18
Вт, июнь

Благочестивый муж, воплотившийся в Посланнике Аллаха (с.а.с.)

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас...» (33:21)

Ислам обратил пристальное внимание на вопрос построения мусульманской семьи и крепко-накрепко связал его с довольствием Всевышнего Аллаха и со следованием Сунне Пророка Мухаммада (с.а.с.). В результате супружеских отношений такой семьи должны воспитаться порядочные люди. Насколько эти отношения будут строиться на богобоязненности и шариатских предписаниях, настолько зрелыми и полезными будут плоды, что сделает общество крепким и сплочённым.

Биография благородного Пророка (с.а.с.) преисполнена многими позициями, демонстрирующими нам, как Пророк (с.а.с.) обращался со своими жёнами с любовью, милосердием и преданностью, чего не хватает во многих семьях в наши дни. Эта биография проливает нам свет на те действия, которые Пророк (с.а.с.) совершал, чтобы осчастливить своих жён и умиротворить их души, используя самые элементарные вещи, которые наполняли пророческий дом любовью и безмятежностью.

Взгляните на мать верующих Хадиджу, да будет доволен ею Аллах! Какие возвышенные и преданные отношения к ней Пророк (с.а.с.) запечатлел не только при её жизни, но также и после её смерти. Он постоянно вспоминал её благие дела, нравы и те дни, которые он провёл вместе с ней. Он сильно тосковал по ней в связи с разлукой. Примером его преданности к ней было то, что он открыто заявлял о своей любви к ней даже после её смерти. Рассказывая о госпоже Хадидже, да будет доволен ею Аллах, Пророк (с.а.с.) говорил: «Всевышний одарил меня любовью к ней». Пророк Мухаммад (с.а.с.) не стеснялся выражать свою любовь к своим жёнам. Однажды Амр ибн аль-Ас задал Пророку Мухаммаду (с.а.с.) вопрос: «Кого из людей ты любишь больше всех?». И он ответил: «Хадиджу».

После её смерти Пророк Мухаммад (с.а.с.) проведывал её подруг. А как иначе? Ведь она отдала предпочтение ему и полюбила его. Она первая поверила ему и уверовала в него. Она подкрепила его сердце и укрепила его решимость. Она была целительным бальзамом его болям и беспокойствам. Она своим имуществом оказывала ему посильную помощь и своею нежностью утешала его. Посредством неё Пророк Мухаммад (с.а.с.) стал отцом. Она хранила свою верность ему и была безупречной хранительницей его домашнего очага, заботливой матерью его детей. И множество добродетелей, благодаря которым она удостоилась следующего хадиса: «Джибриль сказал Пророку (с.а.с.): «Передайте Хадидже приветствие от её Господа и обрадуйте её вестью о доме в Раю из драгоценных камней (жемчугов, рубинов и изумрудов). В нём не будет ни шума, ни усталости» (Бухари, Муслим). На все её благодетели Пророк Мухаммад (с.а.с.) ответил ещё большой верностью, которую должен сохранять каждый, кто считает Пророка Мухаммада (с.а.с.) лучшим примером для подражания.

По своей природе женщина любит того, кто ласково обходиться с ней. И Посланник Аллаха (с.а.с.) понимал и учитывал этот факт в своих взаимоотношениях с жёнами. Он очень вежливо и ласково обходился с госпожой Аишой, да будет доволен её Аллах, и говорил ей: «О Аиша! Рядом со мной стоит Джибриль и приветствует тебя приветствием: «Ассаляму Алейкум». А также он (с.а.с.) называл её «Хумайра» (Румяненькая), делая ей комплемент.

Одним из действий, которыми Пророк Мухаммад (с.а.с.) выражал любовь к своим жёнам, было то, что он употреблял пищу, пил и ел с того места, с которого ели и пили его жены. Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Я пила, а потом передавала (чашу) Пророку (с.а.с.), он же прикасался губами к тому месту, которого касались мои губы, и пил… я откусывала кусок мяса, которое было на кости, а потом передавала (кость) Пророку (с.а.с.), и он прикасался губами к тому месту, которого касались мои губы» (Сахих Муслим).

Даже в самые сложные минуты жизни, во время войны, ответственности и суровых испытаний Пророк Мухаммад (с.а.с.) не забывал о своей любви и нежности к жёнам. От Анаса сообщается: «Во время возвращения из битвы при Хайбаре… я видел, как Пророк Мухаммад (с.а.с.) садился около своего верблюда и подставлял Сафии, да будет доволен ею Аллах, колено, чтобы она вставала на него и забиралась на своего верблюда» (Бухари, 2120).

Он (с.а.с.) успокаивал её, когда она грустила и тосковала. Сообщается, что «однажды госпожа Сафия, да будет доволен ею Аллах, вышла в путь вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.) и отстала от него. А когда Посланник Аллаха (с.а.с.) встретил её, она расплакалась ему со словами: «Ты посадил меня на медленного верблюда». В ответ Посланник Аллаха (с.а.с.) вытер её глаза и слёзы своими руками и утешил её».

Его (с.а.с.) уважительное отношение к своим жёнам доходило до самого высшего уровня, и он переживал даже за быстрое движение верблюдов, которые везли жён мусульман, в т.ч. — и его жён. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда мать правоверных Умм Суляйм находилась вместе с женщинами, присматривавшими за поклажей, а молодой слуга по имени Анджаша гнал верблюдов слишком быстро, Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал ему: «О Анджаша, помедленнее, ибо те, кого ты погоняешь, везут хрустальные шкатулки!».

Когда Пророк (с.а.с.) приходил к своей семье в ночи, он так говорил слова приветствия, что не будил спящего, но давал знать неспящему. Как и не любил, когда мужчина внезапно приходит к своей жене со своей поездки. Напротив, Пророк Мухаммад (с.а.с.) отправлял того, кто сообщал его семье о его приезде.

Пророк Мухаммад (с.а.с.) не забывал играть со своими жёнами и шутить с ними. Когда спросили госпожу Аишу, да будет доволен ею Аллах, о том, «как Пророк Мухаммад (с.а.с.) встречал её?», она ответила: «Он всегда приходил ко мне с радостью и улыбкой». Также сообщается, как Пророк Мухаммад (с.а.с.) звал её посмотреть на то, как танцуют эфиопы с копьями в мечети. Сообщается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что «Пророк Мухаммад (с.а.с.) услышал шум и голоса детей. Он встал и увидел, как танцуют эфиопы, а дети окружили их. Затем Пророк Мухаммад (с.а.с.) позвал меня: «О Аиша! Пойди сюда и взгляни на это». Аиша подошла к нему, и он поставил её позади себя и наклонил плечо так, чтобы ей было видно. Она положила голову ему на плечо, прислонившись лицом к щеке, и так и смотрела, выглядывая из-за плеча. И несколько раз он спросил её: «О Аиша! Ну что, нагляделась?». А она отвечала ему: «Нет ещё», — чтобы насладиться той степенью любви и уважения, которую она занимала у него».

Также Пророк Мухаммад (с.а.с.) устраивал гонки с госпожой Аишей, да будет доволен ею Аллах. Сообщается о том, как «однажды, вскоре после замужества Аиши, да будет доволен ею Аллах, в первые годы в Медине, возвращаясь с похода, она и Пророк (с.а.с.) отстали от остальных. И они побежали наперегонки, чтобы догнать их. Аиша прибежала первой. Несколько лет спустя, когда Аиша вновь отправилась в поход с Пророком (с.а.с.), возникла подобная ситуация, и он снова захотел состязаться с ней. Но на этот раз он обогнал её. Затем рассмеялся и сказал: «Это тебе за тот раз, когда ты меня опередила». Таким образом, мы видим, насколько дружеские и тёплые отношения были между ними.

Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал мне: «Поистине, я знаю, когда ты бываешь довольна мной, а когда гневаешься на меня». Я спросила: «А как ты узнаёшь об этом?». Он ответил: «Когда ты довольна, ты говоришь: «Нет, клянусь Господом Мухаммада!», — а когда гневаешься на меня, говоришь: «Нет, клянусь Господом Ибрахима!». И я сказала: «Да, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, но (в таких случаях) я покидаю только твоё имя!».

Однажды между Пророком Мухаммадом (с.а.с.) и госпожой Айшей, да будет доволен ею Аллах, возникло недоразумение. Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил её: «Согласна ли ты, чтобы Абу Убайда ибн аль-Джаррах рассудил нас?». Она ответила: «Нет. Он не станет судить тебя в мою пользу». Пророк (с.а.с.) продолжил: «Согласна ли ты, чтобы нас рассудил Умар?». Она ответила: «Нет, я боюсь Умара». Он (с.а.с.) продолжил: «Согласна ли ты, чтобы нас рассудил Абу Бакр?». Она сказала: «Да». Пророк (с.а.с.) позвал Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. И когда последний пришёл к ним, Посланник Аллаха (с.а.с.) попросил его рассудить между ними. Будучи в крайнем удивлении, Абу Бакр сказал: «Я буду судить вас, о Посланник Аллаха?!». Посланник Аллаха (с.а.с.) начал рассказывать ему суть возникшего разногласия, но Аиша перебила его и сказала: «Только говори правду!». От этих слов Абу Бакр взорвался и ударил Аишу по лицу так сильно, что с её носа потекла кровь, а затем сказал: «Кто как ни пророк говорит только правду?!». Произошедшее сильно огорчило Посланника Аллаха (с.а.с.), и он сказал: «Это не то, чего мы хотели». Затем он смыл своими руками кровь с её лица и одежды».

Когда Пророк Мухаммад (с.а.с.) замечал, что госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, злилась на него, он (с.а.с.) клал свою руку на её плечи и произносил следующие слова: «Аллах! Прости её грехи, освободи её сердце от злости и защити от смут (искушений)». Чистая рука Посланника Аллаха (с.а.с.) никогда не побивала никакую женщину. Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Посланник Аллаха (с.а.с.) никогда не бил ни одну жену и ни одну служанку».

Этому следовали благородные сподвижники и праведные предшественники в вопросах выстраивания семейной жизни, налаживания отношений между супругами, подачи вопросов и рекомендуемого вмешательства. Сообщается, что однажды Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, разгневался на свою жену. И она решила не разговаривать с ним. Однако Умар не согласился с тем, чтобы она не разговаривала с ним. В ответ на это жена сказала: «Почему тебя злит, что я не общаюсь с тобой? Клянусь Аллахом, жёны Пророка Мухаммада (с.а.с.) сердились и не общались с ним аж до ночи!». Услышав сказанное, Умар отправился специально к своей дочери Хафсе, которая была супругой Пророка Мухаммада (с.а.с.), и задал следующий вопрос: «О Хафса! Злится ли какая-нибудь из вас (ред. — из жён Пророка Мухаммада (с.а.с.)) весь день до ночи?». Хафса, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Да. Такое происходит», — на что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Потерпела ты неудачу и ошиблась! Не боишься ли ты того, что Аллах разгневается на тебя и погубит тебя, если Посланник Аллаха (с.а.с.) разгневается на тебя?!».

Также Пророк Мухаммад (с.а.с.) прилагал большие усилия для улучшения отношений между супругами. К примеру, случай недопонимания, произошедший с Али ибн Абу Талибом, да будет доволен им Аллах, вместе со своей супругой Фатимой, дочерью Посланника Аллаха (с.а.с.)… А ведь эта семейная пара является одной из самых почитаемых семей на земном шаре, и как может быть иначе, ведь женой была дочь Посланника Аллаха (с.а.с.) и женщина, которой был обещан Рай, а мужем был племянник Посланника Аллаха (с.а.с.), четвёртый праведный халиф и отец внуков Посланника Аллаха (с.а.с.), Хасана и Хусейна, которым был при жизни обещан Рай. Как бы там ни было, но их семейная жизнь не проходила без проблем.

В сборниках достоверных хадисов Бухари от Сахля ибн Саада сообщается: «(Однажды, когда) Посланник Аллаха (с.а.с.) пришёл в дом Фатимы, он не нашёл там Али. И это было то время, когда обычно мужья бывают дома, т.е. время обеденного отдыха. И поскольку отсутствие мужа в это время внушает о существовании некой недоброжелательной проблемы, Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Где же сын твоего дяди?», — а не сказал: «Где твой муж?», — поскольку первый вариант был уместнее. Пророк Мухаммад (с.а.с.) хотел обратить внимание своей дочери на родственность между ней и её мужем, чтобы сблизить и смягчить её сердце, чтобы она проявила снисходительность к племяннику отца, своему родственнику и мужу, и тем самым начать решение проблемы. Фатима ответила: «Мы повздорили, и он рассердился на меня и ушёл, отказавшись спать у меня днём». Что сделал Посланник Аллаха (с.а.с.)? Взял ли он с собой дочь и пошёл к себе домой? Сказал ли: «Почему он ушёл куда вздумается? Пусть теперь придёт к нам и попросит прощения из-за плохого обращения с нашей дочерью!». Забрал ли он свою дочь без разрешения мужа? Повёл ли он себя отрицательно и сказал ли он: «Пусть происходит между ними то, что происходит, это меня не касается»? Ничего из вышеупомянутого он не сделал. Напротив, он проявил заботу и постарался помирить супругов, давая урок последующим поколениям о том, что отец жены несёт ответственность даже после выдачи своей дочери замуж, что отцу следует беспокоиться за семейную жизнь своей дочери.

Посланник Аллаха (с.а.с.) велел одному человеку: «Посмотри, где он». (Через некоторое время этот человек) вернулся и сказал: «О Посланник Аллаха, он спит в мечети». Тогда Пророк Мухаммад (с.а.с.) сам, будучи божьим посланником, отправился туда (и увидел), что накидка Али упала с его бока, а сам он лежит, испачкавшись в пыли, и тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) стал стряхивать с него пыль, приговаривая: «Вставай, о Абу Тураб, вставай, о Абу Тураб!». В последствии это прозвище стало самым любимым для Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах. Так Пророк Мухаммад (с.а.с.) помирил Али и Фатиму и улучшил отношения между ними.

Также Пророк Мухаммад (с.а.с.) справедливо рассудил между Али и Фатимой, да будет доволен им Аллах, когда последняя пожаловалась на тяжесть работ. Сообщает Ибн Хабиб в «Аль-Вадих» о том, что Посланник Аллаха (с.а.с.) закрепил за Фатимой все внутренние работы, т.е. домашние дела, а за Али — все внешние дела. Затем Ибн Хабиб сказал: «Под внутренними делами имелось в виду месить тесто, готовить пищу, расстилать постель, убирать дом и другие дела по дому».

Бывает такое, что между уважаемыми людьми, между семьями и между отдельными людьми возникают недоразумения. И как может быть иначе, ведь все они являются людьми, которым свойственно это. Однако разница между нами и сподвижниками заключается в том, что у них проблема быстра решалась и устранялась. Перед ними не стояли такие преграды, как упрямство, высокомерие, длительная обида, злопамятство и т.п. Что же касается нашего времени, то этих пороков не счесть. Многолетние суды, распространения слухов о супругах, осыпание друг друга ругательными словами, посягая на честь и достоинство…

В своей жизни, наполненной различными обязанностями, Пророк Мухаммад (с.а.с.) преподнёс наилучший пример идеального мужа за всю историю. Ему не помешала сделать это его огромная занятость. Множество дел не стали преградой между ним и его жёнами, как это происходит, к большому сожалению, среди многих мусульман сегодня, которые попирают права своих жён под предлогом множества дел и большой занятости.

Посланник Аллаха (с.а.с.) старался напоминать мужьям и жёнам их совместные обязательства. От аль-Хусайна ибн Мухсина сообщается, что его тётя обратилась к Пророку Мухаммаду (с.а.с.) с определённой просьбой. Когда закончилась встреча, Пророк (с.а.с.) задал ей следующий вопрос: «Есть ли у тебя муж?». Она ответила: «Да». Он спросил у неё: «Как ты относишься к нему?». Она ответила: «Стараюсь не проявлять упущения, за исключением того, что не умею». В ответ на это Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал ей: «Будь внимательней к нему, поскольку он для тебя — Ад и Рай». Своими словами: «Он — твой Рай и Ад». Пророк (с.а.с.) подчеркнул значимость права мужа. Другими словами, жена входит в Рай благодаря довольству мужа, а в Ад она попадает по причине его гнева на неё.

В этой связи нельзя не упомянуть историю Умму ад-Дарда, да будет доволен ею Аллах, которая пожаловалась на Абу ад-Дарду, что он занимается поклонением за счёт истязания себя и попирания права своей жены, что вынудило Сальмана обратить внимание Абу ад-Дарды на важность исполнения всех возложенных на него обязанностей, начиная от права Аллаха до права на своё тело и заканчивая правом жены на него. Эта женщина Умм ад-Дарда очень красноречиво и лаконично выразила свою проблему: «Твоему брату Абу ад-Дарде ничего не нужно в этой жизни». В ответ на это Сальман вспомнил и повторил слова Пророка Мухаммада (с.а.с.): «Воистину, твой Господь имеет право на тебя, твоя душа имеет на тебя право, твоя семья имеет на тебя право. Так давай же каждому заслуженное».

Этот случай с Умм ад-Дарда продемонстрировал её непревзойдённую победу (и каждой женщины после неё), а именно — то, что женщина имеет право, которое необходимо учитывать, уважать и исполнять. Таким образом, халатное отношение к жене влечёт за собой ответственность. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил: «Если мужчина напоит водой свою жену, то он получит за это вознаграждение». Аль-Ирбад рассказал, что однажды он напоил свою жену водой, а затем сообщил ей этот хадис. Побуждая к этому действию, Пророк Мухаммад (с.а.с.) старался соединить жену и мужа нитями любви и побудить мужа выражать эту любовь такими проявлениями, которые оставят благоприятные впечатления на сердце женщины и помогут жить с ним в атмосфере радости, согласия и взаимопонимания.

Не только к поению водой побуждал Пророк Мухаммад (с.а.с.) для выражения своей любви и согласия. Давайте послушаем хадис, переданный Саадом ибн Абу Ваккасом, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Нет такого расходования, сделанного тобой ради Аллаха, за которое ты не получил бы награду. Даже за ломтик, который ты кладёшь в рот своей жены, т.е. угощаешь её, есть награда». Так Сунна Пророка Мухаммада (с.а.с.) исполнена изобилием правил этикета супружеской жизни. Стоит только представить, насколько счастливы будут супруги, которые сидят за одним столом и кормят друг друга с большой любовью ради Всевышнего Творца, который соединил их сердца воедино.

Одним из важных средств, способных примерить супругов и улучшить их отношения, является наставление к проявлению терпения. Как это сделал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, в отношении своей дочери Асмы, да будет доволен ею Аллах, когда её муж был занят и она пожаловалась на него из-за ревности. В ответ на это Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «О доченька! Прояви терпение. Ибо если у женщины был праведный муж, а затем умер, оставив её на этом свете, и если она после него не выйдет замуж, то они непременно встретятся друг с другом в Раю», — даже если у жены есть недостатки. Ведь праведные мудрецы старались быть выше ошибок, утаить их и не придавать огласке, стараясь найти и обращать внимание на положительные стороны человека. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил: «Верующий не будет ненавидеть верующую. Если ему не нравится в ней какая-то черта, то он будет доволен какой-то другой её чертой» (Муслим).

Благополучная совместная семейная жизнь — это не только воздержание от причинения страданий супруге, а напротив, исключение вероятностей появления неприятностей в семейных отношениях, а также быть кротким в момент порыва её ярости. Необходимо принимать во внимание её чувства и ревность. Проявление терпения мужа в отношении своей жены открывает двери в Рай. Пророк Мухаммад (с.а.с.) служит идеальным примером тому. От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается: «Однажды Пророк Мухаммад (с.а.с.) находился у одной из своих жён. И одна из матерей правоверных отправила тарелку с едой. Жена, в доме которой тогда находился Пророк (с.а.с.), так ударила по руке служанки, что тарелка опрокинулась и раскололась на части. Пророк (с.а.с.) собрал осколки тарелки, а затем принялся собирать находившуюся в ней еду, поговаривая: «Сегодня ваша мать приревновала». Затем он попросил служанку подождать и принёс тарелку из дома той жены, у которой он находился. Так Пророк (с.а.с.), прибегнув только лишь к словам, вернул целую тарелку той жене, которая передала тарелку с едой, и оставил разбитую тарелку в доме той жены, которая сломала эту тарелку».

Одним из проявлений хорошего обращения с супругами, которое предписывает Всевышний Аллах верующим, является обращение внимания на достоинства (положительные стороны) жены подобно тому, как муж замечает её недостатки, поскольку не существует совершенного человека. Некоторые мужья замечают только негативные стороны: какие-то дефекты в её внешности, нраве и характере. При этом не обращают внимания на то, что его жена — добродетельная, целомудренная, благородная, чистоплотная и покорная женщина. Такие мужчины придают огласке ошибки своей жене, что нельзя назвать хорошим обращением с супругами, как и не является правильным и справедливым подходом.

Пророк Мухаммад (с.а.с.) прихорашивался и душился благовониями, когда отправлялся к своим жёнам. Рассказывает госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах: «Когда Пророк Мухаммад (с.а.с.) приходил, мне казалось, что в его волосах спрятаны лучшие благовония». И когда спросили её о том, с чего начинал Пророк Мухаммад (с.а.с.), когда приходил к ней в дом, то она ответила: «С сивака (корень дерева для чистки зубов)». Как видно, он не хотел, чтобы его жёны чувствовали запах того, что он ел.

Ещё одним важным элементом супружеской жизни выступают ласковые шутки. Сообщается, что однажды Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, зашёл к своей жене Фатиме, дочери Посланника Аллаха (с.а.с.). Заметив, что она чистит зубы сиваком, Али решил подшутить и сочинил следующее четверостишье:

Ты удостоился чести, о сивак, прикоснуться к её зубам,
Но не побоялся ли ты, что увижу я тебя???
Будь ты способен сражаться, бросил бы вызов я тебе...
Не одолел меня ещё никто, кроме тебя, о сивак!

Таким прекрасным супругом был наш господин Пророк Мухаммад (с.а.с.). Такими были некоторые его взаимоотношения и правила поведения со своими жёнами, будучи лучшим мужем на всём свете. Таким является семейная жизнь, которая была основой семейного счастья в жизни Посланника Аллаха (с.а.с.) и его благородных сподвижников. И нам как мусульманам подобает придерживаться того, чего придерживались первые мусульмане, которые вырастили нам героев, понёсших Ислам и вознёсших знамя Пророка Мухаммада (с.а.с.). Если мы станем придерживаться этого образца семейной жизни, то в Исламской Умме вновь появятся герои, которые вернут славу Ислама посредством соблюдения приказов Аллаха и Его Посланника (с.а.с.). К безмятежной, преданной и благополучной семейной жизни, воплотившейся в Сунне Посланника Аллаха (с.а.с.) и его сподвижников, мы призываем вас, дорогие мусульмане, чтобы обрести услады ближайшей жизни и удостоиться лучшей наградой в Последующей!


Специально для центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Мария аль-Кутбия
7 Сафара 1440 г.х.
16.10.2018 г.