Поиск исламских знаний является обязательным как для женщин, так и для мужчин.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
طَلَبُ الْعِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ
«Поиск знаний — обязанность каждого мусульманина» (Ибн Маджа).
Посланник Аллаха ﷺ придавал важное значение обучению женщин. Во времена своего правления он предоставлял своим жёнам, сподвижницам и другим мусульманкам право на приобретение знаний.
Аиша (р.а.) была прозвана «факиха аль-Умма» (знатоком фикха) благодаря своим знаниям по хадисам и опыту в исламском праве (фикхе). Аиша (р.а.) передала более 2200 хадисов от Пророка ﷺ и была великим учёным в области медицины, литературы и поэзии.
Пророк ﷺ обучал Исламу мужчин и женщин в мечети и других общественных местах. Был выделен отдельный день в неделю для обучения женщин делам религии. Пророк ﷺ также придавал большое значение искоренению неграмотности среди женщин. Он просил Шифа бинт Абдуллах научить его жену Хафсу писать.
Сообщается, что Абу Саид аль-Худри сказал:
قَالَتِ النِّسَاءُ لِلنَّبِيِّ غَلَبَنَا عَلَيْكَ الرِّجَالُ، فَاجْعَلْ لَنَا يَوْماً مِنْ نَفْسِكَ. فَوَعَدَهُنَّ يَوْماً لَقِيَهُنَّ فِيهِ، فَوَعَظَهُنَّ وَأَمَرَهُنَّ
«Однажды женщины сказали Пророку ﷺ: «Назначь нам день, в который мы могли бы учиться у тебя, потому что мужчины занимают всё твоё время и нам ничего не остаётся». И он назначил им день, а затем встретился с ними в этот день, наставлял их и давал им веления (касающиеся их религии)» (Бухари).
Ислам так же побуждает мужчин и женщин изучать окружающий мир и приносить пользу человечеству во всех областях, включая науку, медицину, промышленность и технологии.
Ислам высоко ценит поиск религиозных и других знаний, что закладывает основу для признания Халифатом важности женского образования.
Пророк ﷺ сказал:
مَنْ سَلَكَ طَرِيقاً يَلْتَمِسُ فِيهِ عِلْمًا سَهَّلَ اللَّهُ لَهُ بِهِ طَرِيقاً إِلَى الْجَنَّةِ
«Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знаний Аллах облегчит путь в Рай» (Ахмад).
Халифат рассматривает образование как основополагающее право каждого человека и как основной фактор благосостояния и материального прогресса любого общества. Халифат обязан предоставлять бесплатное образование на начальном и среднем этапах для мальчиков и девочек. Это будет включать такие предметы, как исламские дисциплины, арабский язык, математика и экспериментальные науки, такие как биология, химия и физика. Государство также будет стремиться финансировать бесплатное высшее образование для мужчин и женщин в меру своих возможностей.
«Государство обязано в полной мере, на первой и второй ступенях обучения, обучать каждого индивида, как мужчину, так и женщину, тому, что необходимо человеку в жизни. Оно обязано предоставлять для всех это обучение бесплатно, а далее, в меру своих возможностей, предоставлять для всех возможность получения бесплатного высшего образования» (статья 178 проекта Конституции Государства Халифат, составленного партией «Хизб ут-Тахрир»).
Обучение учащихся мужского и женского пола в государственных и частных школах будет раздельным.
При Халифате мальчики и девочки, мужчины и женщины имеют одинаковые права на образование. Запрещена любая форма дискриминации в получении надлежащего образования, в том числе между полами. Кроме того, женщины, как и мужчины, должны получать необходимые исламские знания, связанные с политической, экономической и социальной жизнью, а также с другими вопросами, чтобы они могли выполнять свои исламские обязательства, участвовать в различных общественных мероприятиях и действиях, которые им позволяет Ислам, и соблюдать исламские постановления как мусульмане и как граждане государства. Таким образом, Халифат обязан организовать метод обучения для предоставления знаний девочкам и женщинам, а также будет стремиться устранить любые традиционные взгляды или культурные барьеры, которые уменьшают значимость образования женщин или мешают им пользоваться своими правами на образование.
«Женщины обладают теми же правами и обязанностями, что и мужчины, за исключением тех сфер, которые в соответствии с шариатскими доказательствами являются исключительно мужскими или женскими правами и обязанностями. Так женщина имеет право заниматься сельским хозяйством, торговлей, производством, осуществлять различного рода сделки и договоры, иметь различные виды собственности, приумножать свои средства сама или через своих посредников и самостоятельно вести все свои жизненные дела» (статья 114 проекта Конституции Государства Халифат, составленного партией «Хизб ут-Тахрир»).
Стремление государства стать ведущей мировой державой в науке, медицине, технологии, промышленности и других областях в соответствии с требованиями Ислама вынудит стремиться к совершенству в образовании. Поэтому оно будет стимулировать женщин поступать в высшие учебные заведения и помогать им специализироваться в различных областях, включая исламские дисциплины, медицину, науку, языки и инженерию. Всё это обеспечит воплощение образовательных устремлений девочек и женщин.
Халифат обязан предоставлять своим гражданам наилучшее возможное образование и медицинские услуги, поскольку Аллах назвал это государство «хранителем» и «опекуном» людей. Для выполнения этих ролей необходимо иметь множество врачей, медсестёр и учителей.
Именно такая атмосфера обучения, которая является следствием применения исламской системы, обеспечила процветание образования женщин во времена Халифата в прошлом, и так будет в будущем, по воле Аллаха.
«Мухаммад Акрам Надви, современный исламский учёный из Индии, восемь лет назад начал составлять однотомную энциклопедию о женщинах-экспертах по хадисам под названием «Аль-Мухаддисат». Этот проект он реализовал посредством изучения энциклопедий, классических книг, записей из мусульманских школ и множества писем. «Я думал, что найду, может быть, 20 или 30 женщин», — говорит он. На сегодняшний день его энциклопедия включает 8000 женщин-учёных, о которых сохранились свидетельства на протяжении 1400 лет, и состоит из 40 томов...» (выдержка из «Секретной истории» Карлы Пауэр, опубликованной в журнале «New York Times», 25 февраля 2007 г.).
Примеры женщин, которые преуспели в различных областях при Халифате:
Любна аль-Андалусия (10 век н.э.) — поэтесса, которая преуспела в грамматике, риторике, математике и каллиграфии. Она была одним из главных писарей государства и ей были доверены официальные переписки.
Фахр ан-Ниса Умм Мухаммад Шухда (X век н.э.) — специалист по арабской каллиграфии. Она была писарем при халифе аль-Муктафи. Повествуется, что в её время в Багдаде не было никого, кто мог бы сравниться с ней в письме.
Турецкий хирург XV века Шерефеддин Сабунджу-оглу описывает женщин-хирургов в Анадолу, выполняющих хирургические процедуры на пациентах женского пола.
Любна аль-Кордобия (X век н.э.) — эксперт по математике и литературе. Была в состоянии решать самые сложные геометрические и алгебраические задачи. Её обширные знания в области общей литературы позволили ей стать секретарём при халифе аль-Хакаме II.
Марьям «аль-Астролябия» аль-Иджилия (X век н.э.) — учёный, изобретатель, астроном и разработчик астролябий, используемых для определения положения Солнца и планет. Её проекты были настолько новаторскими, что использовались правителем города, в котором она жила.
Зайнаб из племени Бану Ауд (X век н.э.) — эксперт в области медицины, особенно в лечении ран и глазных болезней.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
д-р Назрин Наваз
Глава женского отдела Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
21 Раджаба 1440 г.х.
28.03.2019 г.