Сегрегация общества является одним из проявлений деградации, которая привела к хаосу в Исламской Умме и потопила её после того, как её лишили концепции «лояльности и непричастности» (аль-валя ва ль-бара), вытекающей из исламской акыды.
Это стало причиной появления у многих мусульман признаков разделения, которое неизбежно возникает, когда мысль деградирует, а человек опускается до отношений на уровне инстинктивных проявлений, включая расизм, патриотизм и национализм.
Сегрегация в отношениях между людьми, которая может происходить по признаку пола, цвета кожи и так далее, коренится в человечестве с давних времён. Если мы перелистаем страницы прошлого и посмотрим на культурное наследие человечества, то найдём яркие примеры разделения. Согласно буддизму или индуизму, люди делятся на несколько классов. Греческая цивилизация разделяет людей на благородных и дикарей. То же самое наблюдается в римской культуре. Что касается иудеев, то их отношение к другим людям общеизвестно. Иудеи верят, что они — избранные Богом, а другие не имеют никакой ценности и даже никаких прав в жизни. Палестинцы почувствовали их веру на себе.
Сегрегация появляется вследствие низких связей между людьми на основе трайбализма, патриотизма и национализма. Всё это возвращается к семейным, племенным или клановым связям. Три перечисленные связи основаны на поверхностных идеях, которые по существу ведут к разделению и способствуют дискриминации и ксенофобии.
Но как такое могло поразить Исламскую Умму с доктриной единобожия?!
Когда враги Ислама увидели великую силу Исламской Уммы, которая кроется в идеологической целостности, они вступили в сговор, чтобы навязать свои низкие связи, разделить Исламскую Умму и уничтожить Исламское Государство. Они стали внедрять свою форму отношений во всех странах мусульман. В Египте, например, сегрегация представлена в географическом разделении на мухафазы. Мы находим, что люди Менуфии презирают жителей Гарбии, а жители Гарбии презирают жителей Александрии, большинство египтян презирает жителей сельской местности и Верхнего Египта, и так далее. В Саудовской Аравии сегрегация представлена в межплеменных отношениях: племя Аназа недолюбливает племя Сухуль, Сухуль презирает племя Харб, светлокожие ставят себя выше темнокожих. Таким образом, мы наблюдаем разделение во всех странах мусульман.
Стоит также упомянуть сторонников арабского национализма, которые утверждают, что имеют превосходство за счёт того, что говорят на языке Корана, и в основу различия ставят язык, а не религию. Следовательно, мы видим сегрегацию по языковому признаку.
Можно увидеть, что в Судане некоторые предпочитают суданского немусульманина над несуданским мусульманином, проявляя лояльность к родине и непричастность к религии. Они считают своих братьев по религии чужими, а христиан — братьями по родине. В Судане по причине сегрегации разгорались войны и проливалась запретная кровь, несмотря на сосуществование в течение сотен лет и смешанные браки между различными этническими группами. Это разделение было искусственно вызвано капиталистическими торговцами войной, которые желают захватить богатства мусульман и враждебны к исламской вере. Южный Судан был отделён именно на основе этнической сегрегации, которой Правительство спасения оправдывало своё согласие на отделение Юга. Даже те, кто поднял знамя Ислама, приветствовали этническое разделение. В день отделения Южного Судана родной дядя президента Судана Тайиб Мустафа сказал: «Хвала Аллаху за то, что избавил нас от мучений и облегчил наше состояние». Этническое различие привело к логическому результату — отделению части территории. Сейчас то же самое пламя разделения используется в Дарфуре и Восточном Судане. Люди сражаются за чашку чая, поданную продавщицей в Западном Судане.
Хотя все называют западную часть столицей всех народностей, однако среди людей есть закоренелая сегрегация. Некоторое время назад в социальных сетях люди заговорили о браке футболиста Иссама Абдуль Рахима с девушкой «другого происхождения». Обычный мусульманин, которого эта смута не приблизит к благочестию, смотрит СМИ, подвергается расистским тенденциям и проникается чувством ненависти. В такой атмосфере каждый предпочитает себя над другими даже внутри одной семьи, где отношения поражены превосходством одного над другим и где преобладает отчуждение. В реальности у людей есть более важные проблемы, однако их отвлекают таким способом, чтобы народ никогда не вышел из-под контроля. Я не имею в виду, что вся вина лежит на других народах, хотя бы потому, что мы сами согласились с таким положением и шли за каждым, кто громче кричал. Но если семя посажено, тогда следует ожидать плоды, и общество как раз пожинает их. Мы сами послушались колонизатора и построили государство, в котором с новой силой возродились джахилийские призывы. В то же время государство не имеет решения, считая, что не должно вмешиваться, и своим молчанием лишь усугубляет положение. Всё это, конечно же, соответствует планам, разработанным вместе с врагами Уммы с целью сохранения своих престолов.
В западных обществах сегодня, несмотря на попытки сокрытия, проявляются признаки расизма. В этих обществах с помощью различных средств продвигается концепция превосходства страны над остальными. Например, сегодня каждая страна отмечает день независимости и имеет собственный гимн. Всё это приводит к тому, что общества пытаются сбалансировать между пропагандой расизма и подавлением ненависти к «чужим». Хотя это то, чего невозможно избежать, особенно учитывая, что у каждой нации есть свои интересы и что между интересами различных народов происходят столкновения, что приводит к продолжению разногласий и противостояний во всём мире. Протесты в США, связанные с убийством темнокожего американца Джорджа Флойда, прекрасно демонстрируют это.
Ислам пришёл спасти человечество от такого курса, который губит мышление и развивает феномен традиционности и подчинения. Приводится у Тирмизи от Ибн Умара, что в день завоевания Мекки Посланник Аллаха ﷺ, обратившись к людям с проповедью, сказал:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّ اللَّهَ قَدْ أَذْهَبَ عَنْكُمْ عُبِّيَّةَ الْجَاهِلِيَّةِ وَتَعَاظُمَهَا بِآبَائِهَا فَالنَّاسُ رَجُلَانِ بَرٌّ تَقِيٌّ كَرِيمٌ عَلَى اللَّهِ وَفَاجِرٌ شَقِيٌّ هَيِّنٌ عَلَى اللَّهِ وَالنَّاسُ بَنُو آدَمَ وَخَلَقَ اللَّهُ آدَمَ مِنْ تُرَابٍ
«Поистине, Аллах удалил от вас надменность джахилии и свойственный ей обычай кичиться своими предками. Есть только богобоязненный верующий и несчастный грешник. Все люди — дети Адама, а Адам создан из земли».
Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوباً وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (49:13).
Исламская вера объединила Сухайба ар-Руми (Византия), Билаля аль-Хабаши (Эфиопия), Сальмана аль-Фариси (Персия) и Абу Бакра аль-Араби аль-Курайши (Аравийский полуостров) под одним знаменем — знаменем Ислама, положив конец расовым, этническим, межнациональным и межплеменным розням. Однажды один сподвижник обратился к другим мусульманам: «О ансары!», — в ответ на что другой обратился: «О мухаджиры!». Услышав это, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا بَالُ دَعْوَى الجَاهِلِيَّةِ؟
«Что это за призывы времён джахилии?».
Ему сказали: «О Посланник Аллаха! Один из мухаджиров ударил одного из ансаров». Тогда Пророк ﷺ сказал:
دَعُوهَا فَإِنَّهَا مُنْتِنَةٌ
«Оставьте это, ведь она (племенная приверженность) зловонна!» (Бухари).
Как прекрасно сказал Сальман аль-Фариси:
Отец мой — Ислам! Нет у меня другого отца,
Даже если люди гордятся тем, что происходят из племён Кайс и Тамим.
Если вода связи различна,
То ведь наша прекрасная вода исходит из одной тучи.
Если наша родословная отличается,
То нас объединяет наша религия, которую мы сделали нашим отцом.
Ислам предоставил миру такую связь, которая превосходит все остальные виды связей. Это идеологическая связь, основанная на исламской акыде. Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوباً وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (49:13).
Послание Ислама говорит о том, что все люди являются потомками Адама и Хавы и одинаково разделяют эту честь. Единственное превосходство может быть в религии, которая заключается в повиновении Аллаху и следовании Его Посланнику ﷺ. Ибн Касир в толковании этого аята сказал: «Перед Всевышним Аллахом вы превосходите друг друга по богобоязненности, а не по происхождению».
Ислам требует лояльности к исламской акыде и приказывает призывать всех людей к вере в Аллаха — Создателя всего человечества. Поэтому в Исламе связь между людьми основана на акыде «Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха», а не на происхождении и цвете кожи. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَيْسَ مِنَّا مَنْ دَعَا إِلَى عَصَبِيَّةٍ وَلَيْسَ مِنَّا مَنْ قَاتَلَ عَلَى عَصَبِيَّةٍ وَلَيْسَ مِنَّا مَنْ مَاتَ عَلَى عَصَبِيَّةٍ
«Тот, кто призывает к клановости — не из нас, и тот, кто воюет ради клановости — не один из нас, и тот, кто умирает во имя клановости — не один из нас» (Абу Дауд).
Ислам предлагает идеологическую связь, в которой нет места национализму, чтобы общество строилось на богобоязненности. Наша уникальная история — прекрасное тому свидетельство.
Государство Ислама в первую очередь строится на правильной, идеологической связи, в которой расизм предотвращается не только путём борьбы, но и благодаря высокой морали общества, которое стремится устранить этот вид нецивилизованной связи и заменить её тем, что приносит пользу людям.
Просим Аллаха подарить нам государство, в котором все мусульмане сольются воедино благодаря Исламу и станут такими, как их первые предшественники.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Гада Абдульджаббар, Умм Аваб
26 Шавваля 1441 г.х.
17.06.2020 г.