Всевышний и Всемогущий Аллах говорит:
وَمَآ أَرۡسَلۡنَٰكَ إِلَّا رَحۡمَةٗ لِّلۡعَٰلَمِينَ
«Мы отправили тебя только лишь в качестве милости к мирам» (21:107).
● Ислам пришёл в качестве послания всему человечеству, независимо от его религии, вероисповедания, расы или пола. В государстве Халифат все граждане будут пользоваться благами исламской системы и будут обеспечены полной защитой их жизни, собственности и чести без какого-либо различия между ними.
«Все граждане Исламского Государства имеют шариатские права и обязанности» (Статья 5, «Проект Конституции Государства Халифат», Хизб ут-Тахрир).
● Ислам отвергает все признаки национализма, которые были основой развития в западных странах. Ислам превосходит всё это, потому что считает, что личность формируется на всеобъемлющем взгляде на мир. Эта точка зрения основана на понимании того, что всё создано Всевышним и Всемогущим Создателем и подчиняется закону Всевышнего Аллаха.
С точки зрения общества, Ислам рассматривает всех жителей как людей, независимо от их расы или этнической принадлежности. В результате каждый, кто проживает в Исламском Государстве, считается его подданным, независимо от религии, цвета кожи и происхождения.
● Право на гражданство зависит от места жительства, а не от места, где человек родился или вступил в брак. Все лица, имеющие гражданство, подчиняются государству, которое обязано защищать их и управлять их делами без какой-либо дискриминации. Поэтому ко всем людям, имеющим исламское гражданство, следует относиться одинаково, без какой-либо дискриминации между ними ни со стороны правителя, ни с точки зрения заботы об их делах, ни с точки зрения защиты их жизни, чести и богатства, ни со стороны судьи, чтобы достойно обеспечивать равенство и справедливость.
«Государству не позволяется проводить различия между гражданами в вопросах правления, правосудия, управления делами общества или в других вопросах. Оно обязано относиться ко всем гражданам одинаково, независимо от их религии, расы, цвета кожи и тому подобного» (Статья 6, «Проект Конституции Государства Халифат», Хизб ут-Тахрир).
● Право на гражданство в Исламе основывается на постоянном проживании человека на территории Халифата независимо от его расы или убеждений. От человека не требуется становиться мусульманином и принимать исламские ценности, чтобы стать гражданином государства. Это исходит из хадиса Посланника Аллаха ﷺ:
ادْعُهُمْ إِلَى الْإِسْلَامِ فَإِنْ أَجَابُوكَ فَاقْبَلْ مِنْهُمْ، وَكُفَّ عَنْهُمْ ثُمَّ ادْعُهُمْ إِلَى التَّحَوُّلِ مِنْ دَارِهِمْ إِلَى دَارِ الْمُهَاجِرِينَ فَإِنْ أَجَابُوكَ فَاقْبَلْ مِنْهُمْ، وَأَخْبِرْهُمْ أَنَّهُمْ إِنْ فَعَلُوا أَنَّ لَهُمْ مَا لِلْمُهَاجِرِينَ وَعَلَيْهِمْ مَا عَلَيْهِمْ
«Призови их к Исламу, и если они согласятся, то прими это у них. Затем предложи им переселиться со своей страны в земли мухаджиров, известив их о том, что если они сделают это, то будут иметь такие же права и обязанности, как и мухаджиры».
● Граждан-немусульман, проживающих в Халифате, Ислам называет зиммиями. Термин «зиммий» означает «обязательство по выполнению соглашения». В Исламе имеется ряд законов, касающихся зиммиев и гарантирующих им их права, а также возлагающих на них обязанности граждан. Ислам так же определил право зиммиев на ту же справедливость, которой пользуются мусульмане, и что они должны соблюдать те же положения, что и мусульмане. Что касается осуществления справедливости и равенства, то оно вытекает из общей нормы, предписанной Всемогущим Аллахом:
وَإِذَا حَكَمۡتُم بَيۡنَ ٱلنَّاسِ أَن تَحۡكُمُواْ بِٱلۡعَدۡلِۚ
«(Велит Аллах) судить по справедливости, когда вы судите среди людей» (4:58).
Также Аллах сказал:
وَلَا يَجۡرِمَنَّكُمۡ شَنََٔانُ قَوۡمٍ عَلَىٰٓ أَلَّا تَعۡدِلُواْۚ ٱعۡدِلُواْ هُوَ أَقۡرَبُ لِلتَّقۡوَىٰۖ
«Пусть ненависть людей не подтолкнёт вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к такве» (5:8).
А также это отражено в словах Аллаха о суде между людьми Писания:
وَإِنۡ حَكَمۡتَ فَٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِٱلۡقِسۡطِۚ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلۡمُقۡسِطِينَ
«Если ты вынесешь решение, то суди их беспристрастно. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (5:42).
● «Государство не будет вмешиваться в верования или поклонение немусульман в рамках общего порядка. Немусульмане имеют право придерживаться своих собственных законов в вопросах брака и развода в соответствии со своей религией». Государство назначает судью из немусульман в государственных судах для решения споров между немусульманами в соответствии с их религией. «В отношении пищи и одежды к немусульманам относятся в соответствии с их религиями в рамках того, что дозволяют нормы Шариата. Все же остальные законы и положения Исламского Шариата, такие как взаимоотношения, наказания, свидетельские показания в суде, системы правления, экономики и другие претворяются в жизнь государством, имея одинаковое распространение как на мусульман, так и на немусульман» (Статья 7, «Проект Конституции Государства Халифат», Хизб ут-Тахрир). Западный историк Адам Мец писал о Халифате IV-V веков хиджры следующее: «Исламское Государство позволяло людям относиться к другим конфессиям, прибегая к своим собственным судам. Нам известно, что эти суды являлись церковными судами, а старшими судьями выступали выдающиеся духовные лидеры».
● Существует множество хадисов, приказывающих хорошее обращение к зиммиям и запрещающих подвергать их жестокому обращению или отношению к ним как ко второму сорту людей. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَلَا مَنْ ظَلَمَ مُعَاهِدًا، أَوِ انْتَقَصَهُ، أَوْ كَلَّفَهُ فَوْقَ طَاقَتِهِ، أَوْ أَخَذَ مِنْهُ شَيْئًا بِغَيْرِ طِيبِ نَفْسٍ، فَأَنَا حَجِيجُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Тот, кто проявит несправедливость к муахиду (человеку, не принявшему Ислам, но заключившему договор с мусульманами), или унизит его, или возложит на него то, что он не в состоянии выполнить, или возьмёт у него что-либо без его одобрения, то я выступлю против него в День Суда».
Учёные Ислама так же подробно изложили обязанности мусульман перед зиммиями. Знаменитый судья маликитского мазхаба Шихабуддин аль-Карафи сказал: «Мусульмане по отношению к зиммиям обязаны заботиться и отвечать на нужды бедняков, кормить голодных, одевать их, вести с ними вежливую беседу, даже если зиммии причинили им вред, и даже будучи соседом, несмотря на то, что мусульмане сильнее. Мусульмане также должны с искренностью консультировать зиммиев в их делах и защищать их от любого, кто пытается навредить им, их семьям, богатству или правам».
● Британский историк Томас Уолкер Арнольд в своей книге «Учение Ислама: история распространения мусульманской веры» («The Preaching of Islam: A History of the Propagation of the Muslim Faith») писал об отношении к немусульманам, живущим в Османском Халифате, следующее: «…несмотря на численное превосходство греков над турками во всех европейских провинциях империи, им гарантировалась религиозная терпимость, защита их жизней и имущества. Это им нравилось и заставляло предпочитать господство султана, а не какой-либо христианской власти». Английский писатель Герберт Джордж Уэллс о справедливости Халифата писал следующее: «Они установили великие обычаи религиозной терпимости, вдохновили людей своей щедростью и духовной терпимостью, и они очень человечны и практичны. Они создали гуманное общество, в котором редко можно увидеть социальную жестокость или несправедливость в отличие от любого общества, которое было до них».
Зиммии пользуются теми же экономическими правами, что и мусульмане. Также они могут быть наёмными работниками, создавать компании, быть партнёрами с мусульманами и заниматься куплей-продажей. Их богатство защищено, а если они бедны и не способны работать, то они имеют право на получение помощи из казны государства Халифат (Байт уль-Маль).
● Гражданам-немусульманам разрешено быть членами Маджлис аль-Уммы — государственного аппарата, который требует отчёта с халифа и представляет и выражает мнение народа перед халифом — чтобы немусульмане имели возможность выражать жалобы на несправедливость правителей, неправильное претворение Ислама над ними, непредоставление им услуг и тому подобное. «Членами Маджлис аль-Умма могут быть также и немусульмане, которые таким образом получают возможность выражать свои претензии по поводу несправедливости, исходящей от правителей, а также по поводу неправильного претворения исламских законов» (Статья 105, «Проект Конституции Государства Халифат», Хизб ут-Тахрир).
● Исторически зиммии процветали в землях Халифата. Британский еврейский историк Сесиль Рот упоминает о том, что отношение Османского государства в адрес евреев притягивало сюда евреев со всей Западной Европы. Земли Ислама были для них местом, где открывались возможности. Еврейские врачи из Саланкинской школы обслуживали султана и визирей. Во многих местах стекольная и горнодобывающая промышленность была прерогативой евреев, и, зная иностранные языки, они были крупнейшими конкурентами венецианских купцов.
● Наиболее неправильно понятым исламским налогообложением является джизья. Некоторые историки рисуют ложную картину, что налог джизья был настолько высок, что зиммии вынуждены были принимать Ислам во имя его избегания. Некоторые из них стали приводить случайные ошибочные цифры джизьи, такие как 50% от всего имущества.
● Обязательство выплаты джизьи вытекает из следующего аята Всевышнего Аллаха:
قَٰتِلُواْ ٱلَّذِينَ لَا يُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَلَا بِٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِ وَلَا يُحَرِّمُونَ مَا حَرَّمَ ٱللَّهُ وَرَسُولُهُۥ وَلَا يَدِينُونَ دِينَ ٱلۡحَقِّ مِنَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ حَتَّىٰ يُعۡطُواْ ٱلۡجِزۡيَةَ عَن يَدٖ وَهُمۡ صَٰغِرُونَ
«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, и которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь покорными» (9:29).
Упомянутое слово «покорный» («сагир») в аяте подразумевает подчинение зиммиев нормам Ислама, а не их физическое унижение.
● Налог джизья возлагается на всех зрелых мужчин-зиммиев, которые в состоянии его выплатить. Женщины и дети освобождены от этого налога, как и бедные, которые не имеют средств к существованию. Джизья уплачивается в соответствии с материальным положением зиммия. Во времена Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.) было три категории джизьи в соответствии с материальным положением человека. Ниже приведены размеры джизьи для зиммиев в различных вилаятах Исламского Государства времён Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.):
Йемен |
Динар (золотая монета) |
Вес динара в граммах |
Налог в граммах золотом |
Все, кто имеет возможность |
1 |
4,25 |
4,25 |
Ирак |
Дирхам (серебряная монета) |
Вес дирхама в граммах |
Налог в граммах серебром |
Богатые |
48 |
2,975 |
142,80 |
Средний класс |
24 |
2,975 |
71,4 |
Бедные |
12 |
2,975 |
35,7 |
Египет |
Динар (золотая монета) |
Вес динара в граммах |
Налог в граммах золотом |
Богатые |
4 |
4,25 |
17 |
Средний класс |
2 |
4,25 |
8,5 |
Бедные |
1 |
4,25 |
4,25 |
● Халифату запрещено обременять зиммиев большими налогами, так как это может принести им ущерб. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَلاَ مَنْ ظَلَمَ مُعَاهِدًا، أَوِ انْتَقَصَهُ، أَوْ كَلَّفَهُ فَوْقَ طَاقَتِهِ، أَوْ أَخَذَ مِنْهُ شَيْئًا بِغَيْرِ طِيبِ نَفْسٍ، فَأَنَا حَجِيجُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Тот, кто проявит несправедливость к муахиду (человеку, не принявшему Ислам, но заключившему договор с мусульманами), или унизит его, или возложит на него то, что он не в состоянии выполнить, или возьмёт у него что-либо без его одобрения, то я выступлю против него в День Суда».
Однажды Умару ибн аль-Хаттабу принесли много богатств (после сбора налогов). Абу Убайда сказал: «По-моему, он сказал, что это была джизья». И Умар сказал: «Мне кажется, что вы поставили людей в затруднительное положение». Они ответили: «Нет, клянёмся Аллахом, мы брали лишь то, что было дано добровольно и по собственной воле». Он спросил: «Без кнута и плети?». Они ответили: «Конечно». И тогда Умар сказал: «Хвала Аллаху, который не сделал это (возможным) моими руками и в период моего правления».
«Во времена Омейядского Халифата зиммии — христиане, зороастрийцы, евреи и сабеи — получали такую степень терпимости, которую мы не увидим сегодня даже в христианских странах. Они могли свободно совершать свои ритуалы, а их церкви и храмы сохранялись. На них распространялись отдельные законы в соответствии с их вероисповеданиями» (американский писатель и историк Уилл Дюрант, «История цивилизации. Эпоха веры», «The Story of Civilization. The Age of Faith», 1950).
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Сурайя Амаль Ясна
Член Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
11 Раджаба 1440 г.х.
18.03.2019 г.