Президент Турции Эрдоган вместе со своим правительством уже давно предпринимает различные попытки найти выход из усугубляющегося экономического кризиса.
Он сменяет глав Центрального банка и министров финансов, а Центральный банк по его приказу дёргает за ниточки, играя процентными ставками. Но, несмотря на эти решения, остановить рост курса иностранных валют не удавалось. Более того, падение турецкой лиры только ускорилось. Правительство Турции не только ввело режим плавающего курса для увеличения производства, экспорта и производственных мощностей, но и приняло соответствующую политику. Однако из-за большого спроса на иностранную валюту и золото, особенно учитывая то, что банки и крупные капиталисты всегда ищут возможности в этой сфере, остановить рост курсов иностранной валюты не удалось, несмотря даже на четырёхкратное вмешательство ЦБ.
После министерского заседания 20 декабря 2021 года президент Эрдоган озвучил новый пакет решений. Среди прочего он сказал: «Мы предложим новую финансовую альтернативу гражданам, которые хотят уменьшить свои опасения по поводу роста обменного курса. Этот новый инструмент, который обеспечит возможность возврата иностранной валюты за счёт сохранения активов в турецких лирах, будет работать следующим образом: если депозитный доход наших граждан в турецких лирах в банке будет выше, чем рост обменного курса, они получат свою прибыль, но если обменный курс превысит депозитный доход, разница будет компенсирована непосредственно нашим гражданам».
В своих заявлениях Эрдоган пообещал, что государство выплатит разницу вкладчикам, которые конвертируют свои деньги из иностранной валюты в турецкие лиры, а затем вкладывают их в банки с «гарантированной компенсацией разницы» сроком на три, шесть месяцев или год, в том случае, если рост курса иностранной валюты превысил доход от депозита.
Однако заявления Эрдогана вызвали бурную реакцию среди мусульман, чувствительных к процентным доходам. В результате многие претендующие на степень учёного личности стали высказывать свои мнения. Одни сказали, что любые дела, связанные с процентами, недопустимы. Другие заявили, что проценты дозволены только в определённых обстоятельствах. Ещё одни посчитали процентный доход абсолютно приемлемым.
Так 26 декабря 2021 года профессор факультета теологии, известный своей близостью к Эрдогану и его правительству, Хайреддин Караман написал в своей колонке в газете «Yeni Şafak» статью, озаглавленную «Средство от подорванного валютного рынка». Изучив мнения подобных себе учёных, он резюмировал их ответ по поводу депозитных счетов в турецких лирах с «гарантированной компенсацией разницы»:
«Если возникает разница в пользу иностранной валюты, как доллар, по сравнению с прибылью, полученной в конце депозитного срока со счетов в кредитных банках, а эту разницу компенсирует государство, то это нельзя назвать процентом, который упоминается в традиционной исламской юриспруденции. Причина этого заключается в том, что компенсацию, исходя из своих целей, осуществляет третья сторона, не участвующая в договоре депозита изначально, а это не означает, что партнёрство с самого начала несёт гарантию прибыли. Тут цель заключается в том, чтобы граждане, которые вкладывают свои сбережения в турецких лирах в соответствии с экономическими интересами страны, не становились жертвами волатильности обменных курсов».
В той же статье приводятся слова других так называемых «учёных». Например, один говорит: «Кажется, государство оказалось в безвыходной ситуации и нашло рациональное решение, в котором есть необходимость. И подобные процедуры следует рассматривать с этой точки зрения». Затем он заявляет, что нет никаких препятствий для совершения этой сделки с участием банков.
Другой проявил глубокое невежество и безрассудство, восхвалив Аллаха за «успешно проведённые меры», и продолжил взбираться на вершину абсурда, пытаясь показать правильность принятых шагов.
Такое же невежество можно увидеть и в заявлении третьего: «Есть надежда, что этот новый подход защитит национальную валюту. Государство в сложных условиях может выбрать наименьшее из двух зол среди неисламских решений, чтобы успешно защитить свой народ, экономику, валюту и национальные сбережения самым эффективным образом».
Такая позиция прослеживается в словах мыслителей, приведённых в статье Карамана. Сейчас мы не будем углубляться в вопрос дозволенности компенсации государством разницы, возникающей при колебании национальной валюты, и не будем говорить о том, считается ли компенсация со стороны государства выплатой процентов. Мы не хотим стать подобными тому, кто молчит о массовом пьянстве в народе, а затем говорит своё мнение о последствиях пьянства, или тому, кто торгует женщинами, а затем говорит о рыночных ценах и компенсации потерь, или тому, кто обсуждает, является ли доход, который зарабатывают люди сверх определённой суммы, запретным или нет, не затрагивая того, что делают ростовщики и люди, зарабатывающие деньги на процентах, и не упоминая жестокости тех, кто поощряет и вознаграждает это. Другими словами, эти псевдоучёные закрывают глаза на явные запреты, не желая искоренить их и тех, кто практикует подобное. Они гневят Аллаха, пытаясь угодить своему правителю. Важно понимать несколько обстоятельств:
1 — Эти так называемые «исламские мыслители» ни слова не сказали о том, что люди вкладывают свои деньги под проценты в банки, а правительство поощряет это. Они подобны немому шайтану, умалчивая о таких сделках, которые расцениваются как объявление войны Аллаху и Его Посланнику ﷺ.
2 — Если рассмотреть вопрос только в части срочных вкладов в банках-участниках (работающих по принципу мурабаха или мушарака), то правительство побуждает мусульман открывать срочные депозитные счета в этих банках, придавая им исламскую дозволенность, но обходя стороной запретное по Исламу условие, существующее между Центральным банком и банками-участниками, которое гласит: «В случае, если доход, подлежащий перечислению на счета участников, ниже, чем затраты, понесённые в однонедельных сделках РЕПО [1], заключённых в рамках операций на открытом рынке между банками-участниками и Центральным банком, банк-участник покрывает разницу в одностороннем порядке».
3 — Запрет ростовщичества категоричен. Аллах говорит:
وَأَحَلَّ ٱللَّهُ ٱلۡبَيۡعَ وَحَرَّمَ ٱلرِّبَوٰاْۚ
«Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (2:275).
Этот вопрос не подлежит обсуждению, защите или игнорированию.
4 — В заявлениях президента Эрдогана чётко и недвусмысленно содержится призыв к вкладыванию денег на процентных депозитных счетах. Искренним по отношению к Аллаху мусульманам, особенно учёным, следует сосредоточить внимание в первую очередь на этих призывах, не опасаясь чьего-либо осуждения, и предупредить правителей о том, что процент — во всех отношениях харам. Молчать перед заявлениями Эрдогана, поощряющими процентные ставки и основанными на укреплении банковской системы, и рассматривать только вопрос, будет ли считаться подарком компенсация разницы или нет, — это осознанный или неосознанный обман. Другими словами, отвлечением внимания от насущных проблем эти псевдоучёные обманывают массы. Всем знатокам Ислама известно шариатское правило: «Средство, ведущее к хараму, само является харамом». И это правило известно всем учёным исламских наук. Здесь следует отметить, что одним из самых худших деяний является попытка исказить Шариат, чтобы оправдать действия несправедливого правителя, и умалчивать о том, что он открыто призывает мусульман к совершению харама.
Аллах говорит:
وَلَا تَقُولُواْ لِمَا تَصِفُ أَلۡسِنَتُكُمُ ٱلۡكَذِبَ هَٰذَا حَلَٰلٞ وَهَٰذَا حَرَامٞ لِّتَفۡتَرُواْ عَلَى ٱللَّهِ ٱلۡكَذِبَۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَفۡتَرُونَ عَلَى ٱللَّهِ ٱلۡكَذِبَ لَا يُفۡلِحُونَ
«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это — дозволено, а то — запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха» (16:116).
Шайтан приукрашивает деяния правителей, и они думают, что поступают хорошо. Аллах говорит:
تَٱللَّهِ لَقَدۡ أَرۡسَلۡنَآ إِلَىٰٓ أُمَمٖ مِّن قَبۡلِكَ فَزَيَّنَ لَهُمُ ٱلشَّيۡطَٰنُ أَعۡمَٰلَهُمۡ فَهُوَ وَلِيُّهُمُ ٱلۡيَوۡمَ وَلَهُمۡ عَذَابٌ أَلِيمٞ
«Но дьявол приукрасил для них их деяния. Сегодня он является их покровителем и помощником, и им уготованы мучительные страдания» (16:63).
Также Он говорит:
قُلۡ هَلۡ نُنَبِّئُكُم بِٱلۡأَخۡسَرِينَ أَعۡمَٰلًا ١٠٣ ٱلَّذِينَ ضَلَّ سَعۡيُهُمۡ فِي ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَا وَهُمۡ يَحۡسَبُونَ أَنَّهُمۡ يُحۡسِنُونَ صُنۡعًا
«Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо?» (18:103,104).
Каждый учёный должен занимать в отношении правителя, нарушающего запреты Аллаха, позицию, подобную той, которая описана в хадисе Посланника Аллаха ﷺ:
سَيِّدُ الشُّهَدَاءِ حَمْزَةُ بْنُ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ، وَرَجُلٌ قَامَ إِلَى إِمَامٍ جَائِرٍ، فَأَمَرَهُ وَنَهَاهُ، فَقَتَلَهُ
«Господин шахидов — Хамза ибн Абдульмутталиб и человек, который стал перед несправедливым правителем, приказал и запретил, за что был убит» (Хаким).
Именно они должны отчитывать правителей за все злодеяния согласно принципу «приказ одобряемого и запрет предосудительного». Когда правители принимают неугодные Аллаху решение, учёным следует отстаивать истину, а не искажать религию и обманывать Умму. Ранее сыны Исраила называли запретное дозволенным, а дозволенное — запретным, искажая постулаты религии.
5 — Используя следующие выражения «в соответствии с экономическими интересами страны», «государство оказалось в безвыходной ситуации и нашло рациональное решение, в котором есть необходимость, и подобные процедуры следует рассматривать с этой точки зрения», «хвала Аллаху за успешно проведённые меры», эти мыслители показывают, насколько они далеки от шариатских текстов и понимания шариатских законов.
6 — Так почему же они в выведении исламских мнений не последовали исламским путём? В их позициях нет ничего исламского. Все свои выводы они строят на предположениях и домыслах, всеми путями защищая правителей. Они выступили против Шариата, поддавшись отчаянию, как будто система — это неприступная крепость, которую невозможно разрушить.
7 — Даже если мы предположим, что они стоят на страже интересов мусульман, тогда какой интерес был достигнут? Как защищена стоимость турецкой лиры? Какая из подобных практик и решений, реализованных предыдущими правительствами с момента основания республики, сохранила ценность турецкой лиры? Как он может предполагать, что подобными мерами он защитит местную валюту? Разве они не знают о том, что с 1923 года турецкая лира обесценивалась 7 миллионов раз по отношению к доллару США? Они слишком бездумны, чтобы понять, что банкиры полностью заинтересованы в том, чтобы деньги, имеющиеся на руках у людей, помещались в банки в виде срочных депозитных вкладов.
Разве интерес Уммы заключается в увеличении капитала банкиров? Ранние учёные Ислама усматривали интерес только в том, что приносит пользу всей Умме в целом. Должны ли мусульмане идти на поводу у этих банкиров, которые зарабатывают во время кризисов миллиарды долларов? Даже недальновидный человек поймёт, что от банковских игр в выигрыше окажутся только банкиры, а остальные люди пострадают. Как может интерес заключаться в распределении собранных с людей налогов среди тех, кто потерял деньги из-за спекуляций с иностранными валютами?
Как только они могли сравнить государственную казну в капиталистической системе с Байт уль-Маль в Исламском Государстве, говоря, что компенсация потерь из-за колебаний курсов валют — это подарок и помощь от государства? Подобными заявления они продолжают вводить в заблуждение, скрывая пункты договора, в которых речь идёт о компенсации процентов, и заявляя, что компенсация происходит по правилам Шариата. К тому же, Байт уль-Маль не существует совсем. Работа Байт уль-Маль полностью описана в Исламе, как с точки зрения доходов, так и расходов. Цель подобных сравнений состоит в том, чтобы вытянуть деньги с карманов людей и отдать их банкирам. Таким образом, кризис экономики и общества только усугубляется, а мусульмане, особенно учёные, молчат по этому поводу, ничего не говоря о том, что их правители объявили войну Аллаху и Его Посланнику ﷺ.
8 — Как тот, кто претендует на степень знатока Ислама, может искать оправдание правителям такими выражениями, как «государство оказалось в безвыходной ситуации»?! Как он только смеет призывать людей к ростовщичеству?! Эти высказывания показывают лишь его невежество в Исламе и нежелание подчиниться Аллаху и Его Посланнику ﷺ. И как только он может называть себя знатоком в области исламской юриспруденции?! На самом деле он ничего не знает об исламских решениях. Никто никогда не имеет права применять решение, которые противоречат решениям Аллаха. В Коране говорится:
أَلَا سَآءَ مَا يَحۡكُمُونَ
«Воистину, скверны их решения!» (16:59).
9 — Если бы они на самом деле были учёными Ислама, ведущими Умму к истине, призывающими людей к Корану и страшащимися Аллаха, тогда они разъяснили бы мусульманам исламскую экономическую систему, показали бы исламские решения и призывали бы к ним правителей. В основе этих кризисов в Турции и во всём мире лежит действующая денежная система и ростовщические банки. В центре этой глобальной системы стоит капиталистическая идеология. Администраторами же этой системы выступают правители, а некоторые учёные — это их поддержка.
10 — Основой решения всех кризисов, поразивших Умму, является применение золотосеребряного стандарта согласно денежной системе, предписанной Исламом. Это возможно путём отказа от долларовой системы США и от всех организаций и соглашений, которые служат интересам колонизатора. Важно знать, что золотого запаса в Турции достаточно для реализации этой шариатской системы. Задача учёных, страшащихся Аллаха, состоит в том, чтобы быть откровенными с Уммой и ясно говорить обо всех шариатских экономических решениях, главным из которых является исламская денежная система.
Исламская Умма не обязана служить интересам банкиров и инвесторов. К тому же, принятые президентом Турции меры никоим образом не служат интересам Уммы, и уж точно они не сдержат рост иностранной валюты. Более того, ненасытные банкиры сделают всё для того, чтобы иностранная валюта вновь поднялась в цене.
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Мухаммад Ханефи Ягмур
23 Джумада ас-сани 1443 г.х.
26.01.2022 г.
[1] Сделка (cоглашение) РЕПО (от англ. repurchase agreement, repo) — сделка купли (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определённый срок по заранее определённой в этом соглашении цене. Иначе говоря, соглашение РЕПО условно может рассматриваться как краткосрочный заём денежных средств под залог ценных бумаг (облигаций, векселей, депозитных сертификатов), принадлежащих продавцу, чаще всего краткосрочных долговых бумаг денежного рынка — при этом, чисто юридически, соглашение РЕПО оформляется как купля и продажа, а не как заём. (Википедия)