27
Пн, мая

Женщина должна посвятить себя семье, материнству, быть женой и хранительницей домашнего очага

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Аллах Всемогущий распределил виды ответственности между мужчиной и женщиной, издав такие законы, которые соответствуют природе каждого из них. Он обязал каждого прилагать тот объём стараний и нести ту роль в жизни, которые соответствуют их природе в силу различий полов.

Неправильно сравнивать роли мужчин и женщин между собой или считать, что одна из них более достойна и выше, чем другая, потому что Аллах Всевышний приказал мужчине и женщине в равной степени выполнять Его приказы и остерегаться Его запретов, как и постановил, что за любой добрый поступок человек получит вознаграждение, а за любой дурной — наказание, без различия между мужчиной и женщиной.

Из этого понимается, что в основе поступки мусульманина должны ограничиваться законами Шариата, не важно, будь то мужчина или женщина. Приверженность к исповедованию исламских понятий и исполнению законов Шариата исходит из самой веры в Аллаха Всевышнего, веры в Его законодательство, а также из того, что человек доволен законами Всевышнего, полностью в них уверен и покорен им, считая их истиной, благом, считая их справедливыми, а всё, что им противоречит, — заблуждением.

Отсюда следует, что функция мусульманки в институте семьи состоит в том, чтобы быть матерью, женой и хранительницей домашнего очага — это её шариатская задача, которую Ислам возложил на неё, а значит, женщина в семье имеет великое значение. Нет ни одной роли женщины в семье, которая бы не соответствовала её сущности как женщины.

Ислам отдельно оговаривает в её адрес законы, связанные с родами, кормлением грудью, вынашиванием ребёнка и материнством, а значит, ответственность за исполнение этих законов, возложенных на неё, считается самой главной её ролью в жизни, потому как от её действий зависит продолжение человеческого рода как такового, и роль матери на этом этапе важнее роли отца, потому как женщина в данном случае выступает объектом сохранения рода людского! Материнство не ограничивается только деторождением. В него входит также и воспитание потомства, опека и формирование детей. Эта ответственность, возложенная на женщину, на самом деле является целой операцией по выведению нового поколения Исламской Уммы!

Сознательная мусульманка прекрасно понимает, что главной задачей в её усилиях является роль воспитания Исламской Уммы и её развитие. У мусульманки не может быть другой столь важной проблемы, кроме этой. Поэтому она осознаёт степень ответственности, которую возложил на неё Аллах в деле построения Уммы посредством материнства и посредством того, что эта задача от неё требует: приложение сил, энергии, выделение достаточного времени на это, чтобы полностью и как следует выполнить данную задачу, заслужив довольство её Создателя. Всё это подразумевается под фразой «женщина должна оставаться матерью и хранительницей домашнего очага», т.е. местом её первостепенных дел должны быть дом, семья, чтобы она могла выполнить свои обязанности в полном объёме, как это подобает.

Слово «дом», говоря о роли женщины, никоим образом не говорит об ограничении её прав или уменьшении значимости её роли в обществе, как это желает представить материалистический Запад. Дом — это место основной деятельности женщины, потому что понятие «дом» включает в себя заботу о детях, муже, различные материальные и моральные потребности, к чему относятся приготовление пищи, содержание дома в чистоте и порядке, воспитание детей и опека над ними, проживание с мужем, послушание ему в том, что не запретил Шариат, хранение его тайн, имущества и чести, а также правильное отношение ко всему этому. Знания, чувства, здравое управление домом и выстраивание отношений, терпение, усердие, самоотдача, труд и старания — всё это нужно проявить внутри дома. Вопрос: сколько времени забирает подобная «работа» женщины, если не большую часть её жизни?

Невежественно будет считать, что семейная (и супружеская жизнь — в частности) означает равноправное разделение ролей и ответственности, потому что такое понятие не соответствует Шариату, да и природе человека. На самом деле, неправильно разделять роли в семье, потому как изначально у каждого члена семьи уже есть своя роль, соответствующая его природе, его жизненным силам и фитре. Так, например, дела женщины по дому требуют того, чтобы она уделяла им достаточно внимания, а это занимает у неё много времени, в связи с чем Шариат не требует от неё заботиться о поиске пропитания для семьи. Это возложено на мужчину, и если он не выполняет данной обязанности или проявляет упущения, то совершает тем самым грех.

Для этой мужской обязанности так же есть своё место, и, как правило, оно — вне дома, и оно имеет свои требования, которые Шариат возложил на мужчину. Эти требования соответствуют его природе как мужчины, склонного к тому, чтобы нести ответственность за семью, защищать её, иметь физическую силу, позволяющую ему выполнять свои обязанности естественным образом так, чтобы он смог опекать и содержать свою семью. Поэтому супружеская жизнь не может означать равноправие в семье, ведь каждый член семьи должен выполнять свои особые обязанности, очерченные ему Шариатом. Так, к примеру, женщине не подобает брать и перекладывать на себя роль главной в семье наряду с тем, что она ещё и мать. Как не подобает и мужчине наряду с содержанием своей семьи браться за выполнение домашних дел. Другими словами, неправильно уравнивать мужчину и женщину в подобных делах, потому что каждое из этих дел требует своего специального подхода и предрасположенности к этому. Часть хадиса от Посланника Аллаха (с.а.с.) поясняет данную ответственность:

كُلُّكُمْ رَاعٍ وَكُلُّكُمْ مَسْؤول عَنْ رَعِيَّتِهِ، الإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْؤولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ فِي أَهْلِهِ وَهُوَ مَسْؤولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ، وَالْمَرْأَةُ رَاعِيَةٌ فِي بَيْتِ زَوْجِهَا وَمَسْؤولَةٌ عَنْ رَعِيَّتِهَا

«Все вы — пастыри, и вы ответственны за свою паству. Имам — пастырь, и он ответственен за свою паству. Мужчина — пастырь в своей семье, и он ответственен за свою паству. Женщина — пастырь в доме своего мужа, и она ответственна за свою паству» (Бухари, Муслим от Ибн Умара).

Шариат связал значимость женской ответственности с наградой, которую та приобретёт. От Абдурахмана ибн Ауфа передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِذَا صَلَّتِ الْمَرْأَةُ خَمْسَهَا، وَصَامَتْ شَهْرَهَا، وَحَفِظَتْ فَرْجَهَا، وَأَطَاعَتْ زَوْجَهَا قِيلَ لَهَا: ادْخُلِي الْجَنَّةَ مِنْ أَيِّ أَبْوَابِ الْجَنَّةِ شِئْتِ

«Если женщина будет совершать пять намазов, поститься в месяце Рамадан, охранять свои половые органы (от распутства) и слушаться мужа, то ей будет сказано (в Судный День): «Войди в Рай через любые из его врат, которые пожелаешь» (Ибн Хиббан в своём «Сахихе» от Абу Хурайры (р.а.)).

Ислам пришёл со своими законами, которые соответствуют природе человека, для того, чтобы облегчить ему жизнь и внести в неё гармонию и баланс, а не для того, чтобы затруднить его дела и сделать из его супружеской жизни сплошное горе, страдание и угнетение. Ислам пришёл для того, чтобы внести внутрь семьи стабильность и спокойствие при том, что обе стороны будут выполнять свои шариатские обязанности. Сказал Всевышний:

وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِّتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً وَرَحْمَةً ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (30:21).

Но пусть никто не думает из вышесказанного, что быть матерью или заниматься домашними делами означает быть запертой и скованной домом, семьёй. Будто бы помимо этого запрещено заниматься чем-либо другим. Нет, женщина имеет и другие шариатские обязанности, которые пересекаются с мужскими, как, например, совершение намаза, выплата закята, совершение хаджа, несение исламского призыва, получение образования и т.д. Она может вести финансовую и ряд других видов деятельности как в общественной жизни, так и в частной. Шариат разрешил ей заниматься торговлей, быть торговым представителем, заниматься сельским хозяйством, промышленностью, заключать контракты, владеть различным имуществом и увеличивать своё финансовое благосостояние.

Она может заботиться о своих собственных делах самостоятельно, может быть участником в торговой компаниях, быть арендатором, нанимать людей на работу, заниматься недвижимостью и выполнять различные транзакции. Всем этим она может заниматься так, чтобы оно не мешало ей выполнять свои обязанности как матери, жены и оставаться хранительницей домашнего очага. На самом деле, всё остальное помимо домашних дел не мешает исполнять ей свои шариатские обязанности, не будет конфликтовать с её естественными делами или даже как-то их ограничивать.

Таким образом, согласно Исламу, государство должно заботиться о делах людей, оно должно вводить законы, систематизирующие жизнь человека и общества. В этом государстве должно соблюдаться право женщины получать содержание от своего опекуна или от самого государства, если опекун не в состоянии содержать домочадцев, даже если женщина в семье имеет возможность работать. Исламское Государство делает всё возможное для того, чтобы обеспечивать рабочие места для граждан согласно их потребностям, согласно их природе. Самое важное из этого для женщины, согласно текстам Шариата, — чтобы занимающая её время работа, не была таковой, из-за которой страдает её основная функция по дому, семье, чтобы на дела по дому, как на главную её задачу, оставалось достаточное количество времени.

Сегодня, в условиях отсутствия Исламского Государства, мусульманка живёт в притеснении и унижении, потому что её дела по дому и всё, что эта обязанность в себя включает, страдает из-за того, что женщина вынуждена отвлекаться на работу вне дома. Всё это так потому, что в материальном мире, где ценность имеют лишь деньги, занятость по дому не считается значимым делом. Вынужденная искать работу вне дома женщина потеряла множество своих прав, первым из которых является право полноценной материнской опеки над своими детьми, возможность радоваться жизни рядом с ними, проводить с ними достаточно времени, следить за их воспитанием, за формированием их как личностей, их взглядами и поведением.

Такая жизнь заставила женщину гоняться за материальными благами, что оказало давление на её семейную жизнь и заставило разрываться на части в погоне успеть быть женой, которая должна уделять внимание своему мужу и создавать комфорт в доме; быть матерью, которая должна заботиться о детях и следить за их воспитанием; быть хранительницей домашнего очага, которая должна следить за порядком в доме.

По причине невозможности расставить приоритеты начинают страдать первостепенные обязанности. Состояние напряжённости, испытываемое большинством женщин в такой ситуации, как внутри дома, так и вне его, заставляет их относиться к своим естественным обязанностям с возмущением или смотреть на них как на второстепенные, но не обязательные, что толкает их зачастую отдавать детей в детские сады, нанимать служанок или детских воспитателей, чтобы таким образом выйти из положения!

Упущения в том, когда женщина не исполняет свои основные обязанности, способствовало возникновению серьёзных проблем в обществе, среди которых — высокий уровень разводов, распад семей, пренебрежение друг другом, предотвращение беременности в страхе перед увеличением ответственности, рост требований к условиям жизни, оцениваемым в высоких зарплатах, хорошем жилье и даже в наличии личного психолога! Мы не можем отрицать, что многие женщины настрадались от этого положения, которое лежит тяжким бременем на их женских плечах и не позволяет им реализовать свои естественные права и обязанности, потому что обеспечение достойного уровня жизни их семей теперь стало их прямой обязанностью в сени капиталистической системы, истощающей их жизненную энергию и распинающей их права.

В свою очередь, Ислам предоставляет женщине спокойную, безопасную жизнь, соответствующую её природным качествам, согласно законам её Господа, создавшего её, предоставившего ей облик, обучившего её тому, какими являются её сущность и потребности, узаконившего для неё жизнь в спокойствии и стабильности. Её связи с Господом, человеком и самой собой переплетаются внутри неё, а поэтому она никогда не сможет достичь этого состояния гармонии, пока не будут претворены все законы Шариата, связанные с её жизнью, после чего она достигнет успеха как в этом мире, так и в Последующем. Поэтому её деятельность по установлению Праведного Халифата, а также ведение идейной борьбы и политического сопротивления лежат на ней такой же ответственностью, как и ответственность за материнство, супружескую жизнь и дом, до тех пор, пока не установится Шариат и не реализуются законы Аллаха в полном объёме, а в Судный День она встретит Аллаха довольным ею.

مَنْ عَمِلَ صَالِحًا مِّن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَىٰ وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَلَنُحْيِيَنَّهُ حَيَاةً طَيِّبَةً ۖ وَلَنَجْزِيَنَّهُمْ أَجْرَهُم بِأَحْسَنِ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97).

 

Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Нисрин Бузафири
14 Сафара 1440 г.х.
23.10.2018