24
Вс, нояб

Ризк — в распоряжении Аллаха

Ключевые понятия
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Ризк (удел) — это не «собственность», а скорее, «дар». «Наделить ризком» означает «отдать, предоставить». «Собственность» означает овладение вещью одним из дозволенных Шариатом способов, в то время как ризк бывает как дозволенным (халяль), так и запретным (харам). 

Как деньги, полученные человеком в качестве заработной платы, считаются ризком, так же и деньги, полученные от азартных игр, считаются ризком, потому что каждого из людей Аллах наделяет ризком через определённое дело.

Многие люди полагают, что сами наделяют себя ризком. Рабочий, получая определённую плату за свой труд и старание, считает, что он сам наделил себя ризком. Получив больше денег за то, что приложил больше усилий, рабочий начинает думать, что сам наделил себя этой надбавкой. Торговец, который получает прибыль благодаря своему труду, считает, что сам наделяет себя уделом. Врач, который лечит больных за определённую плату, считает, что сам наделяет себя уделом. И таким образом каждый человек, занимающийся определённым делом, приносящим прибыль, полагает, что он сам наделяет себя ризком. Такое понимание у людей складывается из-за того, что положения, в которых они находят ризк, они считают за саму причину ризка.

На самом же деле мусульманин должен принять то, что ризк находится в распоряжении Аллаха, а не человека. Выполняемое дело — это лишь положение, в котором добывается ризк, а не причина появления ризка. Если бы эти положения служили причиной, тогда они неминуемо приводили бы к одному и тому же результату. Однако, как мы видим, результаты различаются. Иногда положение есть, а ризка нет. Если бы эти положения служили причиной, тогда каждый раз неминуемо наблюдалось бы следствие. Поскольку ризк не приходит при каждом положении неизбежно или приходит в разной величине, тогда можно с уверенностью утверждать, что речь идёт лишь о положении, а не причине ризка.

Положения, в которых приходит ризк, нельзя считать причиной ризка, а также нельзя считать, что человек посредством этих положений сам наделяет себя ризком, из-за того, что такое понимание противоречит кораническим текстам, категоричным с точки зрения происхождения (катыят ад-субут) и категоричным с точки зрения указания (катыят ад-даляля). Если что-либо противоречит кораническому тексту, категоричному по происхождению и указанию, тогда предпочтение отдаётся тексту, а остальное отвергается. Многие аяты Корана недвусмысленно указывают на то, что ризк находится в распоряжении Аллаха, а не человека.

Таким образом, мы уверенно говорим о том, что наблюдаемые нами способы и средства, посредством которых человек получает ризк, являются лишь положениями, а не причинами. Аллах говорит:

وَكُلُواْ مِمَّا رَزَقَكُمُ ٱ للَّهُ

«Ешьте из того, чем Аллах наделил вас» (5:88),

ٱللَّهُ ٱ لَّذِي خَلَقَكُمۡ ثُمَّ رَزَقَكُمۡ

«Аллах — Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием» (30:40),

أَنفِقُواْ مِمَّا رَزَقَكُمُ ٱللَّهُ

«Расходуйте из того, чем вас наделил Аллах» (36:47),

إِنَّ ٱللَّهَ يَرۡزُقُ مَن يَشَآءُ

«Аллах дарует пропитание без счёта кому пожелает» (3:37),

ٱللَّهُ يَرۡزُقُهَا وَإِيَّاكُمۡۚ

«Аллах наделяет пропитанием их и вас» (29:60),

نَّحْنُ نَرْزُقُكَ

«Мы Сами наделяем тебя уделом» (20:132),

نَّحْنُ نَرْزُقُهُمْ وَإِيَّاكُمْ

«Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами» (17:31),

لَيَرۡزُقَنَّهُمُ ٱللَّهُ رِزۡقًا حَسَنٗاۚ

«Аллах непременно наделит прекрасным уделом» (22:58),

يَبۡسُطُ ٱلرِّزۡقَ لِمَن يَشَآءُ وَيَقۡدِرُۚ

«Он увеличивает или ограничивает удел кому пожелает» (42:12),

فَٱبۡتَغُواْ عِندَ ٱللَّهِ ٱلرِّزۡقَ

«Ищите же пропитание у Аллаха» (29:17),

وَمَا مِن دَآبَّةٖ فِي ٱ لۡأَرۡضِ إِلَّا عَلَى ٱللَّهِ رِزۡقُهَا

«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (11:6),

إِنَّ ٱللَّهَ هُوَ ٱلرَّزَّاقُ

«Воистину, Аллах является Наделяющим уделом» (51:58).

Все вышеприведённые аяты несут одно ясное значение. Их нельзя истолковать по-разному. Заключается это значение в том, что ризк приходит только от Аллаха. Однако Аллах приказал мусульманину по собственному выбору входить в те положения, в которых он может приобрести ризк. Да, человек по собственному выбору входит в положения, в которых получает ризк, однако он не сам наделяет себя ризком. Именно такое значение несут аяты. Аллах наделяет человека ризком через некоторые положения. И здесь нет разницы, это запрещённый ризк или разрешённый, это запрещённые положения или разрешённые или обязательные, и нет разницы, получил человек в этих положениях ризк или не получил. Кроме того, в Исламе разъяснено то, какими путями мусульманину дозволено добывать ризк и какими запрещено. Также в Исламе разъяснены пути приобретения собственности, но не причина получения ризка, и мусульманину следует строго придерживаться этих путей. Никто не может приобретать собственность нешариатскими путями, иначе это будет считаться запрещённым ризком. В любом случае, запрещённый ризк или разрешённый, он исходит от Аллаха.

 

Из книги «Исламская мысль»