Рационализм — это общее название философского движения, которое сформировано взглядами, принимающими разум в качестве единственного источника, мерила и основы познания.
Хотя вокруг данного вопроса возникали различные мнения в зависимости от философов и периодов их проживания, все они были единогласны в том, что истинное познание основано на разуме и критерием истинного знания выступает только разум, что в сознании человека существует врождённое «априорное знание»1 и что истинное познание достигается благодаря этим врождённым знаниям. По их мнению, человеческий разум с рождения обладает всеми знаниями, и человек живёт в соответствии с этими врождёнными знаниями. Например, согласно этому пониманию, моральный статус человека связан с вспоминанием в течение его жизни врождённых знаний о морали через разум. И это вовсе не познания, полученные в результате экспериментов или опыта.
Рационалисты, основывая точность познания на разуме, отрицают восприятие через органы чувств и ощущение. Ведь согласно идеалу рационализма, знание должно быть достоверным, действительным и обязательным для всех и каждого. Они сосредоточились на том, через какую способность люди могут достигать этих знаний, и ответив, что это — разум, они решили, что такая информация не может быть получена через органы чувств и ощущения. По их мнению, мысли, возникающие в результате ощущений и восприятия, представляют собой информацию, которая не всегда точна и может меняться, а источником точных знаний являются врождённые умственные принципы человека.
Позиция элейской школы, одной из самых важных и старейших философских школ, по этому вопросу такова: «Человек может достичь истины только с помощью разума и размышления. Воспринимаемый же через чувства мир объектов представляет собой образ. Только разум может постичь реальное и неизменное». Философы-рационалисты в качестве примера на данное понимание, которое в философии выражается как «абсолютный рационализм», приводят знания логики и математики, поскольку эти знания категоричны, неизменны от человека к человеку и верны для всех в прошлом и в настоящем.
Возникновение рационализма восходит к периоду античности — к 600-м годам до нашей эры. Однако во все периоды философы-рационалисты принимали разум как единственный путь достижения истинного познания и соглашались с тем, что человеку присуще врождённое априорное знание. В некотором смысле философы этого движения во все периоды освящали разум. Рационализм сам по себе выражает уверенность в бесконечных и неограниченных возможностях человеческого разума в противовес господству религии и идеализма. Очевидно, что причина возникновения рационализма кроется в борьбе европейского общества с религией и идеалами.
Это ещё лучше прослеживается при рассмотрении, в особенности, взглядов древних философов на рационализм. Понимание рационализма древними философами намного острее и бескомпромисснее, чем понимание философов Средних веков и Нового времени. В рационалистическом понимании философов древности определённо нет места религии и познанию через чувства.
В Средние века мусульманский философ Фараби находился под влиянием рационалистических мыслей древних философов и пытался связать Ислам с рационализмом. Фараби трудился над тем, чтобы доказать через рационализм, что в Исламе всему есть разумное объяснение, а сам Ислам является разумной религией. Точно так же философы Нового времени, которые преимущественно являлись математиками, выдвигали взгляды под названием «религиозный рационализм», которые защищают точку зрения о соответствии религии разуму. Через эти взгляды синтеза религии с рациональностью был привнесён новый формат в рационализм в Новом времени в отличие от периода древних философов.
Принятие разума как единственной основы познания в рационализме, как они сами утверждают, служит для получения точной информации обо всех объектах, составляющих Вселенную. По их мнению, разум наделён некоторыми принципами или способностями, из которых он может черпать точную информацию о Вселенной. Фактически, когда они рассматривают вопросы о человеке, жизни и Вселенной, которые они называют составляющими бытие объектами, — они уже заранее устанавливают барьер между собой и нематериальными вещами, называющийся у них «чувственным опытом», поскольку рационалисты благосклонны к возвеличиванию умственных познаний, черпаемых из разума. Таким образом, совершив ошибки в самом начале, они преградили путь к правильному решению. На самом же деле человеку необходимо задаваться вопросом о том, как возникли все объекты (вещи), которые он воспринимает своими врождёнными органами чувств.
В этом и заключается рассмотрение и ответ на вопросы касаемо человека, жизни и Вселенной. Данная потребность в поиске ответа начинается с того момента, когда инстинкт поклонения толкает человека воспринимать и рассматривать объекты (вещи), и продолжается до тех пор, пока он не достигает убедительного для разума и сердца вывода о возникновении этих вещей. Отсюда философы-рационалисты с самого начала неправильно подошли к рассмотрению данного вопроса и не смогли прийти к правильному выводу о человеке, жизни и Вселенной.
Чтобы понять, что же из себя на самом деле представляет взгляд, принимающий разум как единственную меру точности и истинности познаний, необходимо рассматривать данный вопрос в рамках определения того, что такое разум. Вопреки тому, что рационалисты принимают чувственное восприятие объектов как абстрактное и отвлечённое от действительности познание и не оценивают его как один из факторов при рассуждении, процесс размышления не может происходить без чувственного восприятия (восприятия посредством органов чувств). Мышление — это передача действительности в мозг через органы чувств и вынесение суждения о действительности при помощи предшествующей информации в мозге. Следовательно, чтобы мозг мог вынести суждение о реальности, он должен сначала воспринять эту действительность через органы чувств.
Фактически, чувственное восприятие — это процесс восприятия действительности органами чувств. Идея о том, что «умственное восприятие даёт истинную достоверную информацию, а чувственное — неосязаемую смутную информацию», которую отстаивают философы-рационалисты, не соответствует действительности, поскольку восприятие является задачей лишь органов чувств. Размышление — это не процесс восприятия, а процесс рассуждения о действительности, воспринимаемой органами чувств. Следовательно, «умственного восприятия» не существует.
К тому же, согласно рационалистическому пониманию, всё, что находится за пределами органов чувств (или, как они говорят, за пределами умственного восприятия), является ничтожным, нереальным знанием. Информация, которую они называют «чувственным познанием», относится к самому низкому уровню знаний в философии. Сюда же они относят типы информации, состоящие из мнений и предположений, которые неясны и требуют воображения в сознании. Согласно рационализму, чувственное восприятие не способно выражать реальной сути объектов в общем мировом порядке и вызывает неясные представления по этим объектам, поскольку данное восприятие является нечётким и неясным опытом восприятия. В результате они говорят, что чувственное познание — это тип знания, реальность которого не принимается и подвергается сомнению, а сам рационализм принимают в качестве единственного и правильного мерила истинности.
В соответствии с этим пониманием, в котором разум принимается как единственный источник истины, всё, что находится за пределами нашего восприятия и сообщается Всевышним Аллахом в Коране, как, например, ангелы, Шайтан, Рай, Ад, джинны и другие невидимые глазу объекты и явления, входит в сферу «сенсорного познания» и считается неточной информацией, правдивость которой подвергается сомнению. Опять же, когда разум принимается в качестве единственного мерила истинности информации, целью жизни перестаёт быть получение довольства Всевышнего Аллаха, а вместо этого человек устремляется к проживанию жизни в рамках разума и логики.
Возникает необходимость пропускать через сито рациональности (умственного обоснования) исламские идеи, мнения и хукмы, регулирующие жизнь в рамках харама и халяля и являющиеся критерием поступков в жизни, а затем принимать то, что соответствует разумному обоснованию, и отбрасывать то, что ему противоречит. Так выглядит результат мышления рационалистической философии, то есть принятия разума в качестве единственного мерила и критерия правильности информации. Многие огромные и сложные в разрешении проблемы, нависшие над Уммой сегодня, являются следствием влияния данной мысли.
Сделав вывод, что разум является единственным естественным источником знания, рационалисты сосредоточились на вопросах о том, что такое разум и как он получает знания, и, в целом, на «процессе вспоминания врождённой априорной информации в ходе жизни». Данная точка зрения философов в отношении разума совершенно ошибочна и неверна, поскольку разум — это не «вспоминание некоторой врождённой информации об объектах и событиях, встречающихся во времени», а «процесс, с помощью которого мозг оценивает и выносит мысли, используя предшествующую (предварительную) информацию об объектах и событиях (фактах), которые человек воспринимает через свои органы чувств».
Исключив существование чувственного восприятия в процессе мышления, они допустили первую большую ошибку, ведь при наличии каких-либо проблем в чувственном восприятии невозможно ощутить и осмыслить то, что они называют «объектами бытия». Процесс рассуждения и размышления не может иметь место в отношении вещей, которые не получается воспринять через чувства и ощущения. Например, нельзя ожидать, что человек, утративший способность видеть, выскажет мнение о цвете цветка, находящегося у него в руках. Он сможет выразить мнение о цветке только в рамках того, что удалось ощутить через здоровые чувства обоняния и осязания.
Второй важнейшей ошибкой философов в отношении разума является их предположение о том, что человеку с рождения присуще априорное знание. Почти все философы-рационалисты согласны с тем, что существуют вечные истины, которые люди могут извлечь из своего разума. По их мнению, благодаря врождённым знаниям, таким как математика, моральные принципы, принципы разума и идея о Боге, разум способен достичь многой другой общей, точной и обязательной информации.
Независимо от того, находятся ли априорные знания, как утверждают рационалисты, в форме неких принципов, или они являются отдельной информацией по каждому случаю, если бы априорные знания были врождёнными, то у человека должна была быть возможность приходить к суждению (мнению) о каждом новом объекте или событии, с которым он сталкивается, через вспоминание своих врождённых априорных знаний об этом. Однако люди не могут судить о том, о чём у них нет предшествующей информации, но они могут это прочувствовать.
Знания в таких областях, как математика, моральные принципы, принципы разума и идея о Боге, которые также составляют основу для многих других групп знаний и которые рационалисты называют «априорными» знаниями, на самом не являются врождёнными в человеке. Идея о Боге означает подчинение и служение сильным мира сего, что является проявлением в человеке инстинкта поклонения. Следовательно, существование данного инстинкта у людей не имеет ничего общего с разумом. Роль разума в случае с данным инстинктом заключается в том, чтобы правильно определить ту самую Единственную Силу, которой можно со спокойствием в сердце проявлять покорность.
Что касается моральных принципов, принципов разума и прочего, то очевидно, что эти базовые познания существуют даже в отдалённых от современных обществ племенах, живущих в примитивных условиях. Факт существования этих знаний во всех обществах, от самых современных до самых первобытных (древнейших), используется в поддержку точки зрения философов-рационалистов о том, что априорное знание присуще человеку с рождения. Однако человек — это существо, состоящее из инстинктов и органических потребностей, которые он вынужден регулярно удовлетворять для продолжения своего существования и обретения покоя. Все желания и действия человека, направленные на удовлетворение своих инстинктов и органических потребностей, образуют поведение человека. Эти базовые познания и принципы, которые существуют даже в обществах, живущих в примитивных условиях, связаны с систематизацией такого поведения, которое обеспечивает удовлетворение человека.
Источником этой систематизации (системы) является либо Божественное Откровение, либо человеческий разум, и третьего не дано. Что касается человеческого разума, то система, которая из него исходит, не имеет ничего общего с врождённым априорным знанием. Предшествующую информацию в данном случае определяет сам факт удовлетворения и опыт, полученный в результате этого удовлетворения. Следовательно, в предшествующей информации сначала имеет место действие, а затем — сформированные в результате действия знание, принцип, система и т.д. Впоследствии же либо вносятся какие-то коррективы и изменения к уже имеющемуся опыту, либо пересматривается всё с самого начала. Если бы предшествующая (или, как говорят рационалисты, — априорная) информация была врождённой, то знание, принцип, система и всё тому подобное должно было бы возникать ещё до совершения действия, и тем более уже не должно было бы изменяться после того, как выявилось наружу.
Самой главной аргументацией философов-рационалистов о том, что врождённое априорное знание присуще человеку и что разум является единственной мерой истинного познания, является математическая наука. Это так потому, что математика представляет из себя информацию: которую все люди во всех уголках Земли как в прошлом так и в будущем принимают за истину, не имея при этом ничего общего друг с другом, и используют во всех задачах, начиная от простейших подсчётов, и заканчивая сложнейшими технологическими расчётами. Именно поэтому рационалисты считают, что существование данного обстоятельства является окончательным аргументом того, что предшествующая информация существует в человеке от рождения в виде заранее заложенного априорного знания.
Однако данная ситуация с математикой связана не с тем, что она существует у людей в виде врождённого априорного знания и вспоминается ими в течение жизни, а с тем, что в мире не существует другого метода, с помощью которого можно было бы выполнять подобные операции. Проще говоря, когда вы кладёте две ручки рядом с уже имеющимися двумя, то в любой точке мира наличие в итоге четырёх ручек является фактом проявления природы данных ручек и не имеет ничего общего с так называемыми «врождёнными априорными знаниями» человека.
Разум — это процесс передачи события (вещи или случая) в мозг через органы чувств и выдвижение суждения об этом событии с помощью предшествующей информации, содержащейся в мозгу. Следовательно, предшествующая информация является одной из составных процесса мышления. Наличие предшествующей информации у людей не является врождённым, как об этом утверждают рационалисты. Если бы эта информация была врождённой, то ребёнку, чтобы обучаться, не приходилось бы постоянно задавать вопросы с того момента, как он начал воспринимать окружающий мир и объекты. Знание не является ни дочеловеческим, как утверждают коммунисты, ни врождённым, как думают философы.
У человека нет врождённых знаний. Однако в качестве требования присущего его природе инстинкта поклонения человек обладает способностью задавать вопросы обо всех вещах (созданиях), которые он воспринимает через свои органы чувств. Эти вопросы касаются человека, жизни и Вселенной и их связи с тем, что предшествовало этой жизни; и это продолжается до тех пор, пока не будет найдено решение, которое убеждает разум и придаёт уверенности в сердце. Следовательно, доступ человека к знаниям открывается уже после его рождения. Всевышний Аллах говорит:
وَعَلَّمَ ءَادَمَ ٱلۡأَسۡمَآءَ كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمۡ عَلَى ٱلۡمَلَٰٓئِكَةِ فَقَالَ أَنۢبُِٔونِي بِأَسۡمَآءِ هَٰٓؤُلَآءِ إِن كُنتُمۡ صَٰدِقِينَ ٣١ قَالُواْ سُبۡحَٰنَكَ لَا عِلۡمَ لَنَآ إِلَّا مَا عَلَّمۡتَنَآۖ إِنَّكَ أَنتَ ٱلۡعَلِيمُ ٱلۡحَكِيمُ
«Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их (творения, наречённые именами) ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду». Они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты — Знающий, Мудрый»» (2:31,32).
Таковым является реальное обстоятельство такого феномена, как «знание». Рационалистическое понимание того, что «априорное знание присуще человеку в форме определённых основных принципов с рождения», что «совершаемые человеком умственные восприятия раскрывают единственно действительные знания» и «что чувственные восприятия, в отличие от умственных, не отражают действительных знаний» полностью и целиком неправильно и ошибочно. С таким пониманием рационалисты вышли далеко за рамки роли и пределов разума, приписали вовсе не присущие для разума свойства и, в некотором смысле, освятили разум и приняли его единственным мерилом оценки истинности.
Основной урон по мусульманам был нанесён взглядами на рациональность и религию, присущими философам XVIII века. «Религиозный рационализм» придерживается мнения, что религия отвечает разуму и рациональности. По их мнению, религия и разум не противоречат друг другу, поскольку оба даны Аллахом. Однако единственным мерилом истинности в этом вопросе является всё-таки разум, и поэтому допустимо доверять только рациональности. И в религиозных вопросах о вере принимается только то, что отвечает логике и подтверждается рациональным познанием. Таков общий обзор взглядов философов XVIII века в данном вопросе.
Начиная со второго века по хиджре, мусульмане стали ощущать на себе влияние греческой и индийской философий. Под воздействием этих философских взглядов большинство мусульман с целью дать ответ на эти взгляды внезапно обнаружило себя в дискуссиях, которые растянулись на целые столетия. Они даже запутались в таком вопросе акыды, как «Када ва кадар», и в попытке дать свой ответ на данный вопрос они принялись рассматривать его подобно рационалистам.
Фараби, на которого в вопросе рационализма повлияли древние философы, приложил огромные усилия, чтобы доказать через рациональное понимание Аристотеля и Плотина, что религия Ислама отвечает разуму и гармонирует с ним. На протяжении всей истории Ислама имеется огромное количество эпизодов, где прослеживается влияние на мусульман этого и аналогичных ему философских взглядов. Пока мусульмане растрачивали все свои силы и энергию на эти философские дискуссии, вопросы, ставшие предметом этих дискуссий, стали набирать более сложный и более неразрешимый характер.
Несмотря на то, что предыдущие взаимодействия с философией в истории оказали негативное влияние на Умму, мусульмане оказались под наибольшим впечатлением от философских взглядов именно в прошлом веке. Влияние на них рационализма достигло таких масштабов, что они, осознанно или нет, стали пропускать всё, что связано с Исламом, через рациональный подход (то есть разумное обоснование), абсолютно не делая разбора между вопросами, которые входят в рамки разума и которые не входят туда. Дошло до того, что они стали рассматривать правильность и пригодность в нынешних реалиях исламских идей, взглядов и хукмов, словно перед ними были вопросы, касающиеся разума.
В данной статье мы даже не затрагиваем тех, кто под влиянием рационализма стал называться сторонником «деизма», обретающего популярность в последние годы и ставшего новой мыслительной и идейной «чумой» современности. Хукм касательно того, что они «принимают существование Создателя и не принимают никаких Откровений (религий)», известен. Этим самым мы пытаемся подчеркнуть плачевное положение представителей Уммы сегодня. И более плачевно положение лиц, которые выступают перед Уммой в качестве учёных, и тех, чьи имена упоминаются наряду с их академическими успехами. В попытке выразить о них доброжелательное мнение (хусн уз-занн) мы скажем, что они, мягко говоря, подвержены влиянию рационализма, из-за чего пришли к ряду ошибочных выводов, особенно о том, что «Ислам является религией разумности».
Хотя рационалисты и утверждают, что разум является мерилом и критерием истин, однако на самом деле он не способен выступать мерилом во всех вопросах. Область, которую разум способен охватить, ограничивается только объектами (вещами), которые мы можем воспринимать посредством наших органов чувств, поскольку разум не может судить о вещах, которые он не способен воспринять органами чувств. Разумное (акли) мышление о вещах — это полная и всеобъемлющая (кулли) мысль о человеке, жизни и Вселенной, которая убеждает разум и придаёт уверенность сердцу. Эта всеобъемлющая (полная) мысль ведёт человека к решительному утверждению (тасдык уль-джазим), в котором нет ни доли сомнения, о существовании безграничного, самодостаточного и совершенного Творца, и это — Всевышний Аллах.
أَلَمۡ تَرَ أَنَّ ٱللَّهَ أَنزَلَ مِنَ ٱلسَّمَآءِ مَآءٗ فَسَلَكَهُۥ يَنَٰبِيعَ فِي ٱلۡأَرۡضِ ثُمَّ يُخۡرِجُ بِهِۦ زَرۡعٗا مُّخۡتَلِفًا أَلۡوَٰنُهُۥ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَىٰهُ مُصۡفَرّٗا ثُمَّ يَجۡعَلُهُۥ حُطَٰمًاۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَذِكۡرَىٰ لِأُوْلِي ٱلۡأَلۡبَٰبِ
«Неужели ты не видел, что Аллах ниспослал с неба воду и провёл её к источникам по земле? Потом посредством неё Он выводит посевы различных цветов. Затем они вянут, и ты видишь их пожелтевшими. Затем Он превращает их в труху. Воистину, во всём этом — напоминание для обладающих разумом» (39:21).
Разум обладает способностью доказывать существование и единство Всевышнего Аллаха через Его творения. Таким же образом разум доказывает разумным путём, что Посланник Аллаха ﷺ является Посланником Аллаха, а Коран — Книгой и Речью Аллаха. Таковы функции разума в Исламе, являющегося религией разума. То, что Ислам является религией разума, означает, что он основывается на выводах, достигнутых разумом. Дальнейшая же задача разума — это уверовать в разумные доказательства, приложить усилия понять Божественное Откровение и полностью покориться тому, что приносит Откровение.
То есть первоначальное разумное доказательство основ Ислама (а именно — его правильности и того факта, что Ислам был ниспослан Творцом через Пророка ﷺ) распространяется на всё, что исходит из Ислама через Божественное Откровение, и считается уже доказанным и подтверждённым разумным путём. Это и есть та черта, где рационалисты и умы, подверженные их влиянию, должны были остановиться и не преступать меру.
فَأَقِمۡ وَجۡهَكَ لِلدِّينِ حَنِيفٗاۚ فِطۡرَتَ ٱللَّهِ ٱلَّتِي فَطَرَ ٱلنَّاسَ عَلَيۡهَاۚ لَا تَبۡدِيلَ لِخَلۡقِ ٱللَّهِۚ ذَٰلِكَ ٱلدِّينُ ٱلۡقَيِّمُ وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ
«Обрати свой лик к религии, как ханиф. Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знает этого» (30:30).
1. Априо́ри (лат. a priori, букв. — «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), то есть знание, как бы заранее известное.