В последние годы среди мусульман возросло желание заучивать Священный Коран.
В надежде, что это послужит изменениям и приведёт Умму к благу, часть искренних сынов Исламской Уммы принялись открывать всё больше новых коранических ассоциаций, заняв учеников изучением Коранических наук, таких, как «Улюм Куран», «Дабт» и «Таджвид». Под лозунгом служения Корану, многократно увеличилось число сообществ, а также онлайн-курсов и групп в Facebook и WhatsApp.
Приятно наблюдать за церемониями выпуска тысяч хафизов во многих мусульманских странах, и стремлением детей и взрослых заучивать Слова Аллаха, мелодично зачитывая Коран ночью и днём на ясном арабском языке. Однако тем, кто стремиться достичь довольства Аллаха, следует напомнить о следующих важных положениях:
1. В основе, является обязательным поступать согласно тому, что предписано Кораном. Поэтому сподвижники (р.а.) заучивали Коран для его практического претворения, исполняя приказы Аллаха и сторонясь Его запретов, а также взывая к Аллаху, дабы не стать из числа тех, кто изучает Книгу Аллаха, но предаёт забвению Его законы. Мусульманин, потративший свою жизнь на заучивание Корана и обучение других, но в тоже время далекий от понимания законов и их претворения, находится в явном убытке. Следование законам Ислама является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки, и это очевидные истины религии. Если мы упоминаем об этом положении, то делаем это не с целью умалить вознаграждение хафиза, что также является очевидной истиной исходя из хадисов, а для того, чтобы расставить всё по своим местам и поставил все точки над «i».
Понимание законов Ислама и обязанность принимать их к исполнению требует от хафиза стремиться вернуть Ислам к правлению, и быть на его страже, приказывая одобряемое и запрещая порицаемое. Он должен заботиться обо всех мусульманах и следить за всеми происходящими с ними событиями, стремясь помочь угнетённым, а не изолироваться от жизни, запершись в собственном узком горниле, как будто он живёт в одной реальности, а его Умма в другой!
2. Сосредоточение исключительно на деятельности по созданию ассоциаций и подготовка тысяч хафизов является недостаточным для спасения Исламской Уммы. Потому что болезнь хорошо известна, и это — отсутствие государства, правящего Исламским Шариатом. Сколько бы ни увеличивалось число хафизов Корана, три четверти законов Ислама, таких как, например, система правления, экономическая система, система наказаний, внутренняя и внешняя политика, останутся в забвении и не претворятся.
Мы знаем, что многие из тех, кто приступил к деятельности по созданию ассоциаций, несут множество благ и стремятся к служению религии. Однако необходимо чтобы цель и путь изменения были ясны, дабы преуспеть в своём устремлении.
Посланник ﷺ был занят политической деятельностью, и ни для кого не секрет, что он трудился над созданием государства и даже основал его в Медине после того, как ансары приняли его и поверили в то, с чем он был послан. Всем известно, как государство смогло в то время сформировать первое исламское общество и поднялось, воплотив в нём благо и добродетель, живя ради Аллаха и неся знамя Ислама на весь мир.
До каких пор будет продолжаться равнодушие нерадивых в великом политическом деле, вследствие извращений и введения в заблуждение со стороны врагов?!
И как долго ещё будут тратиться благие усилия на лечение симптомов, без диагноза болезни и непринятия лекарств?!
Хафизы Корана сегодня должны быть в первом ряду из числа деятелей по достижению изменений и возрождения Исламской Уммы. Они больше всех достойны следования Посланнику Аллаха ﷺ в призыве, борьбе с неверными, интеллектуальной борьбе, открыто провозглашая истину и хватая за руку беззаконников. Это их пробел, который они должны восполнить. Ведь недостаточно заниматься лишь образованием, благотворительностью или ещё чем-либо.
3. С изменением индивидов нельзя достичь изменения общества, так как общество состоит из мыслей, чувств и законов, господствующих в среде общества. Необходимо выбить из умов эту неясность, чтобы прояснить то, что требуется, и путь, по которому следует идти. Призыв людей стать благочестивыми личностями, приведёт лишь к появлению благочестивых личностей, но не к исправлению общества, так как на людей влияют исполняемые законы и общественное мнение. А потому, дабы достичь серьёзного изменения, необходимо стремиться исправить общество.
Некоторые люди приводят слова Всевышнего:
إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُوا مَا بِأَنفُسِهِمْ
«Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11), – в качестве доказательства на то, что изменение общества происходит с изменением индивидов. Хотя приведение данного аята будет неуместным, т.к. изменение не происходит только лишь с наличием в обществе праведников, и это согласно хадису:
لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ ولَتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدِ الظَّالِمِ ولَتَأْطِرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ أَطْرًا ولَتَقْصُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ قَصْرًا أَوْ لَيَضْرِبَنَّ اللَّهُ بِقُلُوبِ بَعْضِكُمْ عَلَى بَعْضٍ ثُمَّ لَيَلْعَنَكُمْ كَمَا لَعَنَهُمْ
«Вы обязательно будете приказывать одобряемое и запрещать порицаемое, схватите за руку несправедливого, направите его к истине и ограничите его на ней. Иначе Аллах смешает ваши сердца с их сердцами, а потом проклянёт вас так же, как проклял их (сынов Израиля)».
Хадис ясно указывает на обязанность мусульманина действовать ради изменения порочности – путём схватывания за руку несправедливых правителей. Хадис побуждает направить правителей к истине, предостерегая плохим исходом бездействующих в этом. В другом хадисе приводится, что однажды Пророка спросили:
أَنَهْلِكُ وَفِينَا الصَّالِحُونَ ؟ قَالَ: نَعَمْ ، إِذَا كَثُرَ الخبَثُ
«О Посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, несмотря на то, что среди нас будут праведники?». Он сказал: «Да, если пороки умножатся!».
Какой ещё может быть худший порок, нежели тот, что происходит сегодня, в виде отсутствия Шариата, узурпации власти, раздробленности мусульман и их гонений?! Какой толк от увеличения среди нас количества праведников, если они не будут исправлять других?!
Исследующий действия Посланника Аллаха ﷺ в Медине, незадолго до установления Исламского Государства, увидит, что Мусаб ибн Умайр не ушёл с головой, отдаваясь всецело заучиванию Корана вместе с уверовавшими мединцами, дабы они единолично шли по прямому пути. Напротив, он, вместе с уверовавшими мединцами, действовал для формирования общественного мнения в пользу Ислама, обращаясь к предводителям и группам лиц, разоблачая ложь и борясь с нечестием, нацелившись на появление в обществе необходимых мыслей, чувств и законов. Поэтому тот, кто заботится о развитии Уммы, должен не тратить своих сил на то, что не приведёт к этой цели.
О хранители Книги Аллаха! Будьте достойны того, что носите в своей груди, являясь праведниками, приказывающими одобряемое и запрещающими порицаемое, говоря слово истины перед несправедливым правителем. Не торгуйте словами Аллаха, беря за это ничтожную плату. Будьте такими же политиками, как и Пророк ﷺ, занявшись делами людей. Покажите людям Ислам в качестве замены существующим несправедливым режимам. Идите вперёд, радуясь словам Всевышнего Аллаха:
وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَىٰ لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا ۚ يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا ۚ وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَٰلِكَ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).
А также словам Посланника ﷺ:
ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةً عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ
«А затем снова наступит период Халифата, основанного на методе пророчества».
Таковы изъяны, которые вы должны исправить. И клянусь Аллахом, указанный нами путь является верным для тех, кто желает служить во благо Ислама и Корана. Пусть Аллах одарит нас Своим довольством.
Специально для радио Центрального Информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Муна Тахир
17 Раджаб 1444 г.х.
8 февраля 2023 года