Предосудительное делится на две категории, поскольку учитывается место и время его возникновения, а также учитывается тот, кто стал причиной появления предосудительного, и тот, кто совершает его.
1) Учитывая место и время
Предосудительное совершается как в частных местах, так и в общественных. Одним из частных мест, где совершается предосудительное, может быть дом. В доме может происходить запретное смешение полов (ихтилят), прелюбодеяние, распитие алкогольных напитков и т.п. К общественным местам относятся рынки, мечети, улицы и т.д., т.е. места, для посещения которых не требуется специальное разрешение. В общественных местах происходит предосудительное в виде обнажение аурата, продажи алкогольных напитков, продажи видеопродукции и журналов сексуально-эротического и порнографического характера, воровства и т.п.
Что касается времени, то факихи для изменения предосудительного обусловили момент совершения греха, ведь если грех уже совершён, то невозможно его изменить/устранить. Можно лишь удерживать от его совершения в будущем, повелевать придерживаться одобряемого, а также сделать насихат.
Каждый совершённый грех имеет свои хукмы, которые могут отличаться от хукмов другого греха. Например, человек, употребивший алкогольный напиток, отличается от того, кто совершил убийство. Следовательно, то, что сделал Мустафа Кемаль Ататюрк, относится к данной теме. После того, как в 1924 г. был упразднён Халифат, а светские законы были установлены в Дар уль-Ислям, мусульмане должны были подняться и силой изменить это греховное положение. Однако сегодня мы находимся в положении, когда грех уже совершён, а дело завершено, и светские законы пустили корни в землях Дар уль-Ислям. Это значит, что сегодняшнее положение отличается от положения во времена Ататюрка. Сегодня в преобразовании наших земель, где главенствуют светские законы, в Дар уль-Ислям стало обязательным следовать методу Посланника ﷺ.
2) Учитывая того, кто стал причиной появления предосудительного, и того, кто совершает его
Создание почвы для совершения греха или само совершение греха исходят либо от индивидов, либо от правителя, либо от групп. Предосудительное, совершаемое индивидом или правителем, понятно и не нуждается в разъяснении. Что касается предосудительного, совершаемого группами, то здесь подразумевается их призыв к совершению харама или неверия. К числу таких групп относятся те, что основываются на секуляризме, демократии, национализме, социализме и других идеях неверия. Изменить эти группы является ваджибом, поскольку их основой стали идеи неверия, более того, они ведут призыв к этим идеям.
Под словами «тот, кто стал причиной для совершения предосудительного, и тот, кто совершает предосудительное» подразумевается, что грех может совершаться, а может только подготавливаться почва для его совершения. Например, правитель либо сам совершает предосудительное в виде распития алкогольных напитков или принятия законов неверия, либо правитель разрешает открытие публичных домов или питейных заведений. Именно отсюда и вытекает различие между тем, кто способствует совершению предосудительного, и тем, кто непосредственно совершает его.
Существование этого различия очень важно для индивидов и групп, особенно сегодня. Ведь понимание данного различия и его соблюдение определяет действия индивидов и групп, а также обозначает первоочередные задачи в процессе изменения греха. Ведь когда правитель способствует совершению греха (а большинство грехов в наше время совершается по его вине), то изменение этого греховного положения возможно лишь с упразднением такого правителя. Если имеется преобладающая склонность (галябат уз-занн) в том, что есть возможность устранить предосудительное силой, тогда это нужно сделать. Если нет возможности устранить грех, тогда сила не применяется, поскольку применение силы не позволит достигнуть основной цели (т.е. устранения предосудительного). Доказательством этому служит тот факт, что в хадисе говорится о переходе от силы к слову, когда нет возможности изменить грех силой, т.е. нет возможности избавиться от предосудительного:
فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِع فَبِقَلْبِهِ وَذلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ
«…если же он не сможет [сделать] этого, [пусть изменит это] своим языком, а если не сможет, то [пусть противится этому] своим сердцем, что будет наиболее слабым [проявлением] веры». Однако если предосудительное (совершению которого поспособствовал правитель) будет устранено силой, то это не будет искомым изменением предосудительного, поскольку такое положение не продлится долго. Например, если сжечь питейное заведение, то на его месте, с дозволения правителя, построят новое; если разрушить публичный дом, то на его месте, с дозволения правителя, построят другой; если разрушить бар или банк, то на их месте, с дозволения правителя, построят новые. И всё это не будет изменением предосудительного, потому что настоящее изменение произойдёт только тогда, когда будет упразднён виновник совершения грехов, т.е. сам правитель.
Материал из книги: «Нормы Шариата о деятельности повелевать одобряемое и удерживать от предосудительного» («Аль-Амру биль мааруф ван-нахъю аниль мункар»)
Ясин ибн Али