Мульк адуд (مُلْكٌ عَضُوضٌ) — период несправедливых правителей, чинящих гнёт и произвол, начавшийся со времён правления Муавии, о котором указывается в хадисах:
ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا عَاضًّا، فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ
«...затем наступит период несправедливых правителей, который так же продлится столько, сколько пожелает Аллах...», —
не лишает халифат своей сути как системы исламского правления, продолжавшейся до последнего халифа Османской династии. Сам Муавия получил присягу (байат) халифа такую же, как получил байат Абу Бакр, а согласно знатокам исламского права (факихам), назначение Муавией своим преемником Язида происходило подобно тому, как Абу Бакр назначил своим преемником Умара. Аналогичным образом все халифы после Муавии принимали байат и назначали своих преемников. Однако упущение заключалось в том, каким образом они назначали своих преемников и получали байат.
Абу Бакр назначил Умара не из-за родства, а из-за того, что, на его взгляд, Умар, в благочестии был лучшим из мусульман, и потом Абу Бакр спросил мнение мусульман и назначил Умара после того, как большинство верующих согласилось с решением Абу Бакра. Помимо этого, Умар был выдвинут Абу Бакром в качестве кандидата, а не халифа, байат Умару остался делом выбора мусульман, которые предоставили этот байат по собственной воле.
Говоря же о Муавии, следует отметить, что он назначил преемником своего сына Язида, после которого халифы назначали преемниками своих родственников. Язид получил байат, прибегнув к силе и принуждению, после чего большинство халифов получало присягу, используя силу власти. Поэтому система Халифата сохранялась до последнего халифа, которого назначили и которому предоставили присягу, однако несовершенство состояло в том, как они применяли эту систему.