21
Чт, нояб

«Нет божества кроме Аллаха» означает «нет достойного поклонения, кроме Аллаха»

Ключевые понятия
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Освящение является врождённым качеством человека, поэтому каждый человек инстинктивно поклоняется чему-либо.

Поклонение — это естественное проявление инстинкта религиозности. Выполнив обряды поклонения, человек ощущает спокойствие и уверенность, поскольку, совершив обряд поклонения, он насыщает инстинкт религиозности. Однако вопрос поклонения нельзя оставлять на интуицию, иначе человек станет поклоняться так, как это он себе представляет. Правильнее, чтобы разум вместе с интуицией определил, чему следует поклоняться, ведь на самом деле интуиция может толкать на совершение ошибок и может послужить причиной для заблуждения. Зачастую интуиция побуждает людей поклоняться объектам, которые в сути должны быть уничтожены, или так происходит, что она приводит к освящению таких объектов, которые следует презирать. Если полагаться сугубо на интуицию в решении, чему человек должен поклоняться, то сохраняется вероятность того, что это приведёт человека к заблуждению и поклонению кому или чему-либо кроме Творца или приведёт к суеверию. В то время как человек желал приблизиться к Творцу, интуиция послужила лишь отдаляющим фактором от Него.

Интуиция — это инстинктивное восприятие или внутреннее чутьё, которое возникает вследствие осязаемой реальности или во время представления того, что провоцирует это чутьё. Если человек начинает действовать согласно своему чутью, оставляя размышления, это может привести к заблуждению или ошибке.

При виде любого силуэта ночью у человека может сработать инстинкт самосохранения, проявлением которого является страх. Если он откликнется на это чутьё и проявит естественную реакцию, то есть станет, к примеру, убегать, то это будет ошибкой с его стороны, потому что, возможно, никакой опасности в основе и не было. Возможно, начав убегать, он принял неправильное решение, ведь в данной ситуации спасение заключалось в сопротивлении. Поэтому его реакция оказалась ошибочной. Но если он использует свой ум и поразмыслит над своей реакцией и чутьём до того, как совершит действие, человеку станет ясно, какие правильные шаги он должен предпринять. Размышление даст правильный ответ — возможно, он видел лишь силуэт столба, дерева или мирного животного, и тогда страх исчезнет, и он продолжит свой путь. А возможно, это был силуэт опасного животного, от которого он не сможет убежать, и тогда он выберет другой план действий, к примеру, взберётся на дерево или забежит в помещение и спасётся. Поэтому совершение действия, на которое подталкивает инстинкт, необходимо только с применением разума вместе с интуицией, то есть неправильно совершать действие, основываясь на одной интуиции. Так же и освящение должно основываться на размышлении вместе с интуицией, потому что освещение является проявлением инстинкта религиозности. Недопустимо, чтобы реакция от пробуждения инстинкта происходила без фактора размышления над ситуацией, потому что это может привести к заблуждению или ошибке. Необходимо, чтобы человек реагировал на побуждение инстинкта религиозности только после размышления, то есть после использования разума. Поклонение должно происходить в соответствии с тем, к какому выводу пришёл разум, и тогда человек станет поклоняться Тому, Кто заслуживает этого поклонения — Создателю, в Котором человек всегда чувствовал нужду.

Разум говорит о поклонении только в адрес Творца, потому что Он — Извечный и Единственный Создатель, поэтому недопустимо поклоняться кому-либо другому. Он — Творец человека, Вселенной и жизни. Его атрибуты абсолютно совершенны. Если человек верит в Его существование, то обязан поклоняться только Ему. Признание Творца инстинктивно и на уровне мысли обязывает человека поклоняется только Ему. Поклонение — это реакция на ощущение существования Создателя и высшая степень благодарности, которую может проявить творение в отношении Того, Кто даровал ему жизнь. Инстинкт толкает на поклонение, и разум вынуждает поклоняться. Инстинкт требует, чтобы это поклонение было направлено только в адрес Творца, и разум утверждает, что поклонение, благодарность и хвалу заслуживает только Творец. Поэтому те, кто в своём освящении подчинился одной лишь интуиции без использования разума, сбились с пути и поклоняются различным божествам, при этом признавая Творца и то, что Он Един. Отвечая на побуждения инстинкта религиозности, они освящали Творца и вместе с Ним освящали другие объекты, поклонялись Творцу и поклонялись творениям, либо считая их божествами, заслуживающими поклонения, либо полагая их воплощением Создателя, либо думая, что, поклоняясь им, они станут ближе к Создателю.

Инстинкт религиозности говорит о существовании Творца. Однако этот инстинкт, проявляясь лишь в том случае, когда что-то пробуждает его, ведёт к возвеличиванию всего, что человек может посчитать достойным поклонения, либо потому, что это есть Творец, либо потому, что Творец одобряет такое поклонение, либо потому, что это есть воплощение Творца. Именно это приводит к множественности божеств при том, что Творец Един.

Многобожие проявляется в обрядах поклонения при том, что люди признают единство Творца. Поэтому нужно отвергнуть многобожие с той точки зрения, что поклонение должно быть направлено только в адрес Извечного Творца.

Ислам пришёл, разъясняя людям, что поклонение должно быть направлено только в сторону Создателя всего сущего, а это — Аллах, подтверждая это разумными доводами. Коран спрашивает о вещах, которые должен совершать тот, кому поклоняются, и многобожники отвечают, что это посильно только Аллаху, признавая свою неправоту. Всевышний Аллах говорит:

قُل لِّمَنِ ٱلۡأَرۡضُ وَمَن فِيهَآ إِن كُنتُمۡ تَعۡلَمُونَ ٨٤ سَيَقُولُونَ لِلَّهِۚ قُلۡ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ ٨٥ قُلۡ مَن رَّبُّ ٱلسَّمَٰوَٰتِ ٱلسَّبۡعِ وَرَبُّ ٱلۡعَرۡشِ ٱلۡعَظِيمِ ٨٦ سَيَقُولُونَ لِلَّهِۚ قُلۡ أَفَلَا تَتَّقُونَ ٨٧ قُلۡ مَنۢ بِيَدِهِۦ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيۡءٖ وَهُوَ يُجِيرُ وَلَا يُجَارُ عَلَيۡهِ إِن كُنتُمۡ تَعۡلَمُونَ ٨٨ سَيَقُولُونَ لِلَّهِۚ قُلۡ فَأَنَّىٰ تُسۡحَرُونَ ٨٩ بَلۡ أَتَيۡنَٰهُم بِٱلۡحَقِّ وَإِنَّهُمۡ لَكَٰذِبُونَ ٩٠ مَا ٱتَّخَذَ ٱللَّهُ مِن وَلَدٖ وَمَا كَانَ مَعَهُۥ مِنۡ إِلَٰهٍۚ إِذٗا لَّذَهَبَ كُلُّ إِلَٰهِۢ بِمَا خَلَقَ وَلَعَلَا بَعۡضُهُمۡ عَلَىٰ بَعۡضٖۚ

«Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?». Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?». Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?». Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает, и от Кого нет защиты, если только вы знаете?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!». Мы принесли им истину, однако они — лжецы. Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унёс бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» (23:84–91).

Признав, что Аллах — это Создатель всего сущего и что в Его руках власть над всякой вещью, они обязались поклоняться Ему Одному, потому что, согласно их пониманию, Аллах — Единственный Заслуживающий поклонения. Всевышний Аллах разъяснил в другом аяте, что никто кроме Него не делает ничего, что заслуживало бы достойного поклонения, сказав:

قُلۡ أَرَءَيۡتُمۡ إِنۡ أَخَذَ ٱللَّهُ سَمۡعَكُمۡ وَأَبۡصَٰرَكُمۡ وَخَتَمَ عَلَىٰ قُلُوبِكُم مَّنۡ إِلَٰهٌ غَيۡرُ ٱللَّهِ يَأۡتِيكُم بِهِۗ

«Скажи: «Как вы думаете, если Аллах отнимет ваш слух и ваше зрение и запечатает ваши сердца, какое божество кроме Аллаха вернёт вам всё это?» (6:46),

أَمۡ لَهُمۡ إِلَٰهٌ غَيۡرُ ٱللَّهِۚ

«Или же у них есть другой бог наряду с Аллахом?» (52:43).

Во многих аятах Корана Аллах подчеркнул Единство Того, Кому следует поклоняться, сказав:

وَإِلَٰهُكُمۡ إِلَٰهٞ وَٰحِدٞۖ لَّآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ

«Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества кроме Него, Милостивого, Милосердного» (2:163),

ٱللَّهُ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ

«Аллах — нет божества кроме Него» (2:255),

وَمَا مِنۡ إِلَٰهٍ إِلَّا ٱللَّهُ ٱلۡوَٰحِدُ ٱلۡقَهَّارُ

«Нет божества кроме Единственного и Всемогущего Аллаха» (38:65).

Другими словами, нет иного божества, заслуживающего поклонения, кроме Создателя. Аллах говорит:

وَمَا مِنۡ إِلَٰهٍ إِلَّآ إِلَٰهٞ وَٰحِدٞۚ

«Нет божества кроме Единственного Бога!» (5:73).

То есть нет божества, достойного поклонения, кроме Единого Творца.

Ислам пришёл, чтобы направить всё поклонение к Единому Творцу, Которого признаёт разум и ищет инстинкт. Аяты Корана категорично отрицают любые виды поклонения другим божествам. Всевышний Аллах говорит:

لَوۡ كَانَ فِيهِمَآ ءَالِهَةٌ إِلَّا ٱللَّهُ لَفَسَدَتَاۚ

«Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы» (21:22).

Аяты Корана категорично отрицают существование каких-либо божеств, которым можно было бы поклоняться, и описывают Аллаха как Единственного Достойного поклонения. Другими словами, аяты велят поклоняться только Создателю всего сущего.

Слово «илях» в арабском языке имеет только одно значение — «тот, кому поклоняются», и нет никакого другого шариатского значения. Поэтому словосочетание «ля иляха» согласно арабскому языку и Шариату означает, что «нет достойного поклонения». А выражение «илля Аллах» согласно Шариату и арабскому языку означает, что поклонения достоин только Создатель всего сущего. Следовательно, первая часть исламской формулы единобожия означает не только признание единства Аллаха, как полагают многие, но также и то, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха. Поэтому все освящения и поклонение должны быть направлены лишь в Его адрес, Единственного, категорично отрицая наряду с этим поклонение в адрес кого-либо другого кроме Аллаха.

Исходя из вышесказанного, в Исламе недостаточно признания Единства Аллаха, но также требуется и признание Единства Творца и Единства Того, Кому следует поклоняться. Значение выражения «ля иляха илля Ллах» заключается в том, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха. Именно поэтому свидетельство «ля иляха илля Ллах» обязывает мусульманина поклоняться лишь Одному Аллаху и признавать только Его право на поклонение. Таким образом, таухид (единобожие) означает освящение Единого Создателя или поклонение Единому Аллаху.

 

Из книги «Исламская мысль»