Парламент Турции одобрил пакет конституционных реформ, направленный на усиление полномочий президента Эрдогана.
В случае, если новый проект конституции, утверждённый 20 января, будет принят на всенародном референдуме, проведение которого планируется весной, Эрдоган останется президентом до 2029 года (а согласно некоторым оценкам – до 2034 года), сообщает агентство «Рейтер».
По словам президента, данные реформы обеспечат стабильность в Турции и не допустят возвращения страны в годы «нестабильности и потрясений», переживаемых в прошлом. Оппоненты Эрдогана же опасаются, что эти конституционные реформы приведут к авторитарному правлению.
Как сообщается 21 января на официальном аккаунте турецкого парламента в «Twitter», 339 депутатов из 550 поддержали эти реформы. При этом для того, чтобы проект был вынесен на референдум, необходимо 330 голосов.
В своём первом интервью после парламентских голосований Эрдоган, обращаясь к своим сторонникам, сказал: «Я верою, что вы шагнёте в достойное будущее, днём и ночью работая не покладая рук в ходе кампании (по поддержке новой конституции)», – также сообщив о том, что сам примет в ней участие.
«Но окончательное решение примет мой народ», – заключил Эрдоган.
«Сегодня в истории Турции и жизни турецкого народа приоткрылась дверь в новую эпоху. Наш народ своим «да» откроет эту дверь до конца», – прокомментировал данное событие министр юстиции Бекир Боздаг на своей странице в «Twitter».
Глава оппозиции, выступившей против одобрения поправок в парламенте, Кемаль Кылычдароглу, со своей стороны заявил о том, что его партия будет добиваться отмены поправок и отмены референдума. «Это (голосование) – предательство парламента по отношению к своей истории: полномочия, которые народ отобрал у дворца, опять возвращаются во дворец… Мы пройдём по всем улицам, кафе, фабрикам и будем говорить об этом. Мы верим, что наш народ сорвёт игру, разыгранную в парламенте», – сказал он.
В тот период, когда Эрдоган занимал пост премьер-министра (2002–2012), не было президентской системы правления, которая «обеспечивала стабильность», а была парламентская система. Когда же полномочия Эрдогана на посту премьер-министра подошли к концу, оказалось, что президентская система «наиболее востребована для достижения стабильности». До чего жалки государства, парламенты и партии, чьи системы и законы подчинены сильному, а не сильные – законам!