19
Пт, апр

Когда прекратятся лживые фетвы о дозволенности поздравлять неверных с их праздниками?

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В эти дни, более того — из года в год, происходит много споров вокруг вопроса о поздравлении христиан с их праздником. Одни разрешают это делать, другие запрещают, и у каждого мнения — свои сторонники.

Например, верховный муфтий Египта и верховной шейх университета аль-Азхар пополнили ряды тех, кто дозволяет поздравлять с праздниками неверных. Своё мнение верховный муфтий Египта и верховной шейх аль-Азхара подкрепили прямым указанием со стороны египетского режима. Так 10.12.2021 в ходе своего интервью в программе «Назра» на канале «Sada El Balad», которое ведёт Хамди Ризк, муфтий Египта заявил, что поздравлять христиан с Новым годом, который приурочен ко дню рождения нашего господина Исы (а.с.), допустимо.

Что касается шейха аль-Азхара, то 13.12.2021 он связался по телефону с епископом Коптской православной церкви Феодором II, чтобы поздравить его с Новым годом. В газете «Youm7» было опубликовано, что шейх аль-Азхара в заявлениях для прессы сказал, что есть такие проповеди, которые с Исламом не имеют ничего общего. Шейх аль-Азхара заявил, что подобные проповеди направлены на введение в заблуждение, и дошло до того, что они стали указывать, каким образом следует ходить по улице, как просыпаться после сна, как ходить на работу. Он заявил, что те, кто рассказывает такого рода проповеди, стали запрещать поздравлять христиан с их праздниками. Такое поведение со стороны проповедников шейх аль-Азхара назвал «культом», который не имеет ничего общего с Исламом.

Верховный муфтий отметил, что поздравление немусульман по разным поводам является желанным и обязательным делом. Также он сказал: «В подобных фетвах мы опираемся на глубокое понимание общества, стабильность и достижение симпатий между членами одного общества <…> Поэтому в Дар уль-Ифта (управление по изданию фетв) мы утверждаем, что должен быть регулятор для вынесения фетв, и этим регулятором должна быть стабильность в обществе. Следовательно, все фетвы должны оставаться в рамках достижения этой цели».

Заявления о дозволенности поздравлять христиан и о получении награды за это поздравление исходили не только от верховного муфтия и шейха аль-Азхара. Были и другие деятели. Подобными заявлениями придворные шейхи и учёные Египта пытаются приблизиться к своим хозяевам на Западе. Сами фетвы не были подкреплены шариатскими доказательствами, они либо опирались на рациональное суждение, либо на лживую интерпретацию. Более того, придворные шейхи и учёные даже не раскрыли смысла самого праздника.

Для того, чтобы истина стала очевидной и понятной для людей, необходимо в первую очередь разъяснить саму реальность этого дня у христиан и ответить на вопросы: дозволено ли принять участие в этом празднестве? Каковы обязанности мусульманина по отношению к другим? Почему этот вопрос поднимается каждый год, особенно в последнее время?

Самое меньшее, что можно сказать об этом дне и празднике, так это то, что христиане считают его днём рождения сына Бога. Само воззрение «сын Бога» является грехом у Аллаха. Аллах говорит:

وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَٰنُ وَلَدًا ‎٨٨‏ لَّقَدْ جِئْتُمْ شَيْئًا إِدًّا ‎٨٩‏ تَكَادُ السَّمَاوَاتُ يَتَفَطَّرْنَ مِنْهُ وَتَنشَقُّ الْأَرْضُ وَتَخِرُّ الْجِبَالُ هَدًّا ‎٩٠‏ أَن دَعَوْا لِلرَّحْمَٰنِ وَلَدًا ‎٩١‏ وَمَا يَنبَغِي لِلرَّحْمَٰنِ أَن يَتَّخِذَ وَلَدًا

«Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Этим вы совершаете ужасное злодеяние. Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться в прах от того, что они приписывают Милостивому сына» (19:88–92).

Поэтому даже простое поздравление христиан с этим днём является согласием с тем, что они приписывают Аллаху сына, а значит, это соучастие в великом грехе, от которого небеса и земля готовы расколоться. В книге «Ахкаму ахли аз-зимма» Ибн Каййим писал: «Что же касается поздравления с обрядами неверия, характерными ему, то учёные единогласны в том, что подобное поздравление — харам. Также запретно поздравлять неверующих с их празднованиями, постом, как, например, говоря им: «Благословенен твой праздник!», «Будь счастлив в этот день!» — или же иные формы поздравления.

Даже если говорящий подобные вещи будет в безопасности от неверия, всё же говорить подобное относится к числу запретного. Это всё равно, что поздравить неверующего с его паданием ниц пред крестом, что является большим грехом у Аллаха, и это больше гневит Его, чем поздравление пьяницы с распитием спиртного, поздравление убийцы с убийством и прелюбодея с прелюбодеянием. Многие, кто не ценит свою религию, впадают в этот грех, не осознавая всей мерзости своих деяний, ведь тот, кто поздравит человека с грехом, бидаатом или неверием, тот подвергает себя гневу Аллаха». Передаётся от Сабита ибн ад-Даххака:

نَذَرَ رَجُلٌ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ يَنْحَرَ إِبِلاً بِبُوَانَةَ — موضع قرب مكة — فَأَتَى النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ إِنِّي نَذَرْتُ أَنْ أَنْحَرَ إِبِلاً بِبُوَانَةَ فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ هَلْ كَانَ فِيهَا وَثَنٌ مِنْ أَوْثَانِ الْجَاهِلِيَّةِ يُعْبَدُ قَالُوا لَا قَالَ هَلْ كَانَ فِيهَا عِيدٌ مِنْ أَعْيَادِهِمْ قَالُوا لَا قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَوْفِ بِنَذْرِكَ فَإِنَّهُ لَا وَفَاءَ لِنَذْرٍ فِي مَعْصِيَةِ اللَّهِ وَلَا فِيمَا لَا يَمْلِكُ ابْنُ آدَمَ

«Один человек во времена Посланника Аллаха ﷺ дал обет зарезать несколько верблюдов в Буване (местность близ Мекки), поэтому он пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «Я дал обет зарезать верблюдов в Буване». Пророк ﷺ спросил: «Стоял ли там какой-нибудь из идолов, которому поклонялись во времена джахилии?». Люди сказали: «Нет». Он спросил: «Проводились ли там языческие праздники во времена джахилии?». Они сказали: «Нет». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Выполни свой обет. Поистине, не следует соблюдать обет, ведущий к ослушанию Аллаха, а также связанный с тем, что неподвластно сыну Адама» (привёл Абу Дауд, основа этого хадиса упоминается в двух сборниках Бухари и Муслима под названием «Сахих»).

Основной посыл этого хадиса в том, что заклание животного в местах, где проводились языческие праздники, является ослушанием Аллаха, т.е. грехом, ведь Пророк ﷺ ясно сказал: «Поистине, не следует соблюдать обет, ведущий к ослушанию Аллаха». Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас сказал: «Тот, кто берёт пример с земель неарабов, празднуя их Новруз и Махраджан, и будет подражать им, пока не наступи его смерть, воскреснет с неарабами в Судный день». Халиф Умар ибн аль-Хаттаб, сподвижники и учёные поставили условия для неарабов, чтобы они не проводили свои праздники в землях мусульман открыто, они должны делать это скрыто в своих домах. Именно поэтому все, кто поздравляет неверных с их праздниками, нарушают хукмы Шариата и то, чего придерживались сподвижниками.

И не нужно говорить, что поздравление неверных относится к проявлению добра или что это наш ответ на их поздравления нас с нашими праздниками и на их участие в них. Проявление доброты должно быть не в признании их неверия, многобожия и заблуждения, а в наставлении и призыве к истине. Только призыв к религии Аллаха, призыв к спасению от Его наказания в Судный день и является вершиной добра в отношении немусульман.

Что касается поздравлений неверных, то помимо признания их лжи человек обманывает их, подталкивает их к заблуждению и призывает их к вечному наказанию в Огне.

Касательно ответа на их поздравления с нашими праздниками и их участие в наших праздниках, то это не должно выливаться в соучастии с ними в их лжи, напротив, мы должны быть далеки от неё. Более того, мы должны подтолкнуть неверных к правильному мышлению, которое приведёт их к истине. И таким образом слова Всевышнего будут воплощены в жизнь:

لَّا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (60:8).

На такого рода лживые фетвы мы бы не реагировали, если бы сегодня существовало Исламское Государство, справедливостью которого бы наслаждались мусульмане и немусульмане. В прошлом мусульмане и немусульмане Египта, а также других мусульманских земель, на протяжении долгих столетий жили без нужды в обсуждении подобных вопросов. Причина этого заключалась в том, что каждый знал свои права, обязанности перед Исламским Государством, которое в одинаковой степени заботилось о них, независимо от религии, цвета кожи и национальности… Единственным, кому выгодно сегодня поднимать такого рода вопросы, является Запад. Ведь так он пытается отвлечь людей на вещи, которые не ведут к решению судьбоносной проблемы: установлению Халифата, основанного на методе пророчества. Запад понимает, что только Халифат способен вернуть мусульманам их образ жизни, былое величие, мощь и мировое лидерство. А значит, гегемонии Запада наступит конец.

Сегодня как никогда искренние сыны Уммы, в частности — военные, должны установить Халифат, защитить Умму от нападок и гегемонии Запада и понести знамя Посланника ﷺ. Так кто же из вас готов это сделать сегодня?

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اسْتَجِيبُواْ لِلّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُم لِمَا يُحْيِيكُمْ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ يَحُولُ بَيْنَ الْمَرْءِ وَقَلْبِهِ وَأَنَّهُ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ

«О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь. Знайте, что Аллах — между человеком и его сердцем, и что вы будете собраны к Нему» (8:24).

 

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Саид Фадль
Член информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Египте
24 Джумада аль-уля 1443 г.х.
28.12.2022 г.

Главное меню