об упоминании слова «покупка» (аш-шира): «… или купить товар путём отработки у владельца товара сроком в один день …». В данном случае это предложение должно пониматься следующим образом: или обменять товар путём отработки у владельца товара сроком в один день. Ведь здесь речь идёт об обмене. Поэтому, если выразиться подобным образом, то неясность уйдёт. Поскольку такой вид обмена у нас относится к разделу «аль-Иджара», а значит, к нему применяются хукмы аль-иджары, а не хукмы торговли. Следовательно, в качестве оплаты человеку, который проработал один день, будет товар, а значит, хукмы торговли здесь применяться не будут.
И хотя в языковом значении торговля являются обменом, как это упомянуто в «Исламской личности», 2 том, в начале главы «Торговля»: «Торговля — «اَلْبَيْعُ» — в лексическом значении означает обмен, и оно противоположно слову покупать …», — но в терминологии Шариата это лишь один из видов обмена, в частности — обмен имущества на имущество. Далее в этой же книге говорится: «…Что касается торговли в шариатском значении, то это обмен имущества на имущество с правом на владение и предоставлением этого права путём обоюдного согласия …». Дабы не оставалось неясностей, следует скорректировать это выражение так, как мы уже упомянули, поэтому вместо «… или купить товар путём отработки у владельца товара сроком в один день» нужно говорить: «Дозволено обменять товар путём отработки у владельца товара сроком в один день».
Таким образом, правильным у нас считается то, что в шариатском значении термин «торговля» означает обмен имущества на имущество. Об этом упоминается в книге «Исламская личность», 2 том, в самом начале главы «Торговля».
Следует отметить, что среди факихов есть те, кто считает, что торговля также вбирает в себя обмен пользой, трудом и товарами, но при определённых условиях. Они не ограничиваются лишь определением «обмен имущества на имущество». Но мы больше склоняемся к мнению, упомянутому в книге «Исламская личность», 2 том.
Ответ на второй вопрос:
«Аль-Иджара» означает предоставление пользы в обмен на возмещение. При этом под пользой подразумевается временная польза (аль-манфаа аль-муакката). То есть, речь идёт о получение пользы в рамках ограниченного промежутка времени и при соблюдении определённых условий. Например, аренда жилья на год означает, что арендатор пользуется временной пользой в течение определённого времени.
Что касается пользы земли харадж, хоть в основе её площадь и принадлежит мусульманам, однако её польза принадлежит хозяину данной земли. Следовательно, разрешена её продажа, а, соответственно, к ней применимы хукмы торговли. Доказательством этому служит Иджма ус-сахаба в отношении того, как поступил Умар ибн аль-Хаттаб с землёй харадж. В книге «Исламская личность», 2 том, в главе «Земли ушрий, хараджий и приобретённые путём перемирия (сульх)» говорится: «Однако то, что передаётся по наследству в хараджий земле — это постоянная польза, а не площадь.
Потому что площадь является собственностью мусульман. А что касается пользы, то Умар ибн аль-Хаттаб дозволил владельцам земель владеть её пользой навсегда. Этой пользой можно обладать и передавать по наследству. Владелец пользы может поступать на своё усмотрение. Например, продавать, отдавать в залог, дарить, завещать и т.д.». Далее чуть ниже в книге говорится: «Тот, кто обладает пользой земли, может продать эту пользу и взять за неё цену, потому что польза может продаваться и за неё можно брать цену». Здесь в книге речь идёт о постоянной пользе (аль-манфаа ад-даима), так как предметом обсуждения является польза земли харадж.
Подводя итоги:
Обмен разрешён в имуществе, труде и пользе при условии, что они будут из числа мубахов и что будет взаимное согласие сторон.
Термин «обмен» более обширен, чем термины «торговля» и «аль-иджара» (аренда, наём). Обмен имущества на имущество — это торговля. Обмен имущества на пользу или труд — это аль-иджара.
К обмену постоянными пользами применяются законы торговли, как, например, земля харадж.
2 Мухаррама 1432 г.х.
08.12.2010 г.