17
Чт, окт

Ислам не является ни гибким, ни изменчивым

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Аллах по Своей воле и мудрости определил, чтобы наш господин Мухаммад (с.а.с.) стал печатью пророков и посланников и что последнее послание будет обращено ко всему человечеству. Всевышний Аллах говорит:

وَمَآ أَرۡسَلۡنَٰكَ إِلَّا كَآفَّةٗ لِّلنَّاسِ بَشِيرٗا وَنَذِيرٗا وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (34:28).

Аллах пожелал, чтобы эта религия уничтожила ложь и заблуждение, а добро победило зло. Комментируя слова Аллаха:

هُوَ ٱلَّذِيٓ أَرۡسَلَ رَسُولَهُۥ بِٱلۡهُدَىٰ وَدِينِ ٱلۡحَقِّ لِيُظۡهِرَهُۥ عَلَى ٱلدِّينِ كُلِّهِۦۚ وَكَفَىٰ بِٱللَّهِ شَهِيدٗا

«Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести её над всеми остальными религиями. Довольно того, что Аллах является Свидетелем» (48:28), —

имам Табари пишет: «Слова Аллаха «Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины» означают, что Он отправил Своего Посланника Мухаммада (с.а.с.) с ясным разъяснением и истинной религией, а именно — с Исламом. Аллах отправил посланца, чтобы призвать к истине всех людей, как упомянуто в аяте «чтобы превознести её над всеми остальными религиями» и чтобы опровергнуть все заблуждения, пока не останется ничего кроме Ислама. Так будет продолжаться до тех пор, пока не спустится Иса ибн Марьям (а.с.) и не убьёт Даджала. Тогда с лица земли исчезнет последняя религия, и останется только религия Аллаха, с которой был послан Мухаммад (с.а.с.). Ислам будет превознесён над всеми остальными религиями. Сказав «Довольно того, что Аллах является Свидетелем», Аллах имел в виду, что Он свидетельствует перед Своим Посланником (с.а.с.) о том, что Ислам одержит верх над всеми остальными религиями, и достаточно ему этого свидетельства».

Аллах полностью завершил и довёл до совершенства Свою религию, очистив её от всех недостатков так, что она не нуждается ни в каких дополнениях. Всевышний Аллах говорит:

ٱلۡيَوۡمَ أَكۡمَلۡتُ لَكُمۡ دِينَكُمۡ وَأَتۡمَمۡتُ عَلَيۡكُمۡ نِعۡمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلۡإِسۡلَٰمَ دِينٗاۚ

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3).

Также Он говорит:

وَنَزَّلۡنَا عَلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ تِبۡيَٰنٗا لِّكُلِّ شَيۡءٖ وَهُدٗى وَرَحۡمَةٗ وَبُشۡرَىٰ لِلۡمُسۡلِمِينَ

«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (16:89).

Нормы Ислама отвечают на все нужды и затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, упорядочивая его связь с Творцом посредством акъыды и ибадатов, его отношения с самим собой посредством законов пищи и одеяния и его отношения с другими людьми посредством законов правления, взаимоотношений, брака, наследства, суда и т.п.

Акъыда и законы Ислама направлены на разграничение правды и лжи, а также на стремление радикально изменить общество, включая доктрины, идеи, обычаи и системы без пристрастия, фаворитизма и реализма. Пророк (с.а.с.) с первого дня призыва обращался к людям твёрдо и уверенно, смело противостоял неверию и неверным, открыто бросал вызов всем заблуждениям. Коран с первых аятов порицал ложь неверных, высмеивал их божества, порочил их образ жизни, традиции и обычаи. Относительно идолов в Коране говорится:

إِنَّكُمۡ وَمَا تَعۡبُدُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ حَصَبُ جَهَنَّمَ أَنتُمۡ لَهَا وَٰرِدُونَ

«Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдёте» (21:98).

Относительно слепого следования традициям своих отцов и освящения того, что было унаследовано, Коран говорит:

وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ ٱتَّبِعُواْ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ قَالُواْ بَلۡ نَتَّبِعُ مَآ أَلۡفَيۡنَا عَلَيۡهِ ءَابَآءَنَآۚ أَوَلَوۡ كَانَ ءَابَآؤُهُمۡ لَا يَعۡقِلُونَ شَيۡ‍ٔٗا وَلَايَهۡتَدُونَ

«Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чём застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путём?» (2:170).

В отношении изъянов в их взаимоотношениях, например, затрагивая вопрос обвешивания, Коран говорит:

وَيۡلٞ لِّلۡمُطَفِّفِينَ ١  ٱلَّذِينَ إِذَا ٱكۡتَالُواْ عَلَى ٱلنَّاسِ يَسۡتَوۡفُونَ ٢  وَإِذَا كَالُوهُمۡ أَو وَّزَنُوهُمۡ يُخۡسِرُونَ

«Горе обвешивающим, которые требуют дать им сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон» (83:1–3).

Когда неверующие предложили Посланнику Аллаха (с.а.с.) поклоняться год их богам, а другой год — его Господу, был ниспослан решительный ответ:

قُلۡ يَٰٓأَيُّهَا ٱلۡكَٰفِرُونَ ١  لَآ أَعۡبُدُ مَا تَعۡبُدُونَ ٢  وَلَآ أَنتُمۡ عَٰبِدُونَ مَآ أَعۡبُدُ ٣  وَلَآ أَنَا۠ عَابِدٞ مَّا عَبَدتُّمۡ ٤ وَلَآ أَنتُمۡ عَٰبِدُونَ مَآ أَعۡبُدُ ٥  لَكُمۡ دِينُكُمۡ وَلِيَ دِينِ

«Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы), а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я). У вас есть ваша религия, а у меня — моя!» (109:1–6).

Когда неверные предложили Посланнику Аллаха (с.а.с.) всё, что он пожелает, в обмен на отказ от своего призыва, Пророк (с.а.с.) сказал:

يَا عَمُّ، وَاَللَّهِ لَوْ وَضَعُوا الشَّمْسَ فِي يَمِينِي، وَالْقَمَرَ فِي يَسَارِي عَلَى أَنْ أَتْرُكَ هَذَا الْأَمْرَ حَتَّى يُظْهِرَهُ اللَّهُ، أَوْ أَهْلِكَ فِيهِ مَا تَرَكْتُهُ

«О мой дядя! Если даже они положат солнце в мою правую руку, а луну — в левую, с условием оставить это дело, я не оставлю его, пока Аллах не завершит его полностью или пока я не погибну на этом пути!» (Ибн Исхак).

Когда некоторые племена согласились оказать ему помощь в установлении государства с условием, что после смерти Посланника Аллаха (с.а.с.) власть будет принадлежать им, он (с.а.с.) отказался.

Шариат Господа миров не подлежит компромиссу в применении и господстве. Законы Ислама не являются гибкими, чтобы можно было их подстроить под реальность согласно своим интересам или взять одну часть, оставив другую. Аллах говорит:

أَفَتُؤۡمِنُونَ بِبَعۡضِ ٱلۡكِتَٰبِ وَتَكۡفُرُونَ بِبَعۡضٖۚ فَمَا جَزَآءُ مَن يَفۡعَلُ ذَٰلِكَ مِنكُمۡ إِلَّا خِزۡيٞ فِي ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَاۖ وَيَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ يُرَدُّونَ إِلَىٰٓ أَشَدِّ ٱلۡعَذَابِۗ وَمَا ٱللَّهُ بِغَٰفِلٍ عَمَّا تَعۡمَلُونَ

«Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты ещё более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете» (2:85).

Положения Ислама не являются изменчивыми так, чтобы их можно было менять всякий раз, когда меняются обстоятельства. Решение Аллаха и Его Шариат не меняются с изменением времени и места. Именно такое понимание было у сподвижников Посланника Аллаха (с.а.с.). Они не соглашались на компромиссы в деле применения законов Аллаха. Абу Бакр (р.а.), вступив в войну с вероотступниками, сказал: «Я непременно буду сражаться с теми, кто разделяет между молитвой и закятом. Клянусь Аллахом, если они не дадут мне даже козлёнка, которого раньше давали Посланнику Аллаха (с.а.с.), я и тогда буду сражаться с ними». Однако то, что Ислам не является гибким и изменчивым, не означает, что он не может решать появляющиеся проблемы человечества. Положения и тексты Ислама в своём большинстве являются общими, а не частными. Поэтому муджтахиды имеют возможность выводить законы Шариата относительно новообразованной реальности после её глубокого изучения.

Ислам не подразделяется на «радикальный» и «умеренный». Аллах ниспослал Своему Посланнику (с.а.с.) единую религию с ясными положениями, изложенными в Коране и Сунне. Все эти ярлыки придумываются ненавистниками для того, чтобы ввести людей в заблуждение и отвратить от истины. Говоря «умеренный Ислам», они подразумевают религию по западной модели, особенно американской, которая не выходит за рамки духовенства и священничества и не имеет своей системы и государства, оставляя право на законодательство лишь людям. Говоря же «радикальный Ислам», они желают исказить образ религии, связывая его с убийствами и разрушениями, чтобы отвратить от него людей, а также исказить образ мусульманина, придерживающегося положений своего Господа, которые не подлежат торгу и угодливости.

Продвигая подобные термины, враги Ислама желают отождествления законов Шариата с законами куфра, чтобы Ислам и мусульмане утратили свою идентичность и больше не претендовали на мировое лидерство. Неверные понимают, что возвращение Ислама к правлению непременно приведёт к исчезновению их культуры и государств, как это раньше уже случилось с римлянами и персами. Они боятся, что народы и нации всего мира получат возможность познать истинный Ислам, живя в Исламском Государстве, которое без сомнения займёт лидирующее место в мире. Поэтому они прибегают к различным хитростям, чтобы не допустить этого, но все их козни известны Аллаху, и Он обещал мусульманам наместничество, расширение прав и возможностей, а также безопасность. Всевышний Аллах говорит:

وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ لَيَسۡتَخۡلِفَنَّهُمۡ فِي ٱلۡأَرۡضِ كَمَا ٱسۡتَخۡلَفَ ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِهِمۡ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمۡ دِينَهُمُ ٱلَّذِي ٱرۡتَضَىٰ لَهُمۡ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّنۢ بَعۡدِ خَوۡفِهِمۡ أَمۡنٗاۚ يَعۡبُدُونَنِي لَا يُشۡرِكُونَ بِي شَيۡ‍ٔٗاۚ وَمَن كَفَرَ بَعۡدَ ذَٰلِكَ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).

 


Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Бараа Мунасыра
5 Рамадана 1440 г.х.
10.05.2019 г.