25
Пн, янв

Эксперименты над шариатскими законами

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Теперь перейдём ко второму вопросу: правильно ли говорить, что метод, который определяется как набор шариатских законов, а не способов, подвергается экспериментам, и если он даст плоды спустя некоторое время, то можно ли заявлять о его пригодности, а если не даст — тогда о непригодности?

Среди мусульман есть те, кто экспериментирует с деятельностью по образованию Исламского Государства, а метод называет пробным вариантом, по которому проходит призыв. Правильно ли это утверждение?

Неправильно называть метод экспериментом, поскольку это не соответствует значению слов «шариатский метод».

Методом деятельности в Исламе являются шариатские законы, которые зависят от силы доказательств. Сплочение должно придерживаться этих законов, пока считает их шариатскими. Здесь неуместны эксперименты и опыты, при этом заявляя: «Если испытание приведёт к цели, тогда эксперимент прошёл успешно, а если нет, тогда он провалился и требуется замена». В таком случае метод превратится в эксперимент, призванный достичь цели.

Шариатский метод — это набор шариатских законов, как упоминалось выше, которые направлены на достижение своей цели, а именно — возобновление исламского образа жизни, и эти законы зависят от силы доказательств. Придерживаясь этих законов и проявляя терпение по отношению к ним, мусульманин поклоняется Аллаху. Оставить эти законы он может только в том случае, если найдёт более сильные доказательства.

Шариатский метод означает повторение шагов Посланника Аллаха (с.а.с.). Это отличается от того, как ведут себя деятели, поступающие согласно рукотворным системам. При нынешних системах люди пробуют и экспериментируют над своими мыслями и действиями, а правильность или неправильность определяют согласно успеху или неудаче, либо согласно достижению цели или недостижению.

Природа выдуманных людьми систем такова, что они не окончательны и всегда нуждаются в изменениях и развитии. Любую их работу можно назвать экспериментом. Все законы, принимаемые на Западе, являются экспериментальными. Критерием правильности совершаемых ими действий является только достижение цели. Если закон достиг результата, тогда он правильный, а если не достиг — тогда нет. Это отличается от мусульманина из-за отличия природы Ислама, ниспосланного Мудрым и Проницательным Аллахом. Принятый мусульманином закон будет правильным и полным, если он построен на шариатских доказательствах.

Правильность закона исходит из правильности шариатских доказательств и правильного использования доводов, и не зависит от достижения результата. Следовательно, основой является приверженность шариатскому закону, и по нему определяется путь. Что касается результата действий, входящих в раздел метода, то есть наместничества и возможности исповедовать религию, то он неминуемо воплотится в жизни. Аллах говорит:

وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне» (24:55).

Также Он сказал:

إِن تَنصُرُوا اللَّهَ يَنصُرْكُمْ وَيُثَبِّتْ أَقْدَامَكُمْ

«Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (47:7).

Если результат не достигается, тогда метод не отменяется и не заменяется, как и не объявляется его неправильность, а скорее, переосмысляются законы метода. Шариатский закон может быть оставлен только в том случае, когда группа убеждается в ошибочности своего понимания. Если группа не обнаруживает ошибки своего понимания, то она должна придерживаться того, что у неё есть, и проявлять терпение до тех пор, пока Аллах не явит Своё повеление. Также задержка результата может быть связана с закономерностью отсрочки победы, чего прежде не избежали даже посланники. Аллах говорит:

حَتَّى إِذَا اسْتَيْأَسَ الرُّسُلُ وَظَنُّوا أَنَّهُمْ قَدْ كُذِبُوا جَاءَهُمْ نَصْرُنَا

«Когда же посланники приходили в отчаяние и понимали, что их сочли лжецами, к ним приходила Наша помощь» (12:110).

Да, эта деятельность — тяжёлая и требует огромных усилий. Средств у группы намного меньше, чем у противостоящих ей режимов. Но успех деятельности не привязан к определённому периоду времени, чтобы говорить о провале, когда она не приносит плодов. Скорее, успех связан с правильностью идеи, силой приверженности её сторонников и принятием идеи людьми в целом. И когда эти три пункта будут воплощены, тогда можно говорить о победе, которая достигается посредством поиска помощи и защиты для религии (таляб ан-нусра). Во всём этом мы подражаем Посланнику Аллаха (с.а.с.), а оценка полноты действий оставлена на Аллаха. Оценка же группы в этой области будет происходить согласно наиболее вероятному предположению (галабат уз-занн).

Если причины победы были достигнуты, то она придёт, а если нет, тогда и победа будет задерживаться. Но задержка не обязательно означает, что допущена ошибка, это может означать, что степень подготовки была недостаточной, и её следует увеличить. Также задержка победы может быть испытанием для членов сплочения или группы: опустятся ли их руки после отчаяния, или они останутся верными своему завету, или, может, от него отступят некоторые люди.

В любом случае необходимо переосмыслить законы метода. Если группа не находит причины изменить свой путь, то изменение не допускается под предлогом задержки победы. Она должна искать способы и средства, которые изначально допустимы, и выбирать наиболее подходящие. Следовательно, задержка может и не означать провал, и нет никаких шариатских доказательств достижения цели в определённый период времени.

Рассмотрение должно быть сосредоточено на правильности идей и законов, связанных с методом, поскольку по ним проходят подготовку члены группы и готовится вся Умма. Если эти идеи и законы верны с точки зрения группы, и она выбрала успешные способы и средства, тогда следует проявить терпение, и их нельзя изменять, независимо от того, насколько задерживается победа.

Речь идёт о больших изменениях, а не об изменении отдельных лиц. Колесо изменения общества намного больше, чем колесо изменения отдельных людей. Движение в этом направлении намного медленнее, так что увидеть его может только тот, кто обладает глубоким пониманием и правильным подходом. Но это не означает, что в отношении деятельности человек должен думать о том, что цель не будет достигнута им самим, а будет достигнута будущими поколениями. Скорее, человек или члены группы приступают к деятельности, думая, что они сами достигнут цели и будут свидетелями победы, как это случилось с Посланником Аллаха (с.а.с.) и его сподвижниками.

Нужно иметь в виду то, что жизнь человека может быть коротка или длинна, но обещание было дано не отдельному человеку или отдельным людям, а группе. Аллах обещал наместничество группе верующих, а отдельные люди группы могут покинуть этот мир так же, как и амир группы. Некоторые могут отступить от своего завета, но обещание останется в силе до тех пор, пока группа будет верна завету, данному Аллаху. И победа рано или поздно будет достигнута этой группой. Знание о победе — только у Аллаха, и никто не вправе жаловаться на задержку. Группа же ответственна только за приверженность своему методу.

Следовательно, неправильно думать, что закон Шариата — это эксперимент, чтобы обрекать его на провал, если достижение цели задерживается, и отказываться от него в интересах другого экспериментального закона. Нельзя оставлять закон до тех пор, пока мы уверены, что он — шариатский в соответствии с доказательствами. Что касается способов и средств, то их можно подвергать испытанию.