Вопрос:
Первая сессия Женевских переговоров в попытке положить конец войне, продолжающейся в Судане уже почти 16 месяцев, состоялась в среду 14.08.2024 в присутствии международных посредников — США, Швейцарии, Саудовской Аравии, Египта, Объединённых Эмиратов, Африканского Союза и ООН, в то время как суданская армия на переговорах отсутствовала. Почему Америка призывает провести конференцию в Женеве вместо Джидды и пытается расширить количество участников? И почему на переговорах отсутствуют представители суданской армии? Может ли призыв Америки на переговоры в Женеве быть озвученным ради затягивания времени без намерения добиться прекращения огня? Или это как-то связано с проанглийскими силами, которые всё ещё сопротивляются? Почему конфликт в Эль-Фашире повторяется и в чём важность города для обеих сторон?
Ответ:
Первое: в ответе на вопрос по Судану от 19.12.2023 было отмечено:
«Конфликт не будет решён быстро, а может занять некоторое время, потому что предполагается ограничить его двумя проамериканскими сторонами: командованием суданской армии и командованием Сил быстрого реагирования. А исход конфликта должен контролироваться Америкой путём распределения ролей между этими двумя сторонами. Таким образом, пробританская и проевропейская оппозиция останется парализованной, как это было с момента начала конфликта в середине апреля 2023 года, что ослабит её до минимума. Для полной ясности скажем следующее: Силы быстрого реагирования 21.11.2023 захватили город Эд-Даэйн, столицу штата Восточный Дарфур, а также без боя захватили там штаб командования 20-й дивизии, когда воинские части отошли от него под предлогом избегания столкновения, что могло бы причинить вред мирному населению. В СБР заявили, что «их победы открывают широкую дверь к настоящему миру и что штат Восточный Дарфур вместе с Эд-Даэйном останется в безопасности под их защитой» («Al Jazeera», 22.11.2023). Отметим, что Эд-Даэйн является оплотом племени Ризейгат, к которому принадлежит сам Дагло (Хамидати), командующий СБР, и большинство его военных командиров. До этого СБР захватили город Ньяла, столицу штата Южный Дарфур, город Залингей, столицу штата Центральный Дарфур, и город Эль-Генейну, столицу штата Западный Дарфур. Осталось только захватить город Эль-Фашир, столицу штата Северный Дарфур и политическую и административную столицу региона Дарфур. Если СБР захватят Эль-Фашир, они нанесут сокрушительный удар по пробританским и проевропейским силам, особенно по «Освободительному движению Судана» и «Движению за справедливость и равенство»…».
В том же ответе подчёркивалось: «Эти движения полны решимости защитить Эль-Фашир, иначе они исчезнут. Тем более что город Эль-Фашир занимает стратегическое положение, поскольку имеет выход на Ливию, Чад и западные города региона Дарфур».
Затем было добавлено: «СБР на глазах у суданской армии направились в Дарфур, чтобы стать главной оппозицией в стране. Возможно, у Америки в Судане будет два крыла: политическое крыло в лице СБР, владеющее оружием, чтобы возглавить оппозицию, и военное крыло в лице суданской армии. При этом оба крыла будут служить интересам Америки. Что касается того, почему СБР не лишены оружия, то это, скорее всего, связано с двумя причинами. Первая: необходимо сдержать европейскую оппозицию, состоящую из британских агентов. Устранить её политически непросто, поэтому необходимо сделать это военным путём. Вторая: СБР в Дарфуре должны стать политической оппозицией, владеющей оружием, на случай, если интересы Америки потребуют ещё одного отделения после Южного Судана. Похоже, время для этого отделения ещё не пришло... Скорее, сейчас идёт подготовка атмосферы к отделению».
Эль-Фашир важен для всех сторон. В первую очередь для Америки и её сторонников в лице армии и Сил быстрого реагирования (СБР) город нужен для того, чтобы СБР стали в Дарфуре политической оппозицией, владеющей вооружением, даже если интересы Америки потребуют ещё одного отделения после Южного Судана, а именно — отделения Дарфура.
Точно так же Эль-Фашир важен для проевропейской оппозиции, потому что город стал их единственным оплотом в Дарфуре. Если изгнать её из Эль-Фашира, с этой оппозицией будет покончено. Тем более что город Эль-Фашир занимает стратегическое положение, поскольку имеет выход на Ливию, Чад и западные города региона Дарфур. Поэтому проевропейская оппозиция воюет там отчаянно, и СБР до сих пор не может взять Эль-Фашир под свой контроль. Хотя Эль-Фашир является последним оплотом армии в Дарфуре, и хотя армия якобы на стороне оппозиции против Сил быстрого реагирования, однако она не воюет всерьёз вместе с оппозицией против СБР. Если бы это было всерьёз, то армия могла бы покончить с СБР, ведь у неё достаточно сил для этого. Но американский план предусматривает сохранение армии и СБР для определённых целей, о которых мы упомянули выше, и для уничтожения или ограничения возможностей проевропейской оппозиции.
Второе: что касается встречи в Женеве:
1 — Госсекретарь США Блинкен 23.07.2024 заявил: «Вашингтон пригласил Суданские вооружённые силы и Силы быстрого реагирования принять участие в переговорах о прекращении огня при посредничестве США. Переговоры должны начаться 14 августа 2024 года в Швейцарии». Далее он отметил: «В переговорах, в которых посредником так же выступает Саудовская Аравия, в качестве наблюдателей будут участвовать Африканский Союз, Египет, ОАЭ и ООН». Затем он добавил: «Целью переговоров является прекращение насилия в стране, предоставление гуманитарной помощи всем нуждающимся и создание мощного механизма мониторинга и проверки для обеспечения выполнения любого соглашения». В завершение он подчеркнул, что «на переговорах не будут рассматриваться более широкие политические вопросы» («France-Presse», 23.07.2024). Как Америка не хотела, чтобы предыдущие раунды переговоров в Джидде дали какие-либо результаты, так и в этот раз она не хочет прекращать боевые действия между двумя сторонами. Заявление Блинкена о том, что «на переговорах не будут рассматриваться более широкие политические вопросы», означает, что встреча в Женеве не приведёт к прекращению боевых действий между двумя сторонами, а, скорее, приведёт к переговорам ради переговоров. Это подтверждает заявление представителя Госдепартамента США Мэтью Миллера, который сказал: «Невозможно оценить возможность достижения соглашения. Мы просто хотим вернуть обе стороны за стол переговоров», — добавив: «Мы надеемся, что это станет возможностью наконец достичь прекращения огня» («The Independent», 24.07.2024). Точно так же и Британия осознала, что Женевские переговоры, к которым призывала Америка, не приведут к решению проблемы. Посланник ООН Рамтан Ламамра прокомментировал на заседании Совета Безопасности 29.07.2024 Женевскую встречу, которую Америка призвала провести 14.08.2024, назвав Женевские переговоры «обнадёживающим начальным шагом более длительного и более сложного процесса» («Asharq Al-Awsat», 29.07.2024). То есть он заявил, что эта встреча — не для поиска решения, а для пустой болтовни на берегах реки Роны в Женеве. Отметим, что посланник Рамтан Ламамра, бывший министр иностранных дел Алжира, является британским человеком, работающим над участием Евросоюза и британских агентов в переговорах, связанных с Суданом, как это произошло на встрече в Джибути, которая прошла 26 и 27 июля 2024 года, где помимо Евросоюза приняли участие более 20 стран. Стоит также отметить, что Америка смогла предотвратить назначение Рамтана Ламамры посланником ООН в Ливии. Но Британия смогла назначить его посланником ООН в Судане.
2 — Как только Америка через своего министра иностранных дел призвала провести конференцию в Швейцарии, Силы быстрого реагирования тут же ответили. Вечером 23.07.2024 командующий СБР Мухаммад Хамдан Дагло приветствовал приглашение Блинкена через платформу «X», заявив: «Я объявляю о нашем участии в предстоящих переговорах о прекращении огня 14 августа 2024 года в Швейцарии». Значит, Дагло заранее знал об этом приглашении. Также он узнал причины приглашения по каналам Госдепартамента США, потому не замедлил с ответом. Вместе с тем у командующего армией и главы Суверенного совета аль-Бурхана тоже была информация об этом приглашении, но договорённость заключалась в том, что он воздержится и ответит позже, создавая впечатление, будто он обладает суверенитетом и что он может отказываться. Поэтому аль-Бурхан запросил встречу с представителями США для консультации по поводу Женевской конференции, как будто он мог принять или отвергнуть приглашение без одобрения Америки. Затем было объявлено о провале этих консультаций. Официально было объявлено, что суданско-американские консультации, готовящие почву для участия армии в переговорах с СБР, зашли в тупик. Консультации прошли в саудовском городе Джидда в ответ на запрос правительства, поддержанный руководством армии, базирующимся в Порт-Судане. Это угрожает срывом переговоров в Женеве ещё до их начала, запланированного в следующую среду. По данным информированных источников, основными пунктами разногласий, приведшими к провалу консультаций, являются несогласие суданской делегации с участием Межправительственной организации по развитию (ИГАД) и Объединённых Арабских Эмиратов в качестве «наблюдателей», а также с участием в переговорах от имени правительства, а не армии, и требование начать реализацию гуманитарной «Декларации Джидды», прежде чем приступать к каким-либо дальнейшим переговорам. Глава делегации Абу-Наму оставил вопрос открытым. Он не принял окончательного решения относительно участия в переговорах, а оставил это на усмотрение руководства, заявив: «Вопрос в конечном итоге остаётся на усмотрение и оценку руководства» («Asharq Al-Awsat», 13.08.2024).
3 — На консультациях в Джидде не удалось прийти к соглашению о встрече в Швейцарии, и причина этого якобы заключалась в том, что призыв был не к армии, а к правительству. Как будто аль-Бурхан мог бы отклонить приглашение Америки на встречу в Женеве, если бы это приглашение было серьёзным. Скорее, речь идёт о том, чтобы занять стороны вопросом переговоров до тех пор, пока Америка не покончит с европейским влиянием в Судане и не достигнет решения, которое, как она хочет, станет для неё положительным на предстоящих выборах. Теперь относительно вопроса: почему Америка до сих пор не решила проблему? Это потому, что европейское и английское влияние всё ещё сильно в Судане. Как мы упоминали ранее, Америка разожгла искусственный конфликт между аль-Бурханом и Хамидати, чтобы ограничить проевропейские силы. Но пока она не достигла этой цели. Британия активизировалась в Судане усилиями ОАЭ после того, как эту задачу провалила Кения, потребовавшая ввода миротворческих сил для прекращения боевых действий и привлечения к переговорам гражданских сил, состоящих из британских агентов. В обоих случаях им не удалось «остановить боевые действия и вовлечь гражданские силы».
4 — Правительство Судана и аль-Бурхан всё понимают. Представители Судана и ОАЭ накинулись с обвинениями друг на друга во время заседания Совета Безопасности ООН 18.06.2024. Представитель Судана аль-Харис Идрис аль-Харис подтвердил, что «у него есть доказательства того, что ОАЭ оказывает поддержку Силам быстрого реагирования». Представитель ОАЭ Мухаммад Абу Шахаб ответил, что это «ложные обвинения», и заявил: «Не будет никакой победы или военного решения конфликта в Судане. Стол переговоров — единственный пусть урегулирования» («CNN», 19.06.2024). Этим заявлением ОАЭ подтверждают, что вмешиваются в продолжающийся конфликт в Судане. Этой перепалке предшествовала взаимная высылка дипломатов из двух стран. Британия начала ту же игру, которую Америка ведёт против британских агентов, чтобы сдержать их, вынудив их оказаться под командованием армии или под командованием СБР. Британия через ОАЭ начала поддерживать СБР для защиты своих агентов и расширения их влияния. СБР не могут избавиться от них или контролировать их. Британские агенты начинали свою деятельность от имени координации «Такаддум», возглавляемой Абдуллахом Хамдуком, бывшим премьер-министром Судана, свергнутым аль-Бурханом и Хамидати в 2021 году. Эти двое начали предпринимать заметные действия, и 3 апреля 2024 года суданская прокуратура вынесла решение об аресте 16 лидеров координации во главе с Хамдуком и потребовала от них сдаться добровольно из-за обвинения в пособничестве против государства, подрыве конституционного строя, военных преступлениях и массовых убийствах («Sudan TV», 03.04.2024). Но прокуратура никого не арестовала, и никто добровольно не сдался, что свидетельствует о слабости воли режима аль-Бурхана перед лицом британской агентуры. Затем Абдель Фаттах аль-Бурхан отказывается даже вести переговоры. «Аль-Бурхан, председатель Суверенного совета Судана, объявил в четверг о своём отказе вести переговоры с Координацией демократических гражданских сил «Такадум» («Anadolu», 06.06.2024).
5 — Поддержка Сил быстрого реагирования со стороны ОАЭ соответствует интересам Британии в Судане, и не потому, что командующий СБР Дагло является агентом Британии, ведь, скорее, он является агентом Америки. Британия хочет сорвать американские планы в Судане, встав на сторону Дагло и СБР точно так же, это произошло в Ливии, где Британия поручила Эмиратам сблизиться с Хафтаром, агентом Америки, и предоставлять ему поддержку, чтобы оказывать на него влияние и сорвать его движение против британских агентов в столице Триполи. Аналогичным образом Британия выделила Эмиратам роль в Йемене, где они вошли в альянс, созданный Америкой во главе с Саудовской Аравией, и присоединились к операции «Буря решимости». Британия использовала это, чтобы поддержать своих агентов и дать им возможность оставить под своим контролем южный Йемен и изгнать оттуда хуситов — американских агентов. Британские агенты почти взяли под свой контроль Ходейду, после чего могли направиться в сторону Саны, чтобы свергнуть хуситов. И это случилось бы, если бы Америка не стала во весь голос кричать, что жители Ходейды умирают от голода и болезней, после чего 13.12.2018 состоялась Стокгольмская конференция, которая и остановила продвижение ОАЭ и их союзников из южного Йемена. Так действует Британия в международной политике.
6 — Америка тянет с поиском решения — СБР соглашается, армия отказывается, и так далее… Переговоры перемещаются из Джидды в Каир, а затем в Женеву не для того, чтобы найти решение, а для того, чтобы отложить поиск решения. В правящем Переходном суверенном совете Судана заявили: «На основе контактов с американским правительством, представленным американским посланником в Судане Томом Перриелло, и контакта египетского правительства с просьбой о встрече с правительственной делегацией в Каире для обсуждения видения реализации Джиддского соглашения правительство направит с этой целью делегацию в Каир». Там напомнили, что Джиддское соглашение требует от Сил быстрого реагирования покинуть гражданские районы («AlmarsdAlaraby», 19.08.2024).
7 — Вывод:
а) Не исключено, что на Женевской конференции 14.08.2024, которая продлится 10 дней, будут приняты вводящие в заблуждение решения в надежде остановить боевые действия между суданской армией и СБР. Женевские переговоры продлятся до десяти дней при посредничестве США и Саудовской Аравии («Al Jazeera», 14.08.2024). Но эти решения не окажут воздействия на местах, а останутся лишь чернилами на бумаге. А если это произойдёт, то лишь временно и не будет длиться долго, потому что Америка ещё не достигла своих целей. Дело не продвинется дальше вопроса доставки гуманитарной помощи. «Правительство Судана заявило, что разрешит провоз гуманитарной помощи через КПП «Адре» на границе с Чадом… Семь международных сторон, участвовавших в Женевской конференции, приветствовали этот шаг…» («Sky News Arabia», 17.08.2024). «США назвали женевские переговоры новой моделью, подчеркнув, что цель обсуждений — расширить масштабы доставки помощи и вновь открыть гуманитарные коридоры» («Al Jazeera», 20.08.2024).
б) Америка до сих пор не может вытеснить Британию из Судана, в частности — из-за пробританских региональных игроков, таких как Эмираты, и местных игроков, таких как координация «Такаддум». Это заставило Америку перестроить планы и включить ОАЭ в Женевскую конференцию, хотя ранее в решении суданского вопроса участвовала она сама и её саудовский агент на платформе Джидды без участия проевропейских сил «За свободу и перемены». Когда появился «Такаддум», который оказался более эффективным, чем «За свободу и перемены» и за которым стоят ОАЭ, Америка решила включить Эмираты в конференцию для создания видимости, а не для реального поиска решения и прекращения боевых действий.
в) Все эти события — потеря для суданского народа, потеря как для убийцы, так и для убитого. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا الْتَقَى الْمُسْلِمَانِ بِسَيْفَيْهِمَا فَالْقَاتِلُ وَالْمَقْتُولُ فِي النَّارِ
«Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в (адском) Огне» (Бухари).
Искренние люди в армии и народе должны принять меры, чтобы разоблачить все эти заговоры и избавиться от агентов, ибо они являются корнем беды и через них колонизаторы могут осуществлять свои заговоры. Все искренние люди также должны поддержать Хизб ут-Тахрир, искреннее политическое руководство, которое десятилетиями не переставало разоблачать эти заговоры, и его мнение каждый раз было правильным. Искренние люди силы должны дать нусру Хизбу, чтобы оказать помощь религии Аллаха и прославить её. Аллах говорит:
وَلَيَنصُرَنَّ ٱللَّهُ مَن يَنصُرُهُۥٓۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَقَوِيٌّ عَزِيزٌ
«Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (22:40).
15 Сафара 1446 г.х.
20.08.2024 г.