بسم الله الرحمن الرحيم
Установление Исламского Государства, дальнейшая его сохранность, а также подъём и возрождение Уммы посредством него имеют первостепенную важность в списке дел носителей исламского призыва.
Исламское Государство возродится, опираясь на исламские идеи и мысли, оно станет процветать, если его ствол будет напитан чистыми исламскими мыслями и раскинет густые ветви Ислама именно так, как он был ниспослан откровением от Аллаха нашему господину Мухаммаду ﷺ.
Работая над созданием государства и возрождением Уммы, нам безотлагательно необходимо, не спуская глаз, действовать над укреплением общественного мнения, в особенности — в пользу основополагающих исламских идей. Чем сильнее общественное мнение, тем глубже Умма способна погрузиться в борьбу за установление Исламского Государства. Главными из основных идей, нуждающихся в укреплении и заботе и стоящих любых усилий, приложенных на этом пути, являются мысли, которые прививают и оберегают ценность руководства законами Ислама, а также прививают основы, на которых строится государство и индивидуальная жизнь людей. Так одной из таких мыслей, на которой строится государство, жизнь индивидуумов и общества, является признание того, что верховенство власти принадлежит Шариату.
Именно потеря ценности руководства шариатскими законами и основ, на которых стоит государство, стало причиной величайшей беды — разрушения Исламского Государства. В обществе потеря этой ценности очевидно проявляется в том, что подавляющее большинство людей пренебрегает вопросом приверженности законам Шариата в повседневной жизни как на уровне индивидуальных поступков, так и в отношениях с другими людьми, большинство из которых с ними сходно. Общественное мнение, захлестнувшее взаимоотношения людей, не придаёт ни малейшего значения шариатским законам; даже незаметно, что руководство шариатскими законами — это основа их жизни, а ведь оно является плодом веры и основой поступков человека.
Доказательства того, что необходимо руководствоваться шариатскими законами, в категоричном виде приводятся в Коране и Сунне. Аллах сказал:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65), —
а также:
وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا ۚ
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7).
Эти аяты выражают общее положение и относятся ко всем вопросам, т.к. форма обращения в них — не частная. В Коране на это существует множество указаний. Говоря же о Сунне, следует отметить, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
تَرَكْتُ فِيكُمْ أَمْرَيْنِ، لَنْ تَضِلُّوا مَا تَمَسَّكْتُمْ بِهِمَا: كِتَابَ اللهِ وَسُنَّةَ نَبِيِّهِ
«Я оставил вам две вещи, и если вы будете придерживаться их, то никогда не впадёте в заблуждение — Книга Аллаха и Сунна Его Посланника»,
مَنْ أَحْدَثَ فِيْ أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ
«Кто внесёт в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто».
Эти и другие указания категорично свидетельствуют о том, что руководство шариатскими законами является ваджибом, и это — основа жизни мусульманина. Пренебрежение законами Шариата в повседневной жизни и в личностных отношениях привело к потере той ценности, на которой базируются повседневная жизнь человека и общественные взаимоотношения. Поэтому одной из самых важных нош на плечах носителей призыва, трудящихся над возобновлением исламского образа жизни и распространением Ислама по всей Земле, должна стать деятельность по разъяснению и укреплению среди людей ценности, касающейся основ, на которых стоят индивидуальная жизнь людей и их взаимоотношения. Эта деятельность является одной из самых важных дел для создания в мусульманах мысли в пользу исламской идеи, что превратит руководство шариатскими законами в одно из неотъемлемых и преобладающих над всеми другими качествами качеств мусульман.
Руководство шариатскими законами обеспечит власть закона Аллаха — шариатского хукма — и определит критерии для поступков людей. Первое гарантирует обществу стабильность, удовлетворение и спокойствие за их жизнь, права и интересы. Помимо этого, главенство хукма Шариата в глубине душ верующих имеет высокое моральное, духовное, душетрепещущее положение, т.к. это — хукм, ниспосланный Аллахом через откровение. Это дополнительный предмет чести за соблюдение Ислама и гордости за свою близость к Аллаху. Мусульмане опасаются противоречить Его закону, страшатся Его гнева, желают следовать Его руководству и законам и заслужить Рай; и даже более этого — они хотят обрести довольство своего Господа. Поэтому мысль о верховенстве власти Шариата побуждает мусульманина, подталкиваемого акъыдой, соблюдать закон Аллаха. Мусульманин бдительно руководствуется им благодаря своей акъыде, строго выстраивает свои поступки в согласии с ним, а также сам следит за тем, чтобы остальные люди руководствовались Шариатом.
كُنْتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного» (3:110), —
т.е. верующие стоят на страже руководства шариатскими законами. Помимо этого, шариатские законы в общественной жизни не только облегчают взаимоотношения людей, но и легко решают проблемы и устраняют конфликты между ними, пока в их сердцах лежит главенство шариатского закона. И ещё верховенство закона Аллаха наделяет правителя полномочием заботы о делах людей, а не силой власти над ними, т.к. высшей инстанцией для людей выступает не правитель, а закон Аллаха — к нему обращаются и «пастырь», и «паства», а правитель — не более чем человек, заботящийся о делах людей с помощью законов Шариата.
الإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْؤولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ
«Правитель — пастырь и ответственен за свою паству».
Говоря о том, чем определяется критерий поступков или восприятие жизни мусульманина, то это халяль, дозволенное Аллахом, и харам — запретное Им. Аллах велел мусульманам руководствоваться именно этим критерием и отверг веру тех, кто не руководствуется Шариатом и не правит им. Он сказал:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними» (4:65).
В глазах мусульман мирская жизнь — это путь к жизни в Ахират:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56),
وَابْتَغِ فِيمَا آتَاكَ اللَّهُ الدَّارَ الْآخِرَةَ ۖ وَلَا تَنْسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا ۖ
«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (28:77).
Исходя из этого, какими бы значимыми ни были обстоятельства мирской жизни, они не являются критерием для поступков и не формируют восприятие жизни. Критерии — халяль и харам.
Халяль — это то, что дозволил Аллах, а харам — это то, что Аллах запретил. Шариатские тексты ясно и открыто на это указывают и запрещают кому-либо на своё усмотрение определять дозволенное и запретное:
وَلَا تَقُولُوا لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ الْكَذِبَ هَٰذَا حَلَالٌ وَهَٰذَا حَرَامٌ لِتَفْتَرُوا عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ
«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это — дозволено, а то — запретно, и не возводите навет на Аллаха» (16:116),
قُلْ أَرَأَيْتُمْ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ لَكُمْ مِنْ رِزْقٍ فَجَعَلْتُمْ مِنْهُ حَرَامًا وَحَلَالًا قُلْ آللَّهُ أَذِنَ لَكُمْ ۖ أَمْ عَلَى اللَّهِ تَفْتَرُونَ
«Скажи: «Что вы скажете об уделе, который ниспослал вам Аллах и часть которого вы объявили запретной, а часть — дозволенной?». Скажи: «Аллах позволил вам это, или же вы возводите навет на Аллаха?» (10:59).
Значит, критерием является то, что Аллах дозволил и запретил, и на этом нужно остановиться, а если человеку не ясно, является ли поступок халяль или харам, то он не должен приступать к нему до тех пор, пока не узнает этого. Нельзя отдавать предпочтение на основе выгоды, пользы, умозаключения или вероятного вреда. Нельзя действовать до тех пор, пока обстоятельство не прояснится. Если дело окажется дозволенным, то человек совершит его без всякого смущения, а если запретным — воздержится от него, даже если считает его для себя спасительным лекарством. Посланник ﷺ сказал:
إنَّ الحَلاَلَ بَيِّنٌ، وَإنَّ الحَرامَ بَيِّنٌ، وَبَيْنَهُمَا مُشْتَبَهَاتٌ لاَ يَعْلَمُهُنَّ كَثيرٌ مِنَ النَّاسِ، فَمَنِ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ، اسْتَبْرَأَ لِدِينهِ وَعِرْضِهِ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ في الحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعَى حَوْلَ الحِمَى يُوشِكُ أنْ يَرْتَعَ فِيهِ، ألاَ وَإنَّ لكُلّ مَلِكٍ حِمَىً، ألاَ وَإنَّ حِمَى اللهِ مَحَارِمُهُ
«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного оберегает свою религию и честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен тому пастуху, который пасёт (своё стадо) около заповедного места и вот-вот окажется в нём. Поистине, у каждого владыки есть (своё) заповедное место, и, поистине, заповедным местом Аллаха является то, что запрещено Им».
Это говорит о том, как Посланник ﷺ скрупулёзно относился к мерилу поступков — помимо того, что он ﷺ запретил преступать границы дозволенного, он также запретил приближаться к неясному. Пожалуй, более серьёзного и скрупулёзного подхода к халяль и к харам трудно представить.
Однако Ислам не ограничивает применение Шариата только в повседневной жизни отдельных лиц или в отношениях между людьми, а выходит за рамки этого, охватывая также отношения между правителем и подданными, правление и все государственные дела. Ислам обязал и Умму, и правителя править по Шариату, он обязал всех мусульман — из числа правителей или подданных, без исключения — руководствоваться Шариатом. Аллах Тааля сказал:
وَأَنِ احْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَنْ يَفْتِنُوكَ عَنْ بَعْضِ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49),
وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44), —
в другом аяте:
وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (5:45), —
в третьем аяте:
وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (5:47).
Все эти доказательства указывают на то, что верховенство власти Шариата должно быть претворено в жизнь, и восприятие жизни должно происходить сквозь призму халяль-харам — критерий всех поступков человека. Достаточно убедить каждого мусульманина в том, что если он верит в Коран и пророчество Мухаммада ﷺ, то ему следует выстраивать свои поступки в жизни на основании того, что принесли нам Коран и Сунна. После этого он поставит во главу всего Шариат, определит для себя в качестве единственного критерия в жизни халяль и харам, а не выгоду, пользу или собственное умозаключение.
Таким образом, ценность руководства шариатскими законами вновь займёт своё место в основе, на которой стоит повседневная жизнь отдельного человека и общественная жизнь людей. Тем самым хукмы Шариата вновь обретут свой вес, а поступки людей станут упорядочены и обеспечат спокойствие, удовлетворённость и стабильность в жизни человека, общества и государства.
25.03.1973