Первый вопрос: Если в лабораторных условиях спермой мужа оплодотворят яйцеклетку жены, а затем оплодотворённую яйцеклетку поместят в матку чужой женщины, дозволено ли это?
Причина в том, что сама жена не может забеременеть либо по состоянию здоровья, либо по какой-то другой причине. Отмечу, что сперма и яйцеклетка были взяты у законных супругов.
Второй вопрос: если спермой мужа оплодотворят яйцеклетку первой жены, а затем поместят её в матку второй жены, дозволено ли это? Существуют ли какие-либо обстоятельства, дозволяющие подобное? Например, муж угрожает разводом первой жене, если она отказывается передать свою оплодотворённую яйцеклетку второй жене.
Ответ:
Запрещено (харам) спермой мужа оплодотворят яйцеклетку жены, дабы затем поместить оплодотворённую яйцеклетку в матку чужой женщины. Оплодотворённая яйцеклетка должна быть помещена обратно в свою матку, т.е. в матку той жены, от которой она была взята, поскольку Всевышний сказал:
وَالْوَالِدَاتُ يُرْضِعْنَ أَوْلَادَهُنَّ
«Матери кормят своих детей грудью» (2:233).
В аяте слово «матери» упоминается совместно с выражением «своих детей», т.е. та, кто рожает своего ребёнка, и будет ему матерью. Следовательно, запрещено женщине рожать чужого ребёнка.
Также Аллах сказал:
إِنْ أُمَّهَاتُهُمْ إِلَّا اللَّائِي وَلَدْنَهُمْ
«ведь их матерями являются только женщины, которые их родили» (58:2).
وَاللَّهُ أَخْرَجَكُم مِّن بُطُونِ أُمَّهَاتِكُمْ
«Аллах вывел вас из чрева ваших матерей» (16:78).
Таким образом, та, кто рожает, и будет матерью, а это значит, что женщина может родить только своего ребёнка, но никак не чужого.
Что касается обстоятельств, то нет таких обстоятельств, которые бы позволили совершить подобный харам. Угроза разводом или угроза чем-то другим не могут быть причиной для совершения харама. А истина более достойна того, чтобы за ней следовали.
Следовательно, только мать может родить своего ребёнка. Нет никаких обстоятельств, которые позволили бы кому-либо совершить это незаконное действие, даже если женщине угрожали разводом или какой-либо другой угрозой. А тот, кто угрожает женщине в подобной ситуации, совершает грех.
Подводя итоги: если лечение требует оплодотворения яйцеклетки жены спермой мужа в лабораторных условиях, то обязательным условием будет возвращение оплодотворённой яйцеклетки в свою матку, а не в матку суррогатной матери. И даже помещение оплодотворённой яйцеклетки первой жены в матку второй жены является харамом.
9 Сафара 1433 г.х.
03.01.2012 г.