Сказал Всевышний:
الٓرۚ كِتَٰبٌ أَنزَلۡنَٰهُ إِلَيۡكَ لِتُخۡرِجَ ٱلنَّاسَ مِنَ ٱلظُّلُمَٰتِ إِلَى ٱلنُّورِ بِإِذۡنِ رَبِّهِمۡ إِلَىٰ صِرَٰطِ ٱلۡعَزِيزِ ٱلۡحَمِيدِ
«Алиф. Лям. Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету — на путь Могущественного, Достохвального» (14:1).
• Построение первоклассной образовательной системы требует наличия первоклассной политической системы, т.е. системы, которая имеет отличительное, возвышенное, независимое политическое видение своего государства и мира. Это видение должно опираться на аят, упомянутый выше, чтобы вывести человечество из тьмы и неверия к свету справедливости Ислама. Именно эти вещи Ислам несёт людям во всех сферах жизни посредством духовности, идейности, морали, политики, экономики. Ислам способствует развитию науки и технологии. Первоклассная политическая система — это Второй Праведный Халифат, который будет претворять акъыду (мировоззрение), законы и системы Ислама в полной мере. Именно учебные заведения Халифата на протяжении веков были в авангарде по инновациям и открытиям, а также его учебные заведения внесли огромный вклад в развитие человеческого потенциала.
• Халифат создаст образцовую систему образования, которая воспитает поколения молодёжи, внесёт вклад в построение Уммы. Это позволит воплотить в Умме качество руководителя для выведения человечества из мрака к Божественному свету. Халифат не приемлет быть позади государств в образовательных успехах, он не приемлет системы образования низкого класса.
• Халифат — фард Всевышнего, он должен иметь независимое политическое видение, как внутри страны, так и на международном уровне, основой которого должен быть только Ислам. Следовательно, Халифат должен быть независимым в составлении образовательных программ, не говоря уже о предоставлении государственных услуг, создании инфраструктуры, удовлетворении нужд государства и людей. Поэтому Халифат не допустит какой-либо зависимости от иностранного государства в развитии своей экономики, сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения, образования, военного, научного и технологического секторов, или в какой-либо другой сферы государства. Иначе это позволит быть открытыми для манипуляций колониальных держав.
• Халифат установит прочную связь между образованием, с одной стороны, и решением важных, жизненных вопросов и интересов государства и его граждан — с другой; это гарантирует автономность и независимую устойчивость.
Таким образом будет положен конец нынешнему разрыву между системами образования в наших странах, с одной стороны, и потребностями в сфере промышленности, сельского хозяйства, техники и т.д. — с другой. Ведь наличие разрыва между этими вещами приводит к зависимости от иностранных государств. Наряду с этим, Халифат будет вкладывать большие инвестиции в индустриализацию, чтобы самостоятельно обеспечить нужды общества и превратить государство в сверхдержаву. Халифат будет использовать выдающиеся навыки и умы выпускников из числа Уммы, дабы государство постоянно развивалось. Также он не позволит происходить растрате их драгоценных способностей, а иначе этим воспользуются иностранные государства.
• Основой для системы образования должна быть только исламская акъыда. Именно она позволит определить цели, изучаемые предметы, содержание учебных планов, каким образом будет происходить организация учебных заведений и всего остального. Сказал Всевышний:
وَمَن يَبۡتَغِ غَيۡرَ ٱلۡإِسۡلَٰمِ دِينٗا فَلَن يُقۡبَلَ مِنۡهُ وَهُوَ فِي ٱلۡأٓخِرَةِ مِنَ ٱلۡخَٰسِرِينَ
«От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85).
• «Статья 170: основа, на которой строится образовательная программа (манхадж таълим), должна быть исламской акъыдой. Все учебные предметы и методы обучения должны устанавливаться таким образом, чтобы они не приводили ни к какому отклонению от этой основы» (из книги «Проект конституции. Шариатские доказательства», II том).
• Исламская система образования преследует 3 основных цели:
1) Формирование исламской личности:
Это достигается через прививание исламской акъыды, идей и образа жизни к ученикам, дабы они стали мусульманами, которые берут Ислам как основу для своих идей, законов, склонностей, действий и для формирования всей своей жизни в соответствии с Исламом. Эта цель будет поддерживаться исламской средой в самом Халифате, где СМИ, мечети и другие организации будут транслировать лишь исламские понятия.
2) Обучение практическим навыкам и знаниям для жизни:
Учащиеся будут обучаться тем навыкам и знаниям, что необходимы для взаимодействия с окружающей средой. Это позволит подготовить их к реальной жизни. К таким вещам относятся: математика, общие науки, знания и навыки для использования различных инструментов и изобретений (электрические и электронные оборудования, компьютеры, бытовая техника, сельскохозяйственные и промышленные инструменты ...). Также они будут обучаться полезными видам спорта (плавание, стрельба), а после совершеннолетия будут обучаться военным навыкам под руководством вооружённых сил.
3) Подготовка учащихся к поступлению в университет:
Учащиеся будут подготовлены к поступлению в высшие заведения. Для этого их обучат основным наукам, будь то из культуры Ислама (фикх, арабский язык, тафсир Корана) или из экспериментальных наук (математика, химия, биология, физика). Цель состоит в том, чтобы воспитать выдающихся личностей, учёных, специалистов во всех отраслях жизни. Это позволит Халифату быть ведущим, влиятельным государством и мировой силой. Будут использованы методы обучения, которые вдохновляют на глубокое размышление. Экспериментальные науки будут преподаваться так, чтобы развивать навыки анализа, а также будут использоваться темы, касающиеся решения тех или иных реальных проблем. Такое обучение позволит извлечь пользу из полученных знаний и навыков во имя интересов Уммы и её жизненных проблем.
Эта совершенная интегрированная учебная программа сформирует целостные исламские личности, которые будут отличаться правильным пониманием своей религии и окружающего мира. А также это подготовит в них основу для поступления в высшие учебные заведения.
• Этапы обучения так же базируются на исламской акъыде, поскольку определение данных этапов происходит на основе шариатских доказательств, связанных с исламскими правилами, обязанностями и наказаниями, которые касаются ребёнка на разных этапах его взросления. Существует 3 школьных этапа:
1) от 6 до 10 лет (начальный этап),
2) от полных 10 до 14 лет (средний этап),
3) от полных 14 (средняя школа) до окончания школьных этапов.
• В государственных образовательных учреждениях не будет смешения между мальчиками и девочками, будь то между учащимися или между преподавателями, как это постановил Ислам.
• Ислам обязал Халифат предоставить первоклассное образование каждому гражданину в качестве основного права. И это должно происходить независимо от религии, расы, пола, уровня благосостояния граждан. Халифат обязан обеспечить население достаточным количеством начальных и средних школ, а также преподавательским составом. Он обязан предоставить всё необходимое для достижения целей образовательной политики, при этом абсолютно бесплатно.
«Статья 178: государство обязано в полной мере, на первой и второй ступенях обучения обучать каждого индивида, как мужчину, так и женщину, тому, что необходимо человеку в жизни. Оно обязано предоставлять для всех это обучение бесплатно и в меру всех возможностей предоставлять для всех возможность получения бесплатного высшего образования» (из книги «Проект конституции. Шариатские доказательства», II том).
• Инвестиции в образование будут приоритетными для Халифата. Ведь он как государство стремится руководить миром, быть искренним в служении своему народу и человечеству. Халифат не приемлет некачественную систему образования из-за ограниченного финансирования. Напротив, Халифат будет стремиться выпускать массы первоклассных преподавателей и лекторов. Не говоря уже о постройке (на средства Байт уль-Маль) школ, колледжей, университетов, исследовательских центров, библиотек, оборудованных лабораторий и обсерваторий и многого другого. С дозволения Аллаха, ресурсов Байт уль-Маль будет в достаточно благодаря здоровой экономической системе в Халифате.
«Статья 179: государство должно открывать библиотеки, лаборатории и другие учреждения для знаний, помимо школ и университетов, для того, чтобы предоставлять возможность всем, кто желает продолжать изучение в различных областях знаний: в мусульманском праве (фикхе), основах этого права (усуль аль-фикх), хадисе, тафсире, медицине, инженерии, химии, физики, в области открытий, изобретений и так далее, чтобы в Умме существовало большое количество муджтахидов, новаторов и изобретателей» (из книги «Проект конституции. Шариатские доказательства», II том).
• Халифат видит необходимость высшего образования, т.к. имеется тесная связь между государственной системой образования и удовлетворением потребностей общества. Например, одна из целей заключается в укреплении исламской личности в студентах высших учебных заведений, дабы они в дальнейшем смогли быть лидерами, которые оберегают жизненные вопросы Уммы и служат им. Они будут гарантировать правильное претворение Ислама, отчитывать правителей, нести призыв, противодействовать угрозам единству Уммы, религии и Халифату. Это говорит о том, что исламское просвещение на постоянной основе будет преподаваться учащимся высших заведений, и это не зависит от выбранной ими специальности. Халифат будет поощрять и предоставлять необходимые средства для учащихся, чтобы они специализировались во всех областях исламского просвещения. Это делается с целью подготовки будущих учёных, лидеров, судей, факихов, что поможет в дальнейшем Умме в реализации, сохранении и распространении своей религии.
• Высшее образование позволит выпускать группы специалистов, способных позаботиться о жизненных интересах Уммы, таких как обеспечение достаточным и качественным питанием, водой, жильём, безопасностью, здравоохранением, врачами, инженерами, преподавателями, медсёстрами, переводчиками и другими профессиями. Поэтому важной целью является выпуск специалистов, которые будут разрабатывать краткосрочные и долгосрочные проекты, вводить новшества в современные средства и стандарты в сельском хозяйстве, промышленности и в сфере безопасности. Всё это направлено на то, чтобы государство было автономным в ведении своих дел.
• Система образования в Халифате будет уникальной, выдающейся и непревзойдённой по своей природе. С дозволения Аллаха, исламская система ещё воспитает поколения выдающихся лидеров, муджахидов, изобретателей во благо Уммы. Ведь в своё время она воспитала таких халифов, как Умар ибн аль-Хаттаб, Умар ибн Абдуль-Азиз, Харун ар-Рашид, таких богословов, как аш-Шафии, Ибн Таймия, Нафиса бинт аль-Хасан, таких учёных, как Ибн Сина, аль-Хорезми, Марьям аль-Астролябия.
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Назрин Наваз
Глава женского отдела Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
29.03.2019