25
Пн, янв

Быть достаточным и эффективным в призыве 1 ч.

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Под понятием «دَعْوَة» (призыв) принято понимать передачу своих идей и мнений другим людям и влияние этих идей на них. Другими словами, мусульманин верит, что Аллах является абсолютным Законодателем и что божественная Книга, которую Он передал нам через Своего Посланника (с.а.с.) — это Священный Коран.

В итоге эта вера побуждает мусульманина естественным образом передавать эти истины всем, кто его окружает. Именно это мы называем «даватом» (призывом). Сегодня в нашей теме речь пойдёт о носителе призыва к полному благу (т.е. к Исламу), а не к частичному. Следовательно, слова и поступки того, кто призывает к благому, должны быть направлены на призыв, чтобы общество могло принять его и брать с него пример. Собственно говоря, наш Господь говорит следующее в Коране:

وَمَنۡ أَحۡسَنُ قَوۡلٗا مِّمَّن دَعَآ إِلَى ٱللَّهِ وَعَمِلَ صَٰلِحٗا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ ٱلۡمُسۡلِمِينَ

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я — один из мусульман»?» (41:33).

При рассмотрении данной темы в наши дни мы видим, что, несомненно, одной из самых важных работ в этом направлении является книга «Призыв к Исламу»1. Поэтому, говоря о «призыве», было бы неправильным не упомянуть об этой работе и не привести примеры из неё. В данной статье мы попытаемся пролить свет на тему призыва, время от времени цитируя эту книгу, а также прибегая и к другим трудам. Итак, давайте начнём со следующих важных фактов, приведённых в предисловии данной книги:

«Эта книга больше акцентирована на призыве к установлению исламской системы правления — Халифата, потому что этот аспект составляет основу сегодняшнего призыва к Исламу. Ибо каждый призыв к Исламу, который не берёт в качестве своей оси построение Исламского Государства в условиях отсутствия последнего, является частичной деятельностью и отклонением от фактического призыва».

Таким образом, отсюда мы понимаем следующее:

1. В условиях нынешнего положения, когда Шариат Ислама не является доминирующим и мусульмане не знают покоя от бедствий, призыв к отдельным вопросам Ислама и деятельность вокруг лишь частных вопросов не является истинным призывом, а напротив, является отклонением от него.

2. Призыв к Исламу возможен лишь при повторном установлении упразднённого Халифата, посредством которого будут решены все проблемы на корню.

3. Призыв к Исламу возможен не просто через требование установить Исламское Государство, а через ведение совместной деятельности с политическим сплочением и через размещение его в центре жизни.

Таким образом, в соответствии с сегодняшними реалиями, говоря о призыве к Исламу и носителях призыва, мы видим, что общепринятое определение о том, что «призыв к Исламу — это совершение индивидом «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» (приказ одобряемого и удерживание от порицаемого)» не является подходящим и правильным. Как в случае с намазом и постом, есть определённые условия и правила, установленные Аллахом, и как в случае их соблюдения Аллах принимает намаз и пост, так и в случае призыва и «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» необходимо придерживаться установленных Аллахом условий и правил. Следовательно, в отсутствие государства на вопрос соблюдения хукма «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» необходимо смотреть в следующих двух осях:

1. Соблюдение этого хукма индивидом.

2. Соблюдение этого хукма джамаатом (сплочением).

Конечно же, между соблюдением данной нормы отдельными индивидами и джамаатом существуют различия. Но прежде чем мы углубимся в эту разницу, следует отметить следующее. «Амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар», которые должны выполняться человеком в рамках джамаата, не могут быть соблюдены отдельными индивидами. Однако индивидуальная обязанность «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» может и должна быть соблюдена отдельным индивидом, который является частью джамаата. Между тем, если человек избегает коллективной обязанности «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» и совершает индивидуальную обязанность «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар», это никоим образом не означает, что он снял с себя ответственность за коллективную обязанность. Думаю, этого достаточно, чтобы ощутить разницу между ними.

Чтобы лучше разобраться в этой разнице, давайте попробуем прибегнуть к книге Ясина ибн Али, которая называется «Из хукмов амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар». Автор в теме «Амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар в отсутствии государства» говорит, что обязанность «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» ложится на отдельных индивидов, джамааты и власть имущих. Далее он упоминает, что государство играет наиважнейшую роль в исправлении мункара (порицаемого). Позднее автор задаётся следующим вопросом: «Связан ли амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар с государством?».

Отвечая на это, Ясин ибн Али в напоминание об основных обязанностях Исламского Государства говорит: «Это обязательное политическое образование, имеющее силу, чтобы выполнять и обеспечивать соблюдение норм Ислама, а также нести призыв к Исламу всему миру в качестве послания для человечества через дават и джихад. Государство — это единственный метод, применяемый Исламом для претворения исламских систем и общих норм в жизни и обществе. Опять же, государство — это единственная форма претворения исламского образа жизни. Без него Ислам перестаёт существовать как идеология и система жизни, а от него остаётся лишь духовное поклонение и нравственные качества».

Напомнив о главной роли государства, автор говорит об обязанностях, которые действуют вне зависимости от наличия или отсутствия государства, а также рассматривает «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» в данном контексте. В качестве примера он приводит джихад. Шариатские доказательства о джихаде абсолютны (мутлак). Одним из таких доказательств являются следующие слова Всевышнего Аллаха:

كُتِبَ عَلَيۡكُمُ ٱلۡقِتَالُ

«Вам предписано сражаться» (2:216).

Затем Ясин ибн Али объясняет независимую от Государства Халифат обязанность «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» следующим образом:

«В основе, право на отдачу приказа о начале сражения находится у халифа. Он — единственный, кто объявляет войну и заключает перемирие. Однако даже если у мусульман отсутствует халиф, даже если нет государства, которое претворяет Ислам внутри страны и которое несёт Ислам за пределами страны посредством джихада, джихад не оставляется без дела, и оставлять его непозволительно. Если допустить оставление джихада, то земли мусульман будут захвачены и оккупированы, богатства разграблены, их честь, святыни и ценности осквернены. Как это и произошло сегодня.

Точно так же «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» не связан ни с халифом, ни с власть имущими. Независимо от того, имеется ли Исламское государство Халифат или нет, претворяется ли правление в мусульманских странах по Исламу или же по законам куфра, правильно ли правитель соблюдает исламские положения или нет — «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» в любом случае является для мусульман ваджибом. Требование совершать «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» не зависит от наличия халифа и не имеет такого условия, как установление государства. Пророк Музаммад (с.а.с.) сказал:

مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ

«Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это своей рукой»,

لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللهُ أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَابًا مِنْهُ

«Вам следует обязательно повелевать одобряемое и запрещать порицаемое. Иначе, возможно, Аллах пошлёт на вас наказание от Себя» (Тирмизи)».

Из вышесказанного мы понимаем следующее: повелевать одобряемое и запрещать порицаемое во многих делах, например, в вопросах образования, выплаты закята, паломничества или защиты населения, по сути является обязанностью государства. А это может быть осуществлено лишь с господством Шариата. Однако если хукм является абсолютным и не обусловлен наличием Исламского Государства, то он продолжает оставаться в силе всегда и везде.

Рассмотрим разницу между индивидуальной и групповой деятельностью и обязательностью ведения деятельности в джамаате. В книге «Призыв к Исламу», прежде чем упомянуть 104 аят суры «Али Имран» в качестве доказательства деятельности в сплочении, говорится следующее:

«Несомненно, что существование джамаата, который фактически занимается восстановлением исламского образа жизни посредством метода Праведного Халифата, является шариатской обязанностью. Следующие слова Аллаха — тому доказательство:

وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать порицаемое. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

В этом аяте Аллах повелевает мусульманам в качестве фард аль-кифая иметь по крайней мере одно сплочение, которое призывало бы к добру, повелевало бы одобряемое и запрещало порицаемое.

Веление в аяте «пусть будет» выражает обязательность наличия призыва к Исламу, приказа маъруфа и запрета мункара.

Фраза «среди вас» делает это обязательство для некоторых эксклюзивным, поскольку обязанность повелевать одобряемое и запрещать порицаемое является делом, требующим знаний и проницательности, которые не каждый может иметь, и это является шариатской кариной, согласно которой эта обязанность является фардом кифая».

Затем автор отмечает, что мы должны знать «что есть маъруф» и «что есть мункар» для того, чтобы совершать «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар», и говорит: «То, что поступки (амаль) следуют за знаниями (ильм) — очевидно, поскольку поступки соответствуют шариатским знаниям. В противном случае поступки потеряют такую особенность, как поклонение (ибадат)».

Согласно этому, коллективная деятельность не ограничивается приказом к одобряемому и запретом порицаемого, а также требуется, чтобы сплочение призывало к добру, а именно — к Исламу. Призыв к Исламу — это не только призыв людей к намазу, посту или изучению религии, а призыв к единому целому претворению Ислама, а именно — к Халифату, чего невозможно реализовать в индивидуальном порядке. Имеется отличие между наставлением в адрес того, кто не совершает намаз, со стороны индивида и со стороны сплочения. Индивид может ограничиться тем, что кто-то встал на путь совершения пятикратного намаза, но тот, кто участвует в сплочённой деятельности, не ограничится этим и станет акцентировать внимание того, кто стал совершать пятикратный намаз, так же и на существующее неисламское правление и станет напоминать, что деятельность по установлению Исламского Государства тоже является для него ваджибом.

К тому же, есть ещё один вопрос, который может вызывать путаницу и требует разъяснения, и это разница между «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» и «призывом». Как мы уже упоминали выше, совершение «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» в индивидуальном плане (например, напоминание употребляющему алкоголь мусульманину о том, что это харам, или даже удаление его от этого харама) и совершение этого хукма в рамках сплочения (например, отчёт несправедливого правителя и ознакомление мусульман с моделью Исламского Государства) отличаются друг от друга. Ясин ибн Али, рассматривая эту тему, отмечает, что между призывом и «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» имеются как отличия, так и сходства. Вот два отличия, которые он приводит:

«1. Амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар более обособленный, чем призыв в смысле «требования претворять Ислам». Призыв носит более общий характер, поскольку дават включает в себя помимо требования соблюдать ваджибы и отказываться от харама так же и другие вопросы. Иными словами, дават охватывает больше вопросов, чем «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар». В отношении джамаата Аллах сказал:

وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ

«Пусть среди вас будет группа, которая будет призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

Тут мы видим указание на частное — «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар», и на общее — добро или Ислам. «Амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар» упоминается для того, чтобы обратить внимание на важность и значимость этих дел. По сути, призыв (дават) состоит в том, чтобы разъяснять идеи и хукмы Ислама, а не приказывать и запрещать. Дават — это передача (таблиг) Ислама через оглашение, худжат (доводы) и бурхан (доказательства). Призыв — это диалог и убеждение.

2. Несомненно, дават делится на два вида. Первый — это призыв, направленный к немусульманам, чтобы те уверовали в Ислам, вошли под его защиту и поступали в соответствии с его нормами. Второй же — это призыв, обращённый к мусульманам, чтобы те приобщились к Исламу и поступали в соответствии с тем, что содержится в словах «ля илаха илляллах, Мухаммадун расулюллах». Другими словами, это призыв к повиновению Всевышнему Создателю и к тому, чтобы держаться веленого Им прямого пути (минхаджа). Этот аспект призыва отличается от «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар», который ограничивается обращением к мусульманам и не распространяется на неверующих».

Таким образом, основное различие между призывом и повелением одобряемого и запретом порицаемого состоит в том, что один ограничен особыми (индивидуальными) хукмами и направляется только к мусульманам, в то время как другой касается общих норм (добро, Ислам, Халифат) и при этом всегда смотрит на проблему целиком. Проведём аналогию с природой, чтобы лучше понять сказанное. Представьте себе сильно ослабленное дерево. Заниматься его листьями и ветвями для его оживления будет подобно «амр биль-маъруф ва нахй аниль-мункар», а основным стволом и корнями — давату.

(Продолжение следует)

 

Мехмет Айдын
13.11.2020 г.

 

1. «Призыв к Исламу», Ахмад аль-Махмуд.