27
Чт, июнь

Как Халифат обеспечит право женщин на образование

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Поиск исламских знаний является обязательным как для женщин, так и для мужчин.

Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал:

طَلَبُ الْعِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ

«Поиск знаний — обязанность каждого мусульманина» (Ибн Маджа).

Посланник Аллаха (с.а.с.) придавал важное значение обучению женщин. Во времена своего правления он предоставлял своим жёнам, сподвижницам и другим мусульманкам право на приобретение знаний.

Аиша (р.а.) была прозвана «факиха аль-Умма» (знатоком фикха) благодаря своим знаниям по хадисам и опыту в исламском праве (фикхе). Аиша (р.а.) передала более 2200 хадисов от Пророка (с.а.с.) и была великим учёным в области медицины, литературы и поэзии.

Пророк (с.а.с.) обучал Исламу мужчин и женщин в мечети и других общественных местах. Был выделен отдельный день в неделю для обучения женщин делам религии. Пророк (с.а.с.) также придавал большое значение искоренению неграмотности среди женщин. Он просил Шифа бинт Абдуллах научить его жену Хафсу писать.

Сообщается, что Абу Саид аль-Худри сказал:

قَالَتِ النِّسَاءُ لِلنَّبِيِّ غَلَبَنَا عَلَيْكَ الرِّجَالُ، فَاجْعَلْ لَنَا يَوْماً مِنْ نَفْسِكَ‏.‏ فَوَعَدَهُنَّ يَوْماً لَقِيَهُنَّ فِيهِ، فَوَعَظَهُنَّ وَأَمَرَهُنَّ

«Однажды женщины сказали Пророку (с.а.с.): «Назначь нам день, в который мы могли бы учиться у тебя, потому что мужчины занимают всё твоё время и нам ничего не остаётся». И он назначил им день, а затем встретился с ними в этот день, наставлял их и давал им веления (касающиеся их религии)» (Бухари).

Ислам так же побуждает мужчин и женщин изучать окружающий мир и приносить пользу человечеству во всех областях, включая науку, медицину, промышленность и технологии.

Ислам высоко ценит поиск религиозных и других знаний, что закладывает основу для признания Халифатом важности женского образования.

Пророк (с.а.с.) сказал:

مَنْ سَلَكَ طَرِيقاً يَلْتَمِسُ فِيهِ عِلْمًا سَهَّلَ اللَّهُ لَهُ بِهِ طَرِيقاً إِلَى الْجَنَّةِ

«Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знаний Аллах облегчит путь в Рай» (Ахмад).

Халифат рассматривает образование как основополагающее право каждого человека и как основной фактор благосостояния и материального прогресса любого общества. Халифат обязан предоставлять бесплатное образование на начальном и среднем этапах для мальчиков и девочек. Это будет включать такие предметы, как исламские дисциплины, арабский язык, математика и экспериментальные науки, такие как биология, химия и физика. Государство также будет стремиться финансировать бесплатное высшее образование для мужчин и женщин в меру своих возможностей.

«Государство обязано в полной мере, на первой и второй ступенях обучения, обучать каждого индивида, как мужчину, так и женщину, тому, что необходимо человеку в жизни. Оно обязано предоставлять для всех это обучение бесплатно, а далее, в меру своих возможностей, предоставлять для всех возможность получения бесплатного высшего образования» (статья 178 проекта Конституции Государства Халифат, составленного партией «Хизб ут-Тахрир»).

Обучение учащихся мужского и женского пола в государственных и частных школах будет раздельным.

При Халифате мальчики и девочки, мужчины и женщины имеют одинаковые права на образование. Запрещена любая форма дискриминации в получении надлежащего образования, в том числе между полами. Кроме того, женщины, как и мужчины, должны получать необходимые исламские знания, связанные с политической, экономической и социальной жизнью, а также с другими вопросами, чтобы они могли выполнять свои исламские обязательства, участвовать в различных общественных мероприятиях и действиях, которые им позволяет Ислам, и соблюдать исламские постановления как мусульмане и как граждане государства. Таким образом, Халифат обязан организовать метод обучения для предоставления знаний девочкам и женщинам, а также будет стремиться устранить любые традиционные взгляды или культурные барьеры, которые уменьшают значимость образования женщин или мешают им пользоваться своими правами на образование.

«Женщины обладают теми же правами и обязанностями, что и мужчины, за исключением тех сфер, которые в соответствии с шариатскими доказательствами являются исключительно мужскими или женскими правами и обязанностями. Так женщина имеет право заниматься сельским хозяйством, торговлей, производством, осуществлять различного рода сделки и договоры, иметь различные виды собственности, приумножать свои средства сама или через своих посредников и самостоятельно вести все свои жизненные дела» (статья 114 проекта Конституции Государства Халифат, составленного партией «Хизб ут-Тахрир»).

Стремление государства стать ведущей мировой державой в науке, медицине, технологии, промышленности и других областях в соответствии с требованиями Ислама вынудит стремиться к совершенству в образовании. Поэтому оно будет стимулировать женщин поступать в высшие учебные заведения и помогать им специализироваться в различных областях, включая исламские дисциплины, медицину, науку, языки и инженерию. Всё это обеспечит воплощение образовательных устремлений девочек и женщин.

Халифат обязан предоставлять своим гражданам наилучшее возможное образование и медицинские услуги, поскольку Аллах назвал это государство «хранителем» и «опекуном» людей. Для выполнения этих ролей необходимо иметь множество врачей, медсестёр и учителей.

Именно такая атмосфера обучения, которая является следствием применения исламской системы, обеспечила процветание образования женщин во времена Халифата в прошлом, и так будет в будущем, по воле Аллаха.

«Мухаммад Акрам Надви, современный исламский учёный из Индии, восемь лет назад начал составлять однотомную энциклопедию о женщинах-экспертах по хадисам под названием «Аль-Мухаддисат». Этот проект он реализовал посредством изучения энциклопедий, классических книг, записей из мусульманских школ и множества писем. «Я думал, что найду, может быть, 20 или 30 женщин», — говорит он. На сегодняшний день его энциклопедия включает 8000 женщин-учёных, о которых сохранились свидетельства на протяжении 1400 лет, и состоит из 40 томов...» (выдержка из «Секретной истории» Карлы Пауэр, опубликованной в журнале «New York Times», 25 февраля 2007 г.).

Примеры женщин, которые преуспели в различных областях при Халифате:

Любна аль-Андалусия (10 век н.э.) — поэтесса, которая преуспела в грамматике, риторике, математике и каллиграфии. Она была одним из главных писарей государства и ей были доверены официальные переписки.

Фахр ан-Ниса Умм Мухаммад Шухда (X век н.э.) — специалист по арабской каллиграфии. Она была писарем при халифе аль-Муктафи. Повествуется, что в её время в Багдаде не было никого, кто мог бы сравниться с ней в письме.
Турецкий хирург XV века Шерефеддин Сабунджу-оглу описывает женщин-хирургов в Анадолу, выполняющих хирургические процедуры на пациентах женского пола.

Любна аль-Кордобия (X век н.э.) — эксперт по математике и литературе. Была в состоянии решать самые сложные геометрические и алгебраические задачи. Её обширные знания в области общей литературы позволили ей стать секретарём при халифе аль-Хакаме II.

Марьям «аль-Астролябия» аль-Иджилия (X век н.э.) — учёный, изобретатель, астроном и разработчик астролябий, используемых для определения положения Солнца и планет. Её проекты были настолько новаторскими, что использовались правителем города, в котором она жила.

Зайнаб из племени Бану Ауд (X век н.э.) — эксперт в области медицины, особенно в лечении ран и глазных болезней.


Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
д-р Назрин Наваз
Глава женского отдела Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
21 Раджаба 1440 г.х.
28.03.2019 г.